Цены в валюте: новые правила
Недавно введены новые правила заполнения ряда документов на продаваемые товары. Они поясняют, как надо указывать цены. А также устанавливают штраф за нарушение официальных требований.
Рекламируйте в рублях...
Стоимость товаров, работ и услуг надо указывать в рублях. При необходимости ее можно привести и в инвалюте, но только как дополнительные данные. Такие ограничения введены с 1 июля законом. Формально они касаются лишь рекламы, фактически же рублевые значения должны быть во всех документах, предоставляемых потребителям - физлицам. В первую очередь, на ценниках и прейскурантах.*(1)
Из документа
В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
Федеральный закон от 12.04.2007 г. N 48-ФЗ
Если в рекламе указаны лишь инвалютные сведения, то это - причина для серьезного штрафа. Для организации он равен сумме от 40 тыс. до 500 тыс. руб. Для ее должностных лиц - от 4 тыс. до 20 тыс. руб.*(2) Столько же возьмут и с предпринимателя.
Кирилл Чоракаев
ведущий юрист юридической фирмы "Частное право":
В таких ситуациях очевидно нарушение закона о рекламе. Бизнесмены могут говорить, что он не распространяется на некоторые частные случаи: объявления на сайте в Интернете или информационные стенды в витринах магазинов. Но они заблуждаются. В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе*(3) к ней относиться "информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств..." Как видим, определение очень широкое.
Тем не менее, нарушителей довольно много. В частности, это туристические фирмы. Они нередко сообщают стоимость путевок лишь в долларах или евро.
Валютные цены встречаются и в других сферах. В том числе у продавцов. Особенно - дорогостоящих товаров: недвижимости, элитной мебели, машин:
Значительная стоимость, указанная в рублях, отпугнет покупателей. Так считают некоторые продавцы. Возможно. Не будем дискутировать на эту тему - она не относится к бухгалтерии. Тем не менее, дадим одну рекомендацию бухгалтеру. Оповестите (хотя бы устно) своего директора об угрожающих санкциях. И при необходимости напомните об этом, если фирму все-таки оштрафуют. В таких ситуациях руководители часто ищут виноватого среди подчиненных. Мол, они не говорили о новшествах. Предупредите их, чтобы впоследствии избежать лишних обвинений.
...И немного в валюте
Впрочем, не стоит окончательно прощаться с ценами в долларах и другой инвалюте. Ее позволено указывать дополнением к рублевой цене. В тех случаях, когда дополнение необходимо, - пишут авторы поправок в закон о рекламе.
Что значит "необходимо", они не расшифровывают. Опрошенные нами юристы тоже затруднились дать четкое определение этого "термина". Это и удобно. Без ясных формулировок ограничений в применении валютных цен практически нет. Надо только найти уважительный повод.
К примеру, им могут быть особенности учета - при закупке товара за валюту. Или интересы потребителя. Допустим, он приобретает тур на зарубежный курорт. Здесь лучше знать цену не только в рублях, но и в местной либо общепринятой валюте (евро). Это помогает определить общий бюджет поездки. Еще вариант объяснений - привычки клиентов. Скажем, многие покупатели недвижимости привыкли оценивать ее не в рублях, а в долларах либо евро. Им удобна реклама наподобие: "квадратный метр у нас стоит 34 500 рублей. Это всего лишь 1 000 евро!".
Заменять евро (доллары и т.д.) на условные единицы нежелательно. Они в законе вообще не упомянуты. И не отвечают определению иностранной валюты - средству платежа на территории зарубежного государства.*(4)
О валюте и налогах
Рассказывая о валютных ограничениях, не обойтись без позиции налоговой службы и Минфина. Эти ведомства против составления документов в инвалюте. Такие действия, по мнению финансистов, неправомерны.*(5) Вдобавок, они считают - первичка с указанием долларов, евро и проч. не соответствует Налоговому кодексу. Приведенные в ней расходы не уменьшают облагаемую прибыль. Аргумент простой: эти затраты не подтверждаются документами, которые оформлены "надлежащим образом". Значит, можно говорить о том, что они документально не подтверждены вовсе.
Такие утверждения сомнительны. Бесспорно, рублевая оценка необходима. Это следует из закона о бухгалтерском учете.*(6) Но она возможна и по операциям в иностранной валюте. Если в документе приведена рублевая стоимость, то нельзя обвинять компанию в том, что он составлен неправильно. Его документы подтверждают расходы. Причем к подобному выводу приходили и судьи.*(7)
Можно ли приводить в документах цену только в инвалюте? Нет, если говорить о бухгалтерском учете и налоговом законодательстве. Даже когда товар или услуга получены от зарубежного поставщика. В таких случаях рекомендуем подготовить бухгалтерскую справку о сопоставлении инвалютных и рублевых значений.
В ней, помимо самого названия товара, приведите дату, на которую он оприходован. Также сообщите действующий в тот момент курс Банка России. Кроме того, напишите количество товара и две цены: рублевую и валютную. Эти данные указывают как на единицу продукции, так и на всю партию. Документ обязательно должен иметь "шапку". В нее входит название ("Бухгалтерская справка"), номер и дата оформления, название вашей компании. Завершает справку информация о составителе. К ней относится должность сотрудника (обычно "бухгалтер"), его фамилия и инициалы, подпись. На основании справки все остальные документы оформляют в рублях.
Бывает, что лишь в инвалюте выписывают договоры, сметы, калькуляции и прочие бумаги для клиентов. Их нельзя считать предназначенными для "неопределенного круга лиц". Такое предназначение - обязательный признак рекламы. В этой ситуации ее нет. Следовательно, тут можно обойтись без рублевой оценки - полагают отдельные коммерсанты.
Из документа
Информация о товарах, работах, услугах в обязательном порядке должна содержать:
...цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг)
Закон РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"
Их вывод не вполне точен. Он применим к неофициальным документам, которые направлены клиентам (покупателям) - юридическим лицам либо предпринимателям. Кроме того, исключительно валютную стоимость операции разрешено приводить в денежных обязательствах.*(8) Например, в договорах на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ.
Тогда в иностранной валюте позволено заполнять и счет-фактуру.*(9)
Однако в унифицированной первичной документации все равно необходимо рублевое значение. Это - указание Росстата.*(10) Когда оно не выполнено, у налоговой инспекции есть повод для придирок. Проверяющие вправе заявить - документы недействительны и значит, их нет. Зато есть основание для штрафа за грубое нарушение правил учета. Его минимальная сумма - 5 тыс. руб.*(11)
Еще хуже, когда товар (услуги или работы) приобретен обычным человеком. Тут вступает в действие закон о защите прав потребителей. Он требует рублевой оценки товаров не только в ценниках, но и в любой информации, доводимой до потребителя. Даже в договорах на оказание услуг.*(12)
Игнорировать это положение довольно опасно. Есть штраф за "нарушение иных прав потребителей". С компании возьмут от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Вдобавок могут наказать руководителя либо другого ответственного сотрудника организации. Здесь санкция составляет от 500 до 1000 руб.*(13)
Цена указана только в инвалюте. Последствия
/- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- -- -\
/-----------------\ /-----------------\ /-----------------\ /-----------------\ |
Где указана | | | | На ценниках, | | В расходных | | В договорах | |
цена? | В рекламе | | прейскурантах | | документах | | с юрлицами | |
-- -- -- -| | | |для потребителей | | | | | |
\-----------------/ \-----------------/ \-----------------/ \-----------------/ |
\- --- --- | --- --- --- | --- --- --- --- | --- --- --- | --- -- -/
| | | |
/-- --- | --- --- --- | --- --- --- --- | --- --- --- | --- --\
| /--------------\ /--------------\ /--------------\ /---------------\ |
|Штраф от 40 до| |Штраф от 5 до| |Уменьшение ра-| | | |
Последствия | |500 тыс. руб-| |10 тыс. руб-| |сходов, учтен-| | | |
для организации |лей - за нару-| |лей - за нару-| |ных для расче-| |Нет последствий| |
-- -- -- -- -| |шение закона о| |шение прав по-| |та налога на | | | |
|рекламе | |требителей | |прибыль | | | |
| \--------------/ \--------------/ \--------------/ \---------------/ |
\-- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --/
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) П. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1
*(2) Ст. 14.3 КоАП РФ
*(3) Федеральный закон от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ
*(4) Ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ
*(5) Письмо Минфина России от 12.01.2007 г. N 03-03-04/1/866
*(6) Ст. 8 и 11 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ
*(7) Пост. ФАС Уральского округа от 12.07.2006 г. N Ф09-5918/06-С2
*(8) П. 2 ст. 317 ГК РФ
*(9) П. 7 ст. 169 НК РФ
*(10) П. 3 Письма Росстата от 31.05.2005 г. N 01-02-9/381
*(11) П. 1 ст. 120 НК
*(12) Письмо Роспотребнадзора от 07.03.2006 г. N 0100/2473-06-32
*(13) Ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.