Плата за загрязнение: обновленная отчетность
О новой форме отчетности по плате за загрязнение рассказывает Ж.И. Новикова, начальник отдела регулирования и администрирования платежей в области охраны окружающей среды Ростехнадзора.
За негативное воздействие на окружающую среду нужно платить. Это касается, например, предприятий, эксплуатирующих стационарные источники загрязнения, имеющих на балансе парк как грузовых, так и легковых автомобилей и пр.
Плату взимают:
за выбросы загрязняющих веществ (передвижными и стационарными источниками);
за сбросы загрязняющих веществ;
за размещение отходов производства и потребления.
Обязанность вносить плату лежит как на фирмах, так и на предпринимателях. Помимо этого, они должны регулярно отчитываться по платежам за негативное воздействие на окружающую среду перед соответствующими территориальными органами Ростехнадзора.
Для этого заполняют и сдают специальный расчет платы. Недавно была утверждена его новая форма*(1). Она начала действовать с 10 августа. Первый раз отчитаться на новом бланке нужно по итогам третьего квартала этого года. Следовательно, сдать обновленный расчет следует до 20 октября 2007 года. В эти же сроки перечисляют и саму плату.
Общий порядок
Новая форма расчета стала вдвое меньше прежней, но не это ее основное достоинство. Компаниям и предпринимателям теперь не надо согласовывать с инспектором, в каком виде ее представлять: по основной форме (развернуто по каждому загрязняющему веществу отдельно) или по сводной. В новом приказе есть только одна форма - сводная. Как показала практика - самая удобная для заполнения.
Подавать расчет следует в территориальные отделения Ростехнадзора по месту нахождения стационарного и месту госрегистрации передвижного объекта негативного воздействия. Причем по каждому субъекту России представляют отдельный Расчет. Документ может быть сдан как лично, так и отправлен по почте.
Важным новшеством является обязанность представлять расчет также в электронном виде. Описание электронного файла есть на официальном сайте Ростехнадзора (http://www.gosnadzor.ru). Доступ к нему бесплатный. Для оформления электронного расчета не требуется какой-либо специальной программы. Файл с Расчетом записывают на дискету или оптический диск. Если такой файл сдан не был, то можно говорить о том, что отчетность по плате за загрязнение представлена не в полном объеме.
В настоящее время ответственности за не сдачу расчета нет. Однако компании-нарушители будут включены в списки кандидатов на выездную проверку. Кроме того, если расчета не будет, Ростехнадзор вправе самостоятельно определить сумму платы и выставить требование о ее уплате.
В новой форме есть небольшие изменения в разделах: "Титульный лист расчета платы", "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет", "Раздел 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами", "Раздел 2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами", "Раздел 3. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты". А вот раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления" был значительно переработан.
Титул
На титульной странице теперь указывают количество листов тех документов, которые прилагают к расчету. В настоящее время их перечень не установлен. Поэтому в ближайшее время он будет определен Ростехнадзором. До этого момента действуют те положения законодательства, которые устанавливают обязанность:
отражать в расчете данные о фактическом объеме негативного воздействия;
подтверждать фактическое использование (утилизацию) отходов для применения коэффициента 0.
В связи с отменой процедуры "согласования" расчетов изменился и порядок их проверки. После получения расчетов территориальное отделение Ростехнадзора проводит их камеральную (документальную) проверку. При появлении тех или иных вопросов оно вправе запросить документы, которые обосновывают правильность заполнения формы. То есть, несмотря на то, что обязанности представлять поясняющие документы предварительно не установлено, в ходе проверки Расчета на предмет, например, обоснованности применения нулевых коэффициентов, они обязательно потребуются.
Отметим, что пока использование отходов не подтверждено первичными документами, плату нужно начислять по общим правилам. После - можно подать корректирующий отчет с нулевым коэффициентом и зачесть (вернуть) переплату.
Еще одно новшество. На титульном листе появились графы, в которых правильность данных расчета подтверждают руководитель и главный бухгалтер подразделения фирмы. Как правило, у крупных компаний есть широкая сеть филиалов. Плательщиками признаются сами юридические лица, а их подразделения таковыми не считаются. Однако они вправе от имени компании перечислять деньги на основании доверенности или положения о филиале. Если у подразделения есть необходимые полномочия, то заполнять и сдавать отчет он может самостоятельно.
В этом случае данные графы должны быть заполнены.
Расчет платежа
У раздела "Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет" теперь развернутая форма. В ней указывают расшифровку суммы платы по средам загрязнения, а также за нормативное, лимитное и сверхлимитное негативное воздействие. Несмотря, что данный лист содержит больше граф, он стал более удобным и понятным для плательщиков.
Еще одно изменение. Теперь вместо кода ОКАТО субъекта России необходимо указывать код ОКАТО муниципального образования. Данное изменение очень важно в первую очередь для плательщиков, которые работают в областях.
Здесь следует быть внимательными. Неправильное указание кода ОКАТО повлечет для территориального органа Ростехнадзора дополнительную работу по уточнению принадлежности платежа.
Другие разделы
В Разделах 1, 3 и 4 расчета термин "вредное вещество" заменен на термин "загрязняющее вещество". Кроме того, в них теперь указан коэффициент "5" вместо норматива платы за сверхлимитное воздействие.
Для расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты введен поправочный коэффициент. Его применяют к нормативу платы при сбросе взвешенных веществ, предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации.
В порядке заполнения отчетности по плате за загрязнение содержится формула для расчета коэффициента.
Раздел 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" также претерпел некоторые изменения. Из расчета исключен такой показатель как реквизиты разрешения на выброс (его номер, дата и срок действия). На автомобили этого разрешения не нужно. Его необходимо получать только по стационарным источникам загрязнения*(2). Исключен и показатель "Норматив выброса". Дело в том, что в расчете платы он не участвует.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками негативного воздействия в отличие от стационарных не дифференцируется в зависимости от нормирования выбросов.
В настоящее время по передвижным источникам загрязнения нормативы платы установлены не за единицу выброса загрязняющего вещества, а за единицу израсходованного топлива*(3).
Количество израсходованного топлива подтверждают первичные документы бухучета. Чтобы рассчитать плату по передвижным объектам необходимо умножить норматив на количество израсходованного за квартал топлива, а также на поправочные коэффициенты к нормативам платы.
Пример 1:
Автомобиль зарегистрирован в Москве. Количество топлива, израсходованного за квартал (бензин АИ-92), - 300 литров. Норматив платы установлен за тонну. Поэтому литры нужно перевести в тонны. Для этого объем топлива в литрах умножают на его плотность. Как правило, данные о плотности указываются в накладной на отпуск топлива или в спецификациях. Также можно воспользоваться средними значениями для того или иного топлива:
для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см;
для АИ-92 - 0,735 г/куб. см;
для АИ-95 - 0,750 г/куб. см;
для АИ-98 - 0,765 г/куб. см.
Расход бензина равен:
300 л х 0,735 г/куб. см : 1000 = 0,113 тонн
Ниже мы приведем пример заполненного Расчета платы за загрязнение.
Пример 2:
При работе предприятия в атмосферный воздух выбрасывается 0,005 т серной кислоты, 0,012 т предельных углеводородов и 0,03 т углерода оксид.
Компании выдано разрешение на выброс данных веществ со сроком действия от 01.04.2007 г. по 31.03.2008 г. N 1111.
Исходя из данного разрешения предприятию установлен ПДВ, равный:
для серной кислоты - 0,005 т;
для предельных углеводородов - 0,012 т;
для углерода оксида - 0,03 т. Данное предприятие находится на территории Москвы по адресу: 125315, г. Москва, ул. Талинская, д. 5. Коэффициент экологической значимости для компании составляет 1,9. Так как фирма находится на территории города, где и происходит выброс, то применяют коэффициент 1,2. Коэффициент, учитывающий инфляцию, равен:
для серной кислоты и оксида углерода - 1.4;
для предельных углеводородов - 1,15. Раздел 1 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" будет заполнен так, как это указано в таблице 1.
Пример 3:
На балансе предприятия находится 7 единиц автомобильной техники.
Четыре легковых автомобиля работают на бензине неэтилированном. Три грузовых автомобиля работают на дизельном топливе.
Компания находится на территории Москвы. Коэффициент экологической значимости составляет 1,9.
Так как техника эксплуатируется на территории города, где и происходит выброс, то применяют коэффициент 1,2. Коэффициент, учитывающий инфляцию, равен 1,4.
Раздел 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами" будет заполнен так, как это показано в таблице 2.
Пример 4:
У компании есть лимит на размещение отходов. Его срок действия с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г.
В процессе работы предприятия образуются следующие виды отходов:
отработанные люминесцентные лампы в количестве 0,1 т, хранятся на территории предприятия в специальном металлическом ящике;
аккумуляторы свинцовые отработанные (в отчетном периоде не было);
пыль от шлифования черных металлов в количестве 0,001 т. Передана на использование (утилизацию) в МП "Утиль" г. Москвы по договору от 01.11.2006 г. N 100;
мусор от бытовых помещений несортированный в количестве 12 т. Передан в МП "Утиль" г. Москвы по договору от 01.11.2006 г. N 100. Мусор в количестве 12 т появился на конец отчетного периода и хранится в специальном контейнере.
Предприятию разрешено:
0,04 т отработанных люминесцентных ламп предавать захоронению, а 0,2 т хранить;
0,015 т аккумуляторов свинцовых хранить;
0,001 т пыли от шлифования черных металлов хранить;
32 т мусора от бытовых помещений несортированного хранить.
Раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления" будет заполнен, как это показано в таблицах 3 и 4.
Таблица 1 (к примеру 2)
/---\
Страница N | |3|
\---/
Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия
Раздел 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
Регистрационный номер объекта негативного воздействия 001
----------------------------------------------
Наименование объекта негативного воздействия Площадка N 1
----------------------------------------------
Адрес фактического местонахождения объекта
негативного воздействия 125315, г. Москва, ул. Талинская, д. 5
----------------------------------------------
Разрешение на выброс от 09.03.2007 N 1111 Срок действия с 01.04.2007 по 31.03.2008
------------- ------------ ------------------------------
N п/п |
Наим. вещест- ва |
Един. измер. |
Установлены | Фактичес- кий выброс загрязня- ющего вещества, всего тонн |
В том числе: | Норматив платы, руб./тонну |
Коэф. к норма- тиву платы в преде- лах установ . лимита |
Коэф. экол. знач. |
Доп. коэф. 2 |
Доп. коэф. 1,2 |
Коэф., учит. инфл. |
Сумма платы за: | Сумма платы, всего |
||||||
ПДВ | ВСВ | ПДВ | ВСВ | сверх- лим. выброс |
ПДВ | ВСВ | ПДВ | ВСВ | сверх- лим. выброс |
||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | серная кислота |
т | 0,005 | - | 0,005 | 0,005 | - | - | 21 | - | 5 | 1,9 | 1 | 1,2 | 1,4 | 0,33516 | - | - | 0,33516 |
2 | углево- дороды предел |
т | 0,012 | - | 0,012 | 0,012 | - | - | 5 | - | 5 | 1,9 | 1 | 1,2 | 1,15 | 0,15732 | - | - | 0,15732 |
3 | углеро- да ок- сид |
т | 0,03 | - | 0,03 | 0,03 | - | - | 0,6 | - | 5 | 1,9 | 1 | 1,2 | 1,4 | 0,057456 | - | - | 0,057456 |
5 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
Итого: | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 0,549936 | 0,549936 |
Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю:
/подписано/ 20.07.2007
------------------------------------ ----------------------------------
(подпись) (день, месяц, год)
Таблица 2 (к примеру 3)
/---\
Страница N | |4|
\---/
Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия
Раздел 2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами
/-------------------\
ОКАТО |1|1|1|1|1|1|1|1|1|1|
\-------------------/
N п/п |
Регистра- ционный номер объекта негатив- ного воздейст- вия |
Вид топлива |
Категория автомоби- льной техники |
Экологиче- ский класс автомоби- льной техники |
Фактичес- кое количест- во израсх. топлива, тонн |
Единица измере- ния |
Норматив платы, руб./ тонну |
Коэф. экол. значимо- сти |
Допол. коэффици- ент 2 |
Допол. коэффици- ент 1,2 |
Коэф., учит. инфляцию |
Сумма платы, всего руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | 0012 | бензин | специаль- ный лег- ковой М1 |
2 | 8 | т | 1,3 | 1,9 | - | 1,2 | 1,4 | 33,1968 |
2 | 0011 | ДТ | специаль- ный гру- зовой N 1 |
2 | 8 | т | 2,5 | 1,9 | - | 1,2 | 1,4 | 63,84 |
Итого: | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 97,0368 |
Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю:
/подписано/ 20.07.2007
------------------------------------ ----------------------------------
(подпись) (день, месяц, год)
Таблица 3 (к примеру 4)
/---\
Страница N | |5|
\---/
Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия
Раздел 4. Размещение отходов производства и потребления
Лимит на размещение отходов от 23.01.2007 г. N 1223 срок действия 01.01.2007 по 31.12.2007
-------------- --------- --------------------------------------
Регистрационный номер объекта негативного воздействия 1234
---------------------------------------------
Наименование объекта негативного воздействия
---------------------------------------------
Адрес фактического местонахождения объекта
негативного воздействия 125315, г. Москва, ул. Талинская, д. 5
---------------------------------------------
/-\Находится в пределах промышленной зоны /-\Находится за пределами промышленной зоны
Характеристика объекта размещения отходов: |V|источника негативного воздействия | |источника негативного воздействия
\-/ \-/
/-\Является специализированным полигоном /-\Не является специализированным полигоном
|V|(промышленной площадкой), оборудованным в | |(промышленной площадкой), оборудованным в
\-/соответствии с установленными требованиями \-/соответствии с установленными требованиями
N п/п |
Наим. отхода | Код по ФККО |
Единица измере- ния |
Класс опас. для окруж. среды |
Лимит (тонн) на: |
Фактически, тонн | |||||||
захоро- нение отходов |
хране- ние отходов |
находи- лось на хране- нии на начало отчет- ного периода |
образо- валось за отчет- ный период в собств. произ- водстве |
поступле- ния отходов из других организа- ций (с переходом права собствен- ности) в отчетном периоде |
использо- вано (утилизи- ровано) в отчетном периоде, в том числе, с привлече- нием специали- зированных организа- ций |
обезвре- жено в отчетном периоде, в том числе, с привлече- нием специали- зирован- ных организа- ций |
передано другим организа- циям (с передачей права собствен- ности на отходы), всего: |
в том числе, для использо- вания |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 | ртут. лампы люминесц. отраб |
353 301 00 13 01 1 |
т | 1 | 0,04 | 0,2 | 0,05 | 0,05 | - | - | - | - | - |
2 | аккум-ры свинц. отр. со слитым электролитом |
921 101 01 13 01 3 |
т | 3 | 0 | 0,015 | 0 | 0 | - | - | - | - | - |
3 | пыль от шли- фования чер- ных металов |
351 305 66 11 00 4 |
т | 4 | 0 | 0,001 | 0,001 | 0,001 | - | 0,001 | - | 0,001 | - |
4 | Мусор от быт. помещ. орган. несорт. |
912 004 00 01 00 4 |
т | 4 | 0 | 12 | 12 | 12 | - | - | - | 12 | - |
Итого: | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю:
/подписано/ 20.07.2007
------------------------------------ ----------------------------------
(подпись) (день, месяц, год)
Таблица 4 (к примеру 4)
/---\
Страница N | |6|
\---/
Раздел 4. Размещение отходов производства и потребления, лист 2
Фактически | Временное хранение отходов, с послед. использова- нием в течение 3 лет в соответст- вии с технол. регламентом или передача для использова- ния другой организации |
Находи- тся на хране- нии на конец отчет- ного периода |
норматив платы за размеще- ние отходов в пред. устан. лимита, руб./ тонн |
коэф. к норма- тиву платы за разме- щение отходов в пред. устан. лимита |
Коэф. экол. знач. |
Доп. коэф. 2 |
Коэф., учит. инфл. |
Коэф. места расп. объекта разм. отходов (0,3 или 1) |
Сумма платы: за разм. отходов |
Сумма платы, всего: |
||||||
находи- лось на хранении в отчетном периоде, всего: |
в том числе: | захоро- нено в отчет. периоде , всего: |
в том числе: | |||||||||||||
в пред. устан. лимита |
сверх устан. лимита |
в пред. устан. лимита |
сверх установ . лимита |
в пред. устан. лимита |
сверх устан. лимита |
|||||||||||
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
0,1 | 0,1 | - | - | - | - | - | 0,08 | 1739,2 | 5 | 1,9 | - | 1,4 | 0,3 | 138,7882 | 0 | 138,78816 |
0 | 0 | - | - | - | - | - | - | 487 | 5 | 1,9 | - | 1,4 | 0,3 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | - | - | - | - | - | - | 248,4 | 5 | 1,9 | - | 1,4 | 0,3 | 0 | 0 | 0 |
12 | 12 | - | - | - | - | - | 248,4 | 5 | 1,9 | - | 1,4 | 0,3 | 2378,678 | 0 | 2378,68 | |
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 2517,4666 | - | 2517,4682 |
Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю:
/подписано/ 20.07.2007
------------------------------------ ----------------------------------
(подпись) (день, месяц, год)
Платежи за загрязнение окружающей среды налоговыми не считают. Поэтому у многих компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, возник вопрос: можно ли их учитывать при расчете единого налога при объекте налогообложения "доходы минус расходы"? Ведь подобные затраты не поименованы среди расходов, которые уменьшают налоговую базу. В главе Налогового кодекса об упрощенной системе говорится лишь о суммах "налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Минфин считает, что можно. Аргументация следующая. Компании, применяющие УСН, отражают материальные расходы в том порядке, который предусмотрен статьей 254 Налогового кодекса.
В ней поименованы платежи "за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы".
Следовательно, такие затраты могут учитываться в расходах и теми компаниями, которые применяют упрощенную систему.
Редакция "АБ"
Из документа
Материальные расходы в целях исчисления единого налога принимаются применительно к порядку, предусмотренному статьей 254 Кодекса для исчисления налога на прибыль организаций. Так, согласно нормам статьи 254 Кодекса, к материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
Таким образом, платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у налогоплательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе материальных расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, несмотря на то, что указанные платежи признаны платежами неналогового характера (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О).
Письмо Минфина России от 17.05.2005 г. N 03-07-03-04/20
Ж.И. Новикова,
начальник отдела регулирования
и администрирования платежей в
области охраны окружающей среды Ростехнадзора
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204
*(2) Приказ Ростехнадзора от 19.02.2007 N 84
*(3) Пост. Правительства РФ от 12.06.2003 N 344
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.