г. Томск |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А45-6096/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2012 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Музыкантовой М. Х., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А. Л.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Коледа А. Е. по доверенности N 9/12 от 18.06.2012 года (сроком по 17.06.2013 года)
от заинтересованного лица: Спицын А.К. по доверенности N СГ/36 от 11.01.2012 (сроком до 31.12.2012 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Региональные электрические сети", г. Новосибирск и апелляционную жалобу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 07 июня 2012 года по делу N А45-6096/2011 (судья Емельянова Г. М.)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети", г. Новосибирск (ИНН/КПП 5406291470/540601001)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее по тексту - Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 30.03.2011 года N 02-13-27-2011.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07 июня 2012 года постановление от 30.03.2011 года N 02-13-27-2011 признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в сумме штрафа, превышающего 300 000 руб.
Полагая решение суда первой инстанции незаконным, заявитель и административный орган обратились в арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на состоявшийся судебный акт.
Определениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 года апелляционные жалобы Открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области приняты к совместному рассмотрению.
В обоснование своей апелляционной жалобы Управление указало, что Федеральным законом от 06.12.2011 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" положение заявителя - субъекта естественных монополий не улучшено по сравнению с ранее действующей редакцией Кодекса, в связи с чем, положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в данном случае применению не подлежат. В связи с чем, решение суда в части определения штрафа в размере 300 000 руб. подлежит отмене.
Подробно доводы антимонопольного органа изложены в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба Общества мотивирована тем, что устранение нарушений законодательства со стороны заявителя исключает возможность возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и, как следствие, привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности; совершенное Обществом правонарушение является малозначительным.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и в письменных возражениях на отзыв.
Управление в отзыве на жалобу Общества возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, поскольку факт совершения заявителем вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела; основания для освобождения заявителя от административной ответственности отсутствуют; совершенное Обществом правонарушение не является малозначительным.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб, возражали против удовлетворения требований апелляционных жалоб друг другу.
При этом представитель Управления признал наличие смягчающего ответственность заявителя обстоятельства, уточнил просительную часть апелляционной жалобы, считая правомерным определение наказания Обществу в виде штрафа в размере 727 730 руб.
В ходе судебного разбирательства Обществом заявлено ходатайство об изменении наименования заявителя с Закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" на Открытое акционерное общество "региональные электрические сети" в связи с внесением 14.06.2012 года в Единые государственный реестр юридических лиц записи об изменении наименования юридического лица. В обоснование заявленное ходатайства Обществом в материалы дела представлено свидетельство серии 54 N 004655368 от 14.06.2012 года.
Апелляционная инстанция считает необходимым удовлетворить заявленное Обществом ходатайство в связи с его обоснованностью.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, возражений на отзыв, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 июня 2012 года подлежащим изменению в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением комиссии Управления от 01.03.2011 года Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем уклонения от заключения не противоречащего законодательству РФ договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с Сергеевой А. В., а также ущемлении интересов заявительницы при технологическом присоединении к электрическим сетям недостроенного объекта жилого назначения по адресу: г. Новосибирск, ул. Ромашкова, 11.
Указанное решение явилось поводом к возбуждению в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 17.03.2011 года N 02-13-27-2011.
Постановлением от 30.03.2011 года N 02-13-27-2011 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по технологическому присоединению, что привело к ущемлению прав юридического лица, с наложением административного взыскания в виде штрафа в размере 1 455 460 руб.
Полагая указанное выше постановление незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 14.31 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции установил, что факт совершения Обществом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, действий недопустимых в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подтверждается решением Управления от 01.03.2011 года.
Решением от 01.07.2011 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5414/2011, оставленным в силе постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 года и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.01.2012 года, отказано в удовлетворении заявления Общества о признании недействительным вышеуказанного решения антимонопольного органа.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия существенных нарушений положений КоАП РФ при привлечении Общества к административной ответственности.
Доводы Общества о возможности применения к рассматриваемым правоотношениям Федерального закона "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, вступившего в силу 06.01.2012 года, основаны на неправильном толковании части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 181. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2004 года N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы Общества о том, что установленное правонарушение не повлекло нарушения чьих-либо прав, по убеждению суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Между тем, апелляционная инстанция находит ошибочными вывод арбитражного суда о наличии в рассматриваемом случае правовых оснований для уменьшения размера штрафа по оспариваемому постановлению до 300 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.12.2011 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" изменен размер санкции статьи 14.31 КоАП РФ, согласно которой минимальный размер штрафа на хозяйствующий субъект может быть наложен от трехсот тысяч до одного миллиона рублей (часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ).
Между тем, частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Как было указано, Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, являясь субъектом естественной монополии.
При этом размер санкции по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, которой охватывается состав административного правонарушения совершенного заявителем, изменен не был и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Как следует из расчетов штрафа (в соответствии с примечаниями 2,3,4 к статье 14.31 КоАП РФ), представленного Управлением в материалы дела, обстоятельства, смягчающие административную ответственность заявителя, отсутствуют; обстоятельством отягчающим ответственность является повторность совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.31 КоАП РФ, в связи с чем, подлежащим применению штраф составляет 7 095 368 руб., при этом оспариваемым постановлением, как было указано выше, на заявителя наложен штраф в размере 1 455 460 руб.
В силу пункта 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий, административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучающее положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, выданного ему предписания об устранении допущенного нарушения является обстоятельством, смягчающим административную ответственность (пункт 7).
В рассматриваемом случае факт добровольного исполнения заявителем выданного антимонопольным органом предписания до вынесения оспариваемого постановления материалами дела подтвержден, в связи с чем, представитель Управления в судебном заседании признал факт наличия в действиях Общества одного смягчающего ответственность обстоятельства.
Таким образом, поскольку размер административного штрафа, определенного с учетом положений Федерального закона от 06.12.2011 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" превышает размер административного штрафа, определявшегося на основании ранее действующего законодательства, в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ применению подлежит минимальный штраф, установленный статьей 14.31 КоАП ПРФ в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого постановления, что составляет 727 730 руб.
Учитывая изложенное, принятый арбитражным судом первой инстанции судебный акт в резолютивной части подлежит изменению в силу пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270, и изложения в следующей редакции:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 30.03.2011 г. N 02.-13-27-2011 в части назначения наказания Открытому акционерному обществу "Региональные электрические сети" в сумме штрафа, превышающего 727 730 руб.
Считать административным наказанием Открытому акционерному обществу "Региональные электрические сети", г. Новосибирск штраф в размере 727 730 руб.
В остальной части принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законными и обоснованными, основанным на всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах, на правильном применении норм материального и процессуального права, в которой, оснований для принятия доводов апелляционной жалобы Общества, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 июня 2012 года по делу N А45-6096/2011 изменить в части, изложив в следующей редакции:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 30.03.2011 г. N 02.-13-27-2011 в части назначения наказания Открытому акционерному обществу "Региональные электрические сети" в сумме штрафа, превышающего 727 730 руб.
Считать административным наказанием Открытому акционерному обществу "Региональные электрические сети", г. Новосибирск штраф в размере 727 730 руб.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Региональные электрические сети", г. Новосибирск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Музыкантова М. Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6096/2011
Истец: ЗАО "Региональные электрические сети", ЗАО "РЭС", ОАО "Региональные электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области