Порядок представления отчетности.
Налоговая отчетность
Наряду с бухгалтерской отчетностью некоммерческая организация должна представить налоговую отчетность в налоговые органы. При этом в состав налоговой отчетности включаются декларации по налогу на прибыль, НДС, по налогу на рекламу, ЕСН, страховым взносам в ПФР, налогу на имущество, а также по тем налогам, которые организация обязана уплачивать (подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).
Так, в соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ плательщиками по налогу на прибыль признаются российские организации. При этом в соответствии с п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
Следует отметить, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Налогового кодекса РФ).
Следует также отметить, что в соответствии со ст. 32 Закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, кроме бухгалтерской отчетности некоммерческие организации должны также представлять отчетность в налоговые органы в виде деклараций по уплачиваемым налогам. Порядок заполнения и сроки подачи деклараций установлены налоговым законодательством отдельно для каждого налога.
Однако некоторые некоммерческие организации с 2003 г. перешли на упрощенную систему налогообложения, тем самым отказавшись от ведения бухгалтерского учета методом двойной записи. В этом случае они освобождены от составления годовой бухгалтерской отчетности, а в налоговые органы могут представлять отчетность в виде декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и книги учета доходов и расходов.
Таким образом, отчетность в налоговые органы некоммерческими организациями представляется в любом случае в составе тех или иных форм и деклараций.
В соответствии с п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком (в том числе и некоммерческой организацией) по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных налоговым законодательством применительно к конкретному налогу.
Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено законодательством. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй Налогового кодекса РФ применительно к каждому сбору.
Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй Налогового кодекса РФ в порядке, установленном законодательством применительно к конкретному налогу.
При этом не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ).
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Следует отметить, что указанная норма была введена в налоговое законодательство Федеральным законом от 30.12.2006 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть I и часть II Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 10.07.2007 г. N 62н. В соответствии с этим приказом Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется лицами, признаваемыми налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, не осуществляющими операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющими по этим налогам объектов налогообложения, по данным налогам.
Декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица на бумажном носителе или в электронном виде. При этом декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При представлении декларации по установленной форме по просьбе налогоплательщика налоговый орган проставляет на копии декларации отметку о принятии и дату ее получения при получении декларации на бумажном носителе либо передает налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении декларации по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Декларация представляется в электронном виде в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 2.04.2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
В верхней части каждой страницы декларации указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации или ИНН индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, вправе не указывать ИНН в декларации, указывая при этом свои персональные данные на странице 002 декларации.
Декларация заполняется налогоплательщиком, кроме раздела "Заполняется работником налогового органа".
Для организации при заполнении декларации необходимо указать ИНН, а также КПП, которые присвоены этой организации налоговым органом по месту ее нахождения.
При заполнении ИНН организации, состоящего из десяти знаков, в зоне из двенадцати ячеек, отведенной для записи показателя "ИНН", в первых двух ячейках следует проставить нули (00).
При заполнении страницы 001 декларации необходимо отразить следующие данные:
1) вид документа: 1 - первичный, 3 - корректирующий. При этом при представлении в налоговый орган уточненной декларации при указании реквизита "Вид документа" указывается показатель 3 - корректирующий вид, где подразделом показателя (через дробь) указывается номер корректировки декларации (например, 3/1, 3/2, 3/3 и т.д.). При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений либо недостоверных сведений налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную декларацию;
2) отчетный год, за который представляется декларация;
3) полное наименование налогового органа, в который представляется декларация, и его код;
4) полное наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах, полное наименование иностранной организации, а в случае представления декларации физическим лицом - указывается его фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность);
5) код объекта административно-территориального деления согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО). В случае если код конкретного объекта административно-территориального деления менее 11 знаков, данный код следует отражать в отведенном для него поле декларации, начиная с первой ячейки. В ячейках, оставшихся пустыми, указываются нули (00);
6) код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД);
7) налоги (налог), по которым представляется декларация.
Наименования налогов указываются налогоплательщиком при заполнении декларации в графе 1 в очередности, соответствующей нумерации глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации по этим налогам;
8) номер главы части второй Кодекса по соответствующему налогу, по которому представляется декларация;
9) налоговые (отчетные) периоды по налогам (авансовым платежам), по которым представляется декларация, а также номер квартала:
а) для налога, налоговый период по которому установлен как квартал, при заполнении декларации в графе 3 "Налоговый (отчетный) период" в соответствующей ячейке указывается значение налогового периода "3". При этом в графе 4 "Номер квартала" указывается номер квартала, за который представляется декларация:
за первый квартал - "01";
за второй квартал - "02";
за третий квартал - "03";
за четвертый квартал - "04";
б) для налога, налоговый период по которому установлен как календарный год, а отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев, при заполнении декларации в графе 3 "Налоговый (отчетный) период" в соответствующей ячейке указывается значение налогового (отчетного) периода по конкретному налогу:
за квартал - "3";
за полугодие - "6";
за 9 месяцев - "9";
за год - "0".
При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в декларации, представленной организацией, по строке "Руководитель" проставляется подпись руководителя организации, которая заверяется печатью организации. При этом указываются фамилия, имя, отчество полностью и проставляется дата подписания декларации.
Достоверность и полнота сведений, указанных в декларации физического лица, подтверждается подписью этого физического лица с проставлением даты подписания декларации.
При подтверждении достоверности и полноты сведений в декларации представителем налогоплательщика указывается полное наименование организации либо фамилия, имя, отчество (полностью) физического лица - представителя налогоплательщика в соответствии с документом, удостоверяющим личность.
При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в декларации, организацией - представителем налогоплательщика ставится подпись руководителя организации, которая заверяется печатью организации, и проставляется дата подписания.
При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в декларации, физическим лицом - представителем налогоплательщика ставится подпись физического лица и проставляется дата подписания.
Также указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика. При этом к декларации прилагается копия указанного документа.
Раздел "Заполняется работником налогового органа" содержит сведения о представлении декларации: способ представления декларации, количество страниц декларации, количество листов подтверждающих документов и (или) их копий, приложенных к декларации, дата представления декларации и номер, под которым зарегистрирована декларация, фамилия и инициалы имени и отчества работника налогового органа, принявшего декларацию, его подпись.
В случае если на странице 001 декларации физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, не указывается ИНН, сообщаются персональные данные этого лица по перечню, приведенному на странице 002 декларации.
При заполнении сведений на странице 002 декларации необходимо указать:
1) фамилия, имя, отчество физического лица указываются полностью в соответствии с документом, удостоверяющим личность;
2) дата рождения (число, месяц, год) указывается в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность;
3) место рождения указывается в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.
4) в строке "гражданство" указывается название страны, гражданином которой является декларант, и числовой код страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ). При отсутствии гражданства записывается: "лицо без гражданства";
5) в строке "вид документа, удостоверяющего личность" указываются наименование документа, удостоверяющего личность физического лица, код документа и реквизиты, которые имеются в документе, удостоверяющем личность;
6) место жительства в Российской Федерации указывается на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если указан не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность), с обязательным указанием почтового индекса и кода субъекта Российской Федерации;
7) сведения, указанные на странице 002 в строке "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю", заверяются подписью физического лица либо подписью его представителя, и проставляется дата подписания.
Также следует отметить, что в соответствии с налоговым законодательством (абз. 2 п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ) налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Кроме того, налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии с требованиями ст. 83 Налогового кодекса РФ, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами (п. 10 ст. 80 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, в случае если некоммерческая организация не применяет упрощенную систему налогообложения и не представляет единую (упрощенную) форму декларации, то отсутствие у нее по итогам конкретного налогового периода объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не освобождает ее от обязанности представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, НДС, ЕСН и др.
Следует отметить, что особых льгот по налогу на прибыль некоммерческим организациям не предоставлено. Глава 25 Налогового кодекса РФ предусматривает лишь перечень доходов, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Так, согласно ст. 246 Налогового кодекса РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль. При этом в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. В том числе в состав организаций входят и некоммерческие организации.
Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода. В состав такой налоговой декларации входят:
1) титульный лист;
2) раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика";
3) лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций" (без приложений);
4) лист 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования".
В случае если некоммерческая организация уплачивает налог на прибыль, то она представляет налоговую декларацию в составе, необходимом для отражения суммы налога и его расчета.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 7.02.2006 г. N 24н.
Особое внимание следует уделить заполнению листа 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования", так как другие листы заполняются аналогично порядку их заполнения коммерческими организациями.
В соответствии с порядком заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утвержденным Приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. N 24н, "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" (Лист 07 Декларации) составляют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в п.п. 1 и 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ.
Исходя из видов полученных некоммерческой организацией средств целевого назначения необходимо установить соответствующие им наименования и коды в соответствии с приложениями к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль и перенести, соответственно, в графы 2 и 3 Отчета.
В Отчет переносятся данные предыдущего налогового периода по полученным, но не использованным средствам, срок использования которых не истек, а также по которым не имеется срока использования. При этом в графе 4 указывается дата поступления средств, имеющих срок использования, а в графе 5 - размер средств, срок использования которых в предыдущем налоговом периоде не истек, а также неиспользованных средств, не имеющих срока использования, отраженных в графе 8 Отчета за предыдущий налоговый период. Кроме того, в отчете приводятся данные о средствах, полученных в налоговом периоде, за который составляется Отчет.
Графы 4 и 6 заполняют благотворительные организации, образованные в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", некоммерческие организации при получении средств целевого финансирования и целевых поступлений, предоставленных передающей стороной с указанием срока использования, и коммерческие организации, получившие средства целевого финансирования согласно п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ, по которым установлен срок использования.
Указанные в Отчете в графе 9 доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения) (п. 14 ст. 250 Налогового кодекса РФ). При этом для доходов в виде использованных не по назначению полученных целевых средств датой получения дохода признается дата осуществления расходов (подп. 9 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса РФ).
При получении целевых средств, соответствующих кодам 010-110, приведенных в Приложении N 2 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, необходимо учесть, что к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
Организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
При получении целевых средств, соответствующих коду 010, следует иметь в виду, что под грантом понимаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет условиям, установленным в налоговом законодательстве (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
При получении целевых средств, соответствующих коду 080, следует учитывать, что указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.
При получении целевых средств, соответствующих кодам 120-330, необходимо учитывать, что организации - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). При отсутствии такого учета у некоммерческих организаций, получивших средства целевых поступлений, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Следует отметить, что основные средства, нематериальные активы и другое имущество отражаются в Отчете по рыночной стоимости.
Отчисления адвокатских палат субъектов Российской Федерации на общие нужды Федеральной палаты и отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, произведенные в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", отражаются, соответственно, по строкам 230 и 240.
Отчисления адвокатов на содержание соответствующей коллегии адвокатов или адвокатского бюро, произведенные в порядке и размерах, определенных вышеуказанным Федеральным законом, отражаются по строке 250.
Некоммерческие организации также могут являться плательщиками налога на добавленную стоимость. К налогоплательщикам НДС также относятся участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). В этом случае они должны представлять в налоговые органы декларацию по налогу на добавленную стоимость (ст. 143 Налогового кодекса РФ).
Типовые формы налоговой декларации по НДС и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина РФ от 7.11.2006 г. N 136н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения" и Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 г. N 153н "Об утверждении Формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и Порядка ее заполнения".
В соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено законодательством. При этом налоговую декларацию обязаны представить, в том числе, следующие налогоплательщики:
1) лица, не являющиеся налогоплательщиками, или освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
При этом налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 6 ст. 174 Налогового кодекса РФ). Следует отметить, что с 1 января 2008 г. данная норма признается утратившей силу.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Приказом Минфина РФ от 07.11.2006 г. N 136н, налоговая декларация представляется организациями и индивидуальными предпринимателями - налогоплательщиками, включая участников товариществ, доверительных управляющих, а также лицами - налоговыми агентами, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на добавленную стоимость, в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по НДС включает в себя титульный лист, разделы 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика", 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента", 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2-4 ст. 164 Налогового кодекса РФ", 4 "Расчет суммы налога, исчисленной по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав и суммы налога, подлежащей вычету, иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения (представительства, отделения)", 5 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена", 6 "Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена", 7 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена", 8 "Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально не подтверждена", 9 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев", приложение к декларации "Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за календарный год и истекший календарный год (календарные годы)".
Следует отметить, что Титульный лист и раздел 1 декларации представляется всеми налогоплательщиками. Разделы 2-9, а также приложение к декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.
В случае отсутствия операций, облагаемых налогом, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют декларацию в налоговые органы по месту своего учета за соответствующий налоговый период, установленный в соответствии с налоговым законодательством. В этом случае налогоплательщиками заполняется титульный лист и раздел 1 декларации. Причем в строках данного раздела ставятся прочерки.
В случае если налогоплательщики в соответствующем налоговом периоде осуществляют только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), либо операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, или получили оплату, частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации, и определяют момент определения налоговой базы в соответствии с п. 13 ст. 167 Налогового кодекса РФ, то они заполняют титульный лист, раздел 1 и 9 налоговой декларации. При этом при заполнении раздела 1 декларации в строках указанного раздела проставляются прочерки.
Раздел 3 налоговой декларации заполняется и включается в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, налогообложение которых производится по соответствующим налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 2-4 ст. 164 Налогового кодекса РФ.
В случае отсутствия финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных налоговым законодательством, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Минфином РФ.
Налоговая декларация по НДС составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента), а также на основании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налогового агента).
В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ некоммерческие организации также являются налогоплательщиками единого социального налога. Никаких льгот по данному налогу налоговым законодательством не предусмотрено.
В связи с этим некоммерческие организации - налогоплательщики должны представлять налоговую декларацию по ЕСН не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Форма налоговой декларации по единому социальному налогу и порядок ее заполнения утвержден Приказом Минфина РФ от 31.01.2006 г. N 19н.
Кроме того, налогоплательщики должны представлять декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Данная декларация утверждена Приказом Минфина РФ от 27.02.2006 г. N 30н.
Никаких особенностей заполнения указанных деклараций для некоммерческих организаций не отмечается, поэтому порядок их заполнения аналогичен порядку заполнения декларации коммерческими организациями в соответствии с указанными приказами.
Некоммерческие организации имеют право применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. При этом они освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Кроме того, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с налоговым законодательством при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового (отчетного) периода должны представить налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения. При этом налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утверждена Приказом Минфина РФ от 17.01.2006 г. N 7н.
Кроме того, в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ некоммерческие организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются налогоплательщиками земельного налога.
При этом к налогоплательщикам указанного налога не относятся организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В случае если некоммерческая организация является плательщиком земельного налога, то по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу (п. 2 ст. 398 Налогового кодекса РФ).
При этом в налоговый орган также представляются налоговые декларации по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Форма декларации утверждена Приказом Минфина РФ от 23.09.2005 г. N 124н.
Е.В. Бехтерева
"Горячая линия бухгалтера", N 22, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.