Новый закон о малых предприятиях
Компаниям, которые вправе считаться малыми, разрешено пользоваться некоторыми преимуществами и льготами. Так, они могут вести учет и сдавать отчетность в упрощенном порядке, получать выгодные госкредиты и заказы, платить за аренду городского имущества по льготным ставкам.
Критерии, которым сейчас должно соответствовать малое предприятие, установлены законом об их государственной поддержке*(1). Он действует уже 12 лет. С 1 января 2008 года вступит в силу новый закон, который эти критерии значительно изменит*(2). Но обо всем по порядку.
Большие плюсы малых предприятий
Прежде всего о преимуществах, которыми пользуются малые предприятия. Для них Минфин России разработал отдельные типовые рекомендации по бухгалтерскому учету*(3). Хотя документ действует с 1998 года, он актуален и сейчас.
Как сказано в рекомендациях, некоторые малые предприятия могут вести учет по упрощенной форме. Хотя они и обязаны применять обычный План счетов, им дано право не вести аналитические счета учета имущества или обязательств. То есть, например, какие-либо ценности отражают на счетах 01 "Основные средства", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и т.д. без разбивки по субсчетам. Причем от некоторых счетов можно и вовсе отказаться.
Льготы и преимущества, которыми пользуются малые предприятия | |
1 | Ведение бухгалтерского учета в упрощенном порядке |
2 | Можно не применять некоторые ПБУ |
3 | Сокращенный состав бухгалтерской отчетности |
4 | Можно не сдавать ряд форм статотчетности |
5 | Можно заключать срочные трудовые договоры с любыми сотрудниками |
Так, Минфин рекомендует вести учет нематериальных активов не на одноименном счете 04, а непосредственно на счете 01, а готовой продукции (счет 43 "Готовая продукция") - на счете 41 "Товары". Правда, такой учет допустим в тех компаниях, у которых незначительное количество хозопераций (до 100 в месяц). Тем фирмам, у которых операций еще меньше (до 30 в месяц), разрешено не вести регистры бухгалтерского учета. Им достаточно заполнять лишь специальную Книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности (приложение 1 к рекомендациям).
Сразу оговоримся, что налоговое законодательство подобных послаблений не предусматривает. Малые предприятия, как и обычные компании, должны вести налоговый учет в полном объеме.
Большинство фирм ведут бухгалтерский учет по методу начисления. Это означает, что компания отражает доходы и расходы в том периоде, когда они фактически возникли. Факт поступления выручки или оплаты расходов значения не имеет. Для малых предприятий сделано исключение. Они имеют право вести бухгалтерский учет по кассовому методу, т.е. отражать доходы после поступления денег, а расходы - после их оплаты.
Это очень удобно для тех фирм, которые перешли на "упрощенку" или рассчитывают налог на прибыль так же - по кассовому методу. Отметим, что компании, применяющие УСН, и вовсе не обязаны вести учет. Однако многие это делают. Ведь если предприятие потеряет право на спецрежим, ей придется восстанавливать данные учета в полном объеме (если он не велся).
Кроме того, данные бухучета нужны, например, чтобы рассчитать и выплатить дивиденды учредителям.
Еще один большой плюс малых предприятий. Они могут не применять некоторые положения по бухгалтерскому учету. Среди них:
Условные факты хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01). Его должны использовать лишь те малые предприятия, которые эмитируют ценные бумаги для публичного размещения;
Информация об аффилированных лицах (ПБУ 11/2000);
Информация по сегментам (ПБУ 12/2000);
Учет расчетов по налогу на прибыль (ПБУ 18/02).
Тот факт, что фирма не применяет эти положения, закрепляют в ее учетной политике.
Из документа
Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н
Несколько слов о бухгалтерской отчетности. Малые фирмы могут ее сдавать в упрощенном порядке.
Таким образом, в состав годовой отчетности малого предприятия входят лишь Бухгалтерский баланс (форма 1), а также Отчет о прибылях и убытках (форма 2). Правда, при условии, что компания не обязана проходить обязательную аудиторскую проверку. В противном случае она может не сдавать остальные формы, если у нее нет данных для их заполнения*(4).
Малые предприятия не должны сдавать и некоторые статистические формы*(5). В частности:
П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг";
П-2 "Сведения об инвестициях";
П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";
П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";
П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".
Ряд привилегий малые предприятия имеют и по трудовому законодательству. Так, в отличие от обычных фирм, они вправе заключать с любыми сотрудниками срочные трудовые договоры. Проще говоря, принимать их на работу на определенное время. Правда, при условии, что численность работников не превышает:
20 человек (для розничной торговли и бытового обслуживания);
35 человек (для остальных компаний).
Когда фирму считают малой
Итак, с 1 января 2008 года критерии, по которым предприятие будут считать малым, значительно изменятся. Прежде всего, отметим, что новый закон делит предприятия на три вида:
- средние;
- малые;
- микро (разновидность малых).
Средние компании в настоящее время прав на большинство перечисленных нами преимуществ не имеют. Поэтому на них мы останавливаться подробно не будем. Для малых и микропредприятий они остаются. По каким критериям фирму можно отнести к таковым? Их три (см. таблицу).
Разберемся с каждым из этих показателей.
Долю других юридических лиц или иностранных граждан в уставном капитале компании определить не сложно. Для этого достаточно обратиться к ее уставу. Если владельцев компании несколько, эту долю определяют суммарно.
Какие предприятия могут считаться малыми
Критерий | Показатель, который позволяет отнести предприятие к среднему или малому |
Уставный капитал | Доля государства, иностранных компаний и граждан, фондов, общественных и религиозных объединений, а также коммерческих организаций, которые не считаются средними или малыми, не должна превышать 25% |
Численность работников (по данным за прошлый календарный год) |
Должна составлять: - для средних предприятий - от 101 до 250 чел. (включительно) - для малых предприятий - до 100 чел. (включительно) - для микропредприятий -до 15 чел. (включительно) |
Выручка от реализации без НДС, а также остаточная стоимость основных средств и нематери- альных активов (по данным за прошлый календарный год) |
Не должна превышать суммы, установленной Правительством РФ |
Пример:
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью "Союз" распределен так:
- доля ЗАО "Салют" (не является средним или малым предприятием) - 12%;
- доля ООО "Владелец" (не является средним или малым предприятием) - 8%;
- доля физлица, гражданина России - 80%.
В данном случае "Союз" считается средним или малым. Доля в ее уставном капитале других компаний не превышает 25% и составляет 20% (12 + 8).
Перейдем ко второму критерию. Порядок расчета средней численности работников за год пока остался прежним. Его установил Росстат*(6).
Причем в расчете участвуют все люди, которые так или иначе работали в компании. То есть сотрудники, которые трудятся в филиалах и представительствах, по совместительству (с учетом отработанного ими времени), по гражданско-правовым договорам.
Чтобы определить этот показатель, нужно установить численность работников за каждый месяц прошедшего года. При этом совместителей и сотрудников с неполным рабочим временем учитывают пропорционально отработанному ими времени. Затем суммируют среднюю месячную численность и делят полученный результат на 12. В результате вы получите годовую среднюю численность сотрудников.
Перейдем к последним критериям - выручке от продаж, а также остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Как мы уже сказали, они не должны превышать показателя, установленного правительством. Причем первый показатель берут по данным налогового, а второй - бухгалтерского учета. Однако в настоящий момент таких показателей пока не установлено. В дополнение отметим, что с 1 января 2010 года правительство их будет определять сразу на пять лет - так установлено в статье 4 и 27 нового закона.
Переходные положения
Вновь созданные компании могут сразу попасть в категорию малых. Для этого нужно, чтобы фирма соответствовала первым двум критериям: по максимальной численности и остаточной стоимости основных средств (нематериальных активов).
Эти данные берут за период, начиная с даты их госрегистрации. В законе почему-то ничего не сказано о соответствии такому критерию как участие в уставном капитале предприятия других компаний или иностранных граждан. Получилось, что это ограничение они могут и не соблюдать.
Из документа
5. Вновь созданные организации ... в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения ...
Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ
Видимо, законодатель имел в виду, что на момент регистрации фирмы данных о численности сотрудников компании, ее выручке и стоимости основных средств (нематериальных активов) еще нет.
Поэтому должно пройти какое-то время (его, кстати, даже не установили), чтобы их определить. А состав учредителей компании можно установить сразу в момент ее регистрации. И те фирмы, которые "не проходят" по этому критерию, не могут считаться малыми предприятиями автоматически.
"Диаграммы"
Роль малого предпринимательства (small business) в мире значительно возросла за последние десятилетия и формирует более 50% ВВП в ведущих странах мира. Малый бизнес охватывает разные сферы человеческой деятельности, объединяя интересы группы мелких собственников и их наемных работников, обеспечивая занятость населения и решая иные социальные задачи. Он обладает мобильностью, позволяющей оперативно реагировать на изменяющиеся условия и потребности рынка, и обслуживать основную массу потребителей товаров, работ, услуг народного потребления.
В Германии действует около 3,3 млн предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают до 57% добавленной стоимости и привлекают 46% инвестиций. В Великобритании доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 53-56%.
Зарубежный опыт позволяет говорить о позитивной роли малого бизнеса только при наличии поддержки со стороны государства. Так, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе малого и среднего бизнеса до 20% оборонных заказов.
В России имеется система поддержки малых предприятий, однако согласно результатам опроса общественного мнения, размещенным в Интернете, из 1409 респондентов 53% определяют российские условия для развития малого и среднего бизнеса как плохие и только 10% - как хорошие.
Е.Г. Хоменко,
к.ю.н., доцент кафедры предпринимательского
права (хозяйственного) права МГЮА
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ
*(2) Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ
*(3) Приказ Минфина России от 21.12.1998 г. N 64н
*(4) П. 3 Указаний, утв. приказом Минфина России от 22.07.2003 г. N 67н
*(5) П. 2 Порядка, утв. пост. Росстата России от 20.11.2006 г. N 69
*(6) П. 87-100.12 Порядка, утв. пост. Росстата 20.11.2006 г. N 69
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.