г. Пермь |
|
11 сентября 2012 г. |
Дело N А71-6130/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики (ОГРН 1081840000021, ИНН 1833046964) - не явились, извещены надлежащим образом, в том числе публично;
от заинтересованного лица ООО "Аптека Арника" (ОГРН 1021801061974, ИНН 1828002810) - не явились, извещены надлежащим образом, в том числе публично;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ООО "Аптека Арника"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 25 мая 2012 года
по делу N А71-6130/2012,
принятое (вынесенное) судьей З. Ш. Валиевой
по заявлению Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики
к ООО "Аптека Арника"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении ООО "Аптека Арника" (далее - заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда от 25.05.2012 года заявленные требования удовлетворены, ООО "Аптека Арника" привлечено в административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000,00 рублей.
Общество, не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В привлечении к административной ответственности Общества отказать. В своей жалобе Общество ссылается на грубое нарушение требований Закона 294-ФЗ Управлением при проведении проверки.
Управлением по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики (заявитель) на апелляционную жалобу представлен письменный отзыв. В отзыве Управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в жалобе и отзыве на нее, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Аптека Арника" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 21.07.2010 N ЛО-18-02-000146.
На основании Приказа Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики "О проведении плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности" от 07.03.2012. N 148 была проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности ООО "Аптека Арника" в аптечном пункте, расположенном по адресу: 427430, УР, г. Воткинск, ул. 1 Мая, д. 83.
В ходе проверки установлено, осуществление Обществом фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренными Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение), а именно: в нарушение пп. "а" пункта 5 Положения отсутствуют основания использования административно-бытовых помещений (санузла, комнаты отдыха персонала, места хранения хозяйственного инвентаря) и тамбура аптечного пункта - не представлен договор аренды, свидетельство о регистрации права собственности или иные документы, подтверждающие право пользования данными помещениями.
1. В нарушение п. 3.7., 3.9 Приказа МЗ РФ N 80 от 04.03.2003 "Об утверждении Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Приказ N 80) и п. 3.5 приказа Минздрава РФ от 21 октября 1997 г. N 309 "Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)" (далее - Приказ N309) имеются крупные сколы на полу в тамбуре аптечного пункта, в зоне хранения торгового запаса препаратов пол покрыт линолеумом, швы которого не сварены, слезла краска у дверного порога между рабочей зоной специалиста и административно-бытового помещения, имеются трещины и сколы торгового оборудования и витрин, что нарушает возможность проведения влажной уборки.
В нарушение п. 3.8 Приказа N 80 и п. 3.7. Приказа N 309 в аптечном пункте отсутствует система вентиляции; в помещениях хранения препаратов невозможно определить влажность воздуха, так как имеющиеся в аптечном пункте гигрометры психрометрические (типа ВИТ-2) не позволяют определить влажность (недостаточен диапазон измерения t* влажного термометра).
2. В нарушение пп. "г" пункта 5 Положения выявлено несоблюдение требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств": в аптечном пункте отсутствуют следующие лекарственные препараты, включенные в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010 N 805н:
- Бисакодил, суппозитории ректальные;
- Диклофенак, гель для наружного применения или крем для наружного применения или мазь для наружного применения;
- Диклофенак, суппозитории ректальные;
- Ибупрофен, суспензия для приема внутрь;
- Клотримазол, таблетки вагинальные;
- Левоментола раствор в ментилизовалерате, таблетки.
Выявлены нарушения Правил отпуска лекарственных средств, утверждённых приказом Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Правила):
В нарушение п. 3.3. Правил аптечный пункт ООО "Аптека Арника" имеет вывеску "Аптечный пункт" только на русском языке, не указан вид аптечной организации на национальном языке, на вывеске отсутствуют адреса и телефоны близлежащих и дежурных аптек;
В нарушение п. 3.20 Правил шкафы для хранения лекарственных препаратов установлены на расстоянии от пола менее 0,25 м (а именно 11,5 см);
В нарушение п. 3.16 Правил уборочный инвентарь хранится в административно-бытовых помещениях, не выделено специальное помещение (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;
В нарушение п. 3.18 Правил в гардеробной верхняя одежда хранится совместно со спец. одеждой.
3. В нарушение пп. "з" пункта 5 Положения:
В нарушение п. 24 раздела VI приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 706н от 23.08.2010 г. "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" не соблюдаются условия хранения лекарственных препаратов, требующих защиты от света, на открытых стеллажах хранятся препараты в первичной заводской упаковке: - "Папаверин" табл. 40мг N 10, серия 130810; - "Кофеин-бензоат натрия" 100 мг табл. N 10, серия 320911; - "Левомицетин" табл. 500 мг N 10, серия 661210; - "Аскорбиновая кислота с глюкозой" табл. 100 мг N 10, серия 1321111; - "Папаверин" табл. 40мг N 10, серия 130810 и др.
По результатам проверки составлен акт проверки N 35ф от 03.04.2012 года.
03.04.2012 г. по материалам проверки Управлением составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 8-11).
С заявлением о привлечении ООО "Аптека Арника" к административной ответственности Управление обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными.
Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к данному пункту ст. 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 7 ст. 3, п. 47 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. Фармацевтическая деятельность отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Пунктом 5 Положения о лицензировании предусмотрен перечень лицензионных требований, которым должен соответствовать лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п/п "а"-"з" п. 5 названного Положения.
Материалами дела подтверждается, что Управлением выявлены нарушения, при осуществлении Обществом фармацевтической деятельности, которые свидетельствуют о несоблюдении им требований Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, Федерального закона Российской Федерации от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80.
В соответствии с п. 5 "з", п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, выявленные нарушения относятся к грубым.
В подтверждение совершения правонарушения в материалы дела представлены акт проверки от 03.04.2012, приложение к акту проверки в виде фотоснимков, протокол об административном правонарушении от 03.04.2012, приказ N 148 от 07.03.2012, копия Лицензии N ЛО-18-02-000146 от 21.07.2010, свидетельство о государственной регистрации Общества, копия устава Общества.
Таким образом факт совершения обществом административного правонарушения материалами дела доказан.
Довод Общества о том, что документы, подтверждающие наличие права собственности или иного законного основания на здания, помещения, оборудование и другое материально-техническое оснащение, необходимое для осуществления фармацевтической деятельности, не могли быть запрошены административным органом у лицензиата, отклоняется, так как не соответствует положениям п.п.5 пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
Довод Общества о том, что документы не могли быть запрошены административным органом в отношении тамбура (входа), так как он не используется при осуществлении фармацевтической деятельности, отклоняется, так как согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003. N 80, а также положениям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.06.2001 N 73, предусмотрены технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в аптечных организациях.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вина Общества в совершении вмененного административного правонарушения установлена и подтверждена надлежащими доказательствами.
Материалы дела не содержат доказательств принятия Обществом всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Таким образом в действиях заинтересованного лица доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что административным органом была проведена плановая проверка с превышением полномочий, так как вопросы осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований санитарного законодательства, а также в сфере защиты прав потребителей относятся к компетенции иного органа - Роспотребнадзора.
Указанный довод подлежит отклонению, так как согласно приказу начальника УЛМД УР N 148 от 07.03.2011 г., была назначена проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности. В соответствии с актом проверки от 03.04.2012 г. и протоколом об административном правонарушении от 03.04.2012 г. в отношении общества была проведена проверка соблюдения лицензионных требований, предусмотренных в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081. Из материалов дела следует, что обществу не вменяются нарушения требований законодательства в сфере санитарного законодательства, либо защиты прав потребителей.
Таким образом выявленные Управлением нарушения соответствуют нормативным актам, являвшимся правовыми основаниями проведенной проверки, что свидетельствует о соблюдении Управлением своих полномочий при ее проведении.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 мая 2012 года по делу N А71-6130/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6130/2012
Истец: Управление по лецензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве УР, Управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики
Ответчик: ООО "Аптека Арника"