Налоговая инспекция
назначает выездную проверку. Критерии отбора
Самая жесткая форма налогового контроля - выездная проверка. Именно по ее результатам выявляют наибольшее количество ошибок и назначают наибольшие суммы штрафов. Не так давно федеральная налоговая служба утвердила Концепцию их планирования.*(1)
В документе, в частности, сказано, в каких случаях и при каких условиях компания рискует под такую проверку попасть. Более того, налоговая служба разместила на своем сайте и критерии, по которым бухгалтер фирмы может сам оценить, насколько рискует фирма. Достаточно лишь рассчитать показатели работы предприятия по формулам, предложенным инспекторами.
Ярослав Кулибаба,
генеральный директор компании "РЕАЛ-АУДИТ":
На мой взгляд, эти критерии не имеют никакого отношения ни к реальной экономике, ни к налоговому праву. Нас в очередной раз пытаются запугать. Не нужно бояться, не нужно подгонять отчетность под эти критерии. Уверен, что на 95% вероятность назначения проверки будет определяться другими показателями, а не этими критериями. А результативность назначенной проверки вообще зависит от совершенно других факторов.
"Зона риска"
В Концепции налоговики привели 11 общих показателей, исходя из которых конкретная инспекция будет решать - проверять ей компанию или нет. По мнению налоговой службы, эти критерии позволяют, с одной стороны, назначать выездную проверку не "на удачу", а на основании объективных причин, а с другой - стимулировать компании платить налоги.
Получается, что чем большим показателям соответствует деятельность фирмы, тем больше вероятность ее проверки. При этом компания сама может оценить, насколько она рискует "нарваться" на проверку. Эти показатели мы свели в таблицу.
Считаем показатели
Перейдем к конкретным цифрам. Они помогут определить:
налоговую нагрузку (она не должна быть ниже среднего уровня по отрасли);
рентабельность продаж товаров и рентабельность активов (она не должна отклоняться на 10% и больше от среднеотраслевого показателя).
Порядок расчета этих данных есть в "Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25 июня 2007 г." (документ включен в СПС "Гарант").
Налоговую нагрузку инспекторы должны рассчитывать по формуле 1.
Из документа
...
Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.
...
Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.
Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@
Формула 1.
/---------\ /------------------------\ /--------------------\ /----\
|Налоговая| |Сумма уплаченных налогов| | Выручка компании | | |
| нагрузка| = | (по данным инспекции) | : |(по данным Росстата)| х |100%|
\---------/ \------------------------/ \--------------------/ \----/
Затем полученный результат сравнивают со средним уровнем нагрузки по той отрасли, в которой работает компания. Показатели среднего уровня по каждой из отраслей экономической деятельности есть в приложении 1 к Общедоступным критериям и в разделе "Справочно" этого номера журнала (стр. 93).
Бухгалтер может взять необходимые данные из учета за тот или иной период времени. Сумма уплаченных налогов - это дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетный счет". Показатель выручки есть в Отчете о прибылях и убытках (форма 2). Он отражен по строке 010. Так как выручка фирмы указана в Отчете без НДС и акцизов, то при определении суммы уплаченных налогов их также не учитывают. Также не нужно брать в расчет налог на доходы физлиц (его платят работники, а не компания), платежи в Пенсионный фонд и соцстрах (в части взносов на страхование по "травме").
Таблица: Основные признаки "подозрительности" компании
N | Критерий | Признак "подозрительности" |
1 | Налоговая нагрузка | Ниже среднего уровня по отрасли (подробнее об этом читайте ниже) |
2 | Убытки | На протяжении двух и более лет подряд |
3 | Налоговые вычеты по НДС |
Равны или превышают 89% от суммы начисленного налога за последние 12 месяцев |
4 | Показатели бухгал- терского и налого- вого учета |
Несоответствие темпов роста доходов и расходов по данным бухучета с такими же показателями налоговой отчетности |
5 | Среднемесячная зар- плата |
Ниже среднего уровня по аналогичному виду экономической деятельности. Информацию о средней зарплате можно получить на официальном сайте Росстата (www.gks.ru, раздел "Уровень жизни населения"), из статсборников или по запросу компании в территориальный орган статистики. |
6 | Показатели деятель- ности компаний на "спецрежимах" |
Разница между максимальными показателями, которые позволяют применять тот или иной спецрежим, составляет меньше 5% два и более раз в течение года. К таким показателям относят, например, выручку и остаточную стоимость основных средств (при упрощенке), площадь торгового зала и количество транспорта (при "вмененке") и т.д. Подробности читайте на стр. 58 |
7 | Расходы предприни- мателя (сумма про- фессионального вы- чета) |
Составляют более 83% от общей суммы доходов |
8 | Работа с контраген- тами |
Длинная цепочка партнеров-перекупщиков и посредников без "разумных экономических или иных причин (деловой цели)". Получение компанией необоснованной налоговой выгоды (например, работа преимущественно с поставщиками, которые не платят налоги) |
9 | Пояснения для нало- гового инспектора |
Неявка в налоговую инспекцию по письменному Уведомлению для дачи пояснений о причинах тех или иных расхождений, ошибок в декларациях или противоречий в них |
10 | Налоговая регистра- ция |
Смена налоговых инспекций, где зарегистрирована компания, два и более раз с момента госрегистрации |
11 | Доходность компании | Отклонение уровня рентабельности продаж товаров (работ или услуг), а также рентабельности активов от среднеотраслевого показателя предприятий аналогичной сферы на 10% и более (об этом также ниже). |
Андрей Илларионов,
руководитель юридического отдела компании "Веста-аудит экспертиза":
В целом к появлению критериев я отношусь нормально. У налоговой службы есть право издавать акты для своего использования, определяя тех налогоплательщиков, у кого вероятны нарушения и где желательна выездная проверка.
Пример:
За 2007 г. фирма получила следующие показатели:
выручка от продаж - 10 300 тыс. руб. (без НДС);
сумма уплаченных налогов - 863 тыс. руб. (без НДС).
Предположим, что основной вид экономической деятельности компании - строительство. Средняя налоговая нагрузка по этой отрасли составляет 11,9%. Рассчитаем нагрузку компании. Она составит:
(863 000 руб. : 10 300 000 руб.) х 100% = 8,38%
Это меньше среднего уровня по отрасли. Значит, компанию могут внести в план налоговых проверок.
Перейдем к рентабельности:
продаж товаров, работ или услуг;
активов.
Среднеотраслевые показатели этих величин есть в Приложении 2 к Общедоступным критериям. Кроме того, мы опубликовали их в разделе "Справочно" журнала (стр. 94).
Чтобы определить рентабельность продаж, бухгалтер должен взять данные также из Отчета о прибылях и убытках (форма 2). Ее рассчитывают по формуле 2.
Если по строке 050 указана отрицательная сумма, то говорить о рентабельности не приходится. В данном случае фирма убыточна.
Полученный показатель сравнивают со средним. Он не должен отклоняться от него в меньшую сторону более чем на 10%.
Формула 2:
/---------------------\ /----------\ /----------\ /----\
|Рентабельность продаж| = |Строка 050| : |Строка 020| х |100%|
\---------------------/ \----------/ \----------/ \----/
Пример:
По итогам 2007 г. компания получила следующие результаты:
себестоимость продаж (строка 020) - 700 тыс. руб.;
прибыль от продаж (строка 050) - 35 тыс. руб.
Фирма занимается оптовой торговлей. Рентабельность продаж по этому виду экономической деятельности составляет 14,1%. Этот показатель по данным фирмы будет равен:
(96 000 руб. : 700 000 руб.) х 100% = 5%
Рентабельность продаж компании (5%) отклоняется от ее среднего уровня (14,1%) больше чем на 10%. Поэтому налоговики могут поставить компанию в план выездных проверок.
Формула 3:
/----------------------\ /--------------------\ /--------------------\ /----\
|Рентабельность активов| = |Строка 140 (форма 2)| : |Строка 300 (форма 1)| х |100%|
\----------------------/ \--------------------/ \--------------------/ \----/
Для расчета рентабельности активов берут данные из Отчета о прибылях и убытках и Бухгалтерского баланса (формы 1). Ее определяют по формуле 3.
Как и в первом случае, полученный результат сравнивают со средним уровнем рентабельности. Разница между показателями не должна быть больше 10%.
Пример:
По данным годовой отчетности, стоимость активов фирмы (строка 300 баланса) составила 14 500 тыс. руб., а сумма полученной прибыли (строка 140 Отчета) - 1 340 000 руб. Компания занимается розничной торговлей. Средний уровень рентабельности активов по этой отрасли - 7,3 %.
По данным учета компании этот показатель будет равен:
(1 340 000 руб. : 14 500 000 руб.) х 100% = 9,2%
Рентабельность активов фирмы превышает их средний уровень по отрасли. Установленные налоговиками критерии соблюдены.
Безусловно, говорить о том, что налоговые инспекторы на местах будут четко придерживаться этих критериев при назначении проверки, пока рано. Тем более, что среднеотраслевые показатели зачастую довольно далеки от действительности. Нельзя сравнивать предприятие, которое занято бизнесом в Москве или Санкт-Петербурге, с работающим в российской глубинке. Это все равно, что определять среднюю температуру больных по больнице в целом.
Именно поэтому налоговые управления ряда регионов заняты разработкой собственных "критериев подозрительности". И скорее всего, они будут значительно отличаться от федеральных стандартов.
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.