Управленческий учет в системе контроллинга как организационно-экономический механизм повышения эффективности управления лечебно-профилактическим учреждением
Концепция контроллинга является элементом новой общей концепции системной организации управления лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ). Это комплексная и гибкая система, обеспечивающая методическое и информационно-аналитическое сопровождение управленческой деятельности в организации. Применение контроллинга в системе управления затратами ЛПУ позволяет объективно оценивать экономическую ситуацию и эффективно применять основные принципы, заложенные в систему управления затратами. Управленческий учет в системе контроллинга обеспечивает нормальное функционирование ЛПУ, определяя основные направления и материальные источники его развития, в т.ч. с позиций формирования рыночного спроса на медицинские услуги, позволяет правильно оценивать внутренние и внешние факторы, влияющие на постановку конкретных целей развития ЛПУ и определение путей их достижения.
Введение
Контроллинг и его составная часть - управленческий учет - новые концепция и модель управления финансово-хозяйственной деятельностью ЛПУ, вызванные к практике современными реалиями рыночной экономики: конкуренцией, необходимостью работы с большими потоками информации разного уровня и структуры, наличием достаточно широкого выбора возможных вариантов решения проблемы дефицита финансовых ресурсов*(1).
Предпосылками введения новой организационно-экономической технологии управления деятельностью ЛПУ является переход от лечения по факту заболевания к управляемой медицине, которую характеризуют:
прозрачность в администрировании финансовых потоков в здравоохранении;
введение унифицированных форм оплаты медицинской помощи за объемы и в соответствии с конечным результатом через систему медицинского страхования;
увеличение самостоятельности учреждений здравоохранения в вопросах расходования средств;
персонифицированный учет расходов за оказанную медицинскую помощь;
оказание медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи;
реструктуризация и реинжиниринг сети учреждений здравоохранения.
Развитие рынка медицинских услуг и внедрение рыночных механизмов в сферу здравоохранения диктуют необходимость реформирования системы организации управления и финансирования учреждений здравоохранения. Для администрации и врачебного персонала решение задач повышения эффективности производства и конкурентоспособности услуг на основе достижений науки и техники, использования новых форм хозяйствования и управления неизбежно связано с поиском равновесия между качеством медицинского обслуживания, с одной стороны, и достижением финансовых целей рационального использования ресурсов, с другой.
В этой ситуации руководители ЛПУ должны владеть не только профессиональными медицинскими знаниями, но и уметь:
анализировать сильные и слабые стороны организации, вырабатывать на этой основе стратегию деятельности;
модернизировать организационную структуру учреждения, делая ее адекватной стратегии, целям и задачам;
планировать маркетинговые мероприятия;
анализировать данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетности организации для принятия управленческих решений;
формировать и реализовывать инвестиционные проекты.
При этом управление ЛПУ требует знания его технологического цикла работы, включающего такие элементы, как:
формирование юридических отношений с плательщиками медицинских услуг (обязательное и добровольное медицинское страхование, прямые договоры, бюджет, условия платного приема);
оформление медицинской и финансовой документации (историй болезни, счетов-фактур на оплату и др.);
определение состава, мощности и графиков работы персонала (управление ресурсами);
формирование финансово-экономических показателей (тарифов на лечение, прейскурантов);
анализ медицинских и финансовых результатов работы по итогам отчетности ЛПУ*(2).
Контроллинг и управленческий учет служат целям принятия эффективных управленческих решений в рамках финансового менеджмента. Это механизмы управления финансово-хозяйственной деятельностью ЛПУ для реализации задач планирования, построения системы управления затратами, системы контроля и координации управленческой деятельности.
1. Преимущества внедрения и совершенствования системы контроллинга в лечебно-профилактическом учреждении
Контроллинг - процессное управление, ориентированное на потребителя и достижение конечного результата.
Эволюция системы контроллинга приведена на рис. 1.
Контроллинг - система управления затратами, основывающаяся на информационном обеспечении. Основная функция - создание методов и инструментов для организации управленческого учета. Информационная основа - данные бухгалтерского учета. |
Контроллинг - сбор информации и ее использование при планировании, финансировании, оценке и консультировании. Основная функция - информационное обеспечение менеджмента. Информационная база - данные всех функциональных областей. |
Контроллинг - планирование и контроль. Основные функции - бюджетирование, стратегическое и оперативное планирование. Информационная база - данные планово-контрольных расчетов на базе внутреннего учета. |
Контроллинг - новая функция менеджмента, обеспечивающая планирование, реализацию (учет) и управление по обратной связи (регулирование). Основная функция - координирование различных процессов системы менеджмента для достижения целей. Информациооная база - система знаний для принятия управленческих решений. |
Контроллинг - метасистема управления. Основные функции - планирование и бюджетирование, структуризация данных, анализ отклонений, системный анализ для описания бизнес-процессов. Информационная база - система знаний для принятия управленческих решений. |
Контроллинг - управление координацией процесса принятия решений. Основные функции - формализация процесса принятия решений. Информационная база - система управления знаниями. |
Рис. 1. Основные идеи эволюции системы контроллинга
Как видно из рис. 1, развитие системы контроллинга - это постепенное преобразование концепции, функций и информационной составляющей системы финансового менеджмента в ЛПУ. Из системы управления затратами, планирования и контроля контроллинг постепенно трансформировался в современную метасистему управления и координации процессов принятия решений. При этом наблюдается расширение основных функций системы от создания методов и инструментов для организации управленческого учета в рамках информационного обеспечения менеджмента до функций бюджетирования и планирования, координации процессов системы менеджмента и управления по отклонениям для достижения целей.
Информационная составляющая системы контроллинга в ЛПУ - данные бухгалтерского и управленческого учета, данные планово-контрольных расчетов по каждому из функциональных подразделений и система знаний, необходимых для принятия грамотных управленческих решений.
Таким образом, совершенствование концепции контроллинга - это путь от системы управленческого учета ЛПУ к информационной системе планирования и контроля, координации процесса принятия управленческих решений в рамках финансового менеджмента.
Исторически немецкая модель контроллинга концентрируется на задачах управленческого учета, в то время как американская модель охватывает также функции управления финансами и информационные технологии.
Этапы становления системы контроллинга представлены на рис. 2.
Управленческий учет (1980-е гг.) совокупность организационных мероприятий по совершенствованию документооборота. Управленческая информационная система (конец 1980-х гг.) рационализация принятия решений. Планирование и контроль (начало 1990-х гг.) бюджетирование, оперативное планирование. Координация (1990-е гг.) обратная связь в контуре управления за счет методов регулирования. Управление управлением (конец 1990-х гг.) согласование функций управления. Координация процесса принятия решений (2000-е гг.) функция поддержки принятия решений. |
Рис. 2. Этапы становления системы контроллинга в лечебно-профилактическом учреждении
Как следует из рис. 2, становление системы контроллинга в ЛПУ насчитывает несколько этапов: совершенствование документооборота; рационализация принятия решений; планирование и контроль, координация за счет методов регулирования; согласования функций управления; информационной поддержки принятия решений.
При этом инструментами контроллинга в ЛПУ являются:
система отчетности;
система сбалансированных показателей;
управление стоимостью медицинских услуг;
бюджетирование с использованием планирования;
управление финансовыми рисками и изменениями.
Процессно-ориентированная модель контроллинга приведена на рис. 3.
/------------------\ /-----------\ /----------------\
| | |
/------------------\ /----------\ /-------------\ /-----------\
| Ресурсы | | Процессы | | Потребители | | Затраты |
| Инфраструктура - |----| Рабочие |---| Рынок - |---| Финансы - |
| персонал | | процессы | | потребители | | экономика |
\------------------/ \----------/ \-------------/ \-----------/
Рис. 3. Процессно-ориентированная модель контроллинга
Она сфокусирована на управлении затратами исходя из сбалансированной стратегии деятельности - рационального использования ресурсов, оптимизации рабочих процессов, удовлетворения запросов потребителей.
В модели реализация системного подхода достигнута за счет включения всех элементов системы в управление контуром деятельности (ресурсное обеспечение, процессы производства и предоставления медицинских услуг, потребности потребителей услуг, финансовое обеспечение) и взаимосвязи между ними. Механизм обратной связи заключен в динамическом слежении за показателями функционирования системы, выявлении отклонений и определении путей их корректировки с целью достижения оптимального режима управления ресурсами (формирования оптимальной инфраструктуры, обеспечения стабильной работы персонала, внедрения новых процессов на базе инновационных технологий).
Контроллинг - система управления, основанная на причинно-следственных связях между стратегическими целями ЛПУ, отражающими их показателями и факторами получения планируемых результатов. Она складывается из ряда составляющих: финансовой, клиентской, внутренних производственных процессов, обучения и развития персонала. При этом цели и задачи этих составляющих системы выражаются как финансовыми, так и иными показателями.
Контроллинг включает в себя текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществление функций контроля над отклонениями фактических показателей деятельности ЛПУ от плановых, а также подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений.
Алгоритм внедрения процедур контроллинга в ЛПУ приведен на рис. 4.
/-----------------------------\
/-----------------------\ |Определение целей, разработка|
/-----| Целеполагание |-----------| требований к системе |
| \-----------------------/ | контроллинга |
| \-----------------------------/
| /-----------------------------\
| | Разработка модели |
| /-----------------------\ | организационной структуры |
| | Внедрение процедур | | учреждения |
|-----| управленческого учета |-----------| Внедрение учетный форм |
| | и анализ отчетности | | и отчетности |
| \-----------------------/ | Разработка инструментов |
| | и форм анализа отчетности |
| \-----------------------------/
| /-----------------------\ /-----------------------------\
| | Внедрение процедур | | Организация системы |
|-----| планирования |-----------|планирования (бюджетирования)|
| \-----------------------/ \-----------------------------/
| /-----------------------\ /-----------------------------\
| | Внедрение процедур | |Выработка механизмов контроля|
\-----| и механизмов контроля |-----------| за выыполнением плана |
\-----------------------/ \-----------------------------/
Рис. 4. Алгоритм внедрения процедур управленческого учета
Как следует из рис. 4, технология управления финансово-хозяйственной деятельностью ЛПУ - это приемы, порядок и регламент выполнения процесса управления. Она состоит из информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств.
Алгоритм внедрения процедур контроллинга в ЛПУ складывается из следующих составляющих: целеполагание (требования), внедрение управленческого учета (модели и инструменты), система планирования (организация системы планирования) и механизмы контроля за выполнением плана.
Различают линейную технологию управления, управление по отклонениям, управление по результатам, управление по целям, управление по ситуации, поисковое управление.
Управление по результатам - технология управления, заключающаяся в том, что в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей фазе происходит уточнение последующих управленческих действий.
Целевое управление - метод управленческой деятельности, предусматривающий предвидение возможных результатов деятельности и планирование путей их достижения.
Управление по отклонениям - адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности.
Координация процессов управленческих решений в ЛПУ характеризуется согласованием в ходе реализации собственных и общих целей. Отношения координации являются проявлением горизонтальных связей.
В целом стратегия контроллинга в ЛПУ представляет собой взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов укрепления жизнеспособности и конкурентоспособности организации на рынке медицинских услуг. По существу, это набор правил для принятия эффективных управленческих решений, ориентированных на достижение удовлетворяющего требованиям уровня качества, которыми ЛПУ руководствуется в своей деятельности.
Таким образом, концепция контроллинга является элементом общей новой концепции системной организации управления ЛПУ. Это комплексная и гибкая система, обеспечивающая методическое и информационно-аналитическое сопровождение управленческой деятельности.
Цель внедрения системы контроллинга в ЛПУ состоит в том, чтобы продуцировать, интегрировать и анализировать большие потоки информации и на этой основе проектировать эффективные варианты управленческих решений.
Использование системы контроллинга позволяет кардинально повысить качество принимаемых управленческих решений и обеспечить эффективность деятельности ЛПУ.
Основная функция системы контроллинга - обеспечение интеграции в единую систему получения, обработки и обобщения медицинской и финансовой информации, на основе которой разрабатываются, принимаются и исполняются управленческие решения экономического анализа, мониторинга, информационного обеспечения, планирования, контроля и прогнозирования.
2. Основы организации управленческого учета в системе контроллинга
Управленческий учет в системе контроллинга в ЛПУ рассматривается как организационно-экономический механизм, ориентированный на повышение эффективности финансового менеджмента организации. Реализация этого механизма обеспечивается на основе использования технологий финансирования, планирования объема медицинской помощи, контроля расходования ресурсов и затрат с помощью инструментов учета и отчетности.
Схема оптимизации технологических процессов учета и контроля затрат на финансовый результат приведена на рис. 5.
/----------------------\ /---------------------\ /--------------------\
| Финансирование |-| Планирование объема |-| Контроль |
| | | медицинской помощи | | |
\----------------------/ \---------------------/ \--------------------/
/----------------------\ /---------------------\ /--------------------\
| Формирование ресурсов| | Формирование затрат | | Анализ возмещения |
| | | | | затрат на результат|
\----------------------/ \---------------------/ \--------------------/
/----------------------\ /---------------------\ /--------------------\
| Контроль | |Планирование доходов,| |Финансовый результат|
| использования | |затрат и прибыли для | |- минимизация затрат|
| материальных, | | различных уровней и | | на 1 единицу |
|трудовых, финансовых | | объема медицинской | | результата |
| ресурсов | | помощи | | |
\----------------------/ \---------------------/ \--------------------/
Рис. 5. Учет и контроль затрат на финансовый результат
Как видно из рис. 5, оптимизация этих процессов обеспечивается на основе своевременного предоставления адекватной управленческой информации о формировании ресурсов, формировании затрат и преобразовании затрат в результат. При этом финансовый результат - минимизация затрат на 1 единицу результата - выступает как следствие планирования доходов, затрат и прибыли для различных уровней и объемов медицинской помощи.
Базой для планирования является анализ "затраты-объем-прибыль". Это процесс объединения информации о затратах с информацией о доходе от реализации медицинских услуг с целью планирования уровня доходов, затрат и прибылей ЛПУ для различных уровней и объемов медицинской помощи.
Эффективное управление текущими затратами в ЛПУ невозможно без определения порога рентабельности ("точки безубыточности", или точки окупаемости затрат).
Графический метод расчета уровня окупаемости затрат в ЛПУ приведен на рис. 6.
Как видно, для определения точки безубыточности, достигаемой при равенстве общей суммы затрат и выручки от реализации работ и услуг, в качестве исходных используются: объем реализации медицинских услуг, переменные затраты, постоянные затраты, суммарные затраты, прибыль.
Другим показателем запаса финансовой прочности ЛПУ является показатель силы воздействия операционного рычага, характеризующий рост прибыли при увеличении объема работ и услуг. Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как выручка от реализации работ и услуг, соотнесенная к прибыли.
Показатель силы воздействия операционного рычага определяет, во сколько раз возрастает прибыль при 1%-ом росте выручки от реализации услуг. Зная данные о росте выручки от реализации услуг и силу воздействия операционного рычага, можно прямым способом определить рост прибыли при увеличении объема работ и услуг. Чем больше доля постоянных затрат в структуре общих затрат, тем сильнее сила воздействия операционного рычага.
Таким образом, главной целью внедрения управленческого учета в ЛПУ является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью.
С помощью управленческого учета обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты деятельности, проводится диагностика и выявляются резервы повышения эффективности производства и роста экономического потенциала.
На сегодняшний день не существует как однозначного определения, так и серьезной нормативной и законодательной базы управленческого учета. Иногда управленческий учет ограничивают только задачами сбора, агрегирования (группировки) информации и формирования управленческой отчетности, т.е. формированием информационной среды для руководителей и менеджеров, принимающих управленческие решения. Некоторые исследователи рассматривают его как систему управления прибылью организации через управление затратами.
Управленческий учет в ЛПУ в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также и планирование, привлечение финансовых средств, контроль ресурсов и затрат на оказание медицинской помощи.
На основании вышеизложенного можно вывести следующее определить управленческий учет как систему планирования, финансирования, расходования и контроля производственных (рабочих) процессов с помощью инструментов учета и отчетности.
Следует повторить, что в целом управленческий учет в ЛПУ рассматривается как информационная система для поддержки принятия эффективных управленческих решений. Информация управленческого учета - это финансовые и операционные данные о видах деятельности и процессах, осуществляемых в организации; функционировании ее структурных подразделений; работах и услугах; потребителях услуг.
Основные задачи управленческого учета для реализации поставленных целей на основе использования эффективных стратегий деятельности ЛПУ представлены на рис. 7.
Анализ и управление затратами Группировка и распределение затрат; выбор метода калькулирования себестоимомти медицинских услуг; сравнение фактических и плановых показателей затрат для установление отклонений. Бюджетирование Детальная разработка оперативных планов для ЛПУ в целом и его отдельных подразделений на основе анализа прошлой финансовой (собираемой и обрабатываемой в системе бухгалтерского учета) и нефинансовой информации. Бюджетное планирование - планирование в рамках управленческого учета. Реализация плана через систему бюджетов, или финансовых планов. Бюджет - план или смета - финансовый документ, прогноз будущих финансовых операций. Система контроля Установление обратной связи, отслеживание исполнения планов. Учет отклонений фактических показателей от запланированных ранее, а также анализ данных отклонений. Принятие управленческих решений Выбор определенного курса действий их возможных альтернатив. |
Рис. 7. Задачи управленческого учета в лечебно-профилактическом учреждении
Как следует из рис. 7, основные задачи управленческого учета в ЛПУ соответствуют целям бюджетирования (планирования), регулирования (анализ затрат и построение системы управления затратами), системы контроля и принятия управленческих решений при отклонении фактических показателей затрат от запланированных.
Управленческий учет влияет на конечный результат финансово-хозяйственной деятельности ЛПУ, оценку рентабельности производства медицинских услуг и эффективности деятельности организации.
Управленческий учет в ЛПУ может быть представлен как современная методология координации управленческой деятельности (рис. 8).
/-----------------------------\ /-----------------------------\
|Комплексный и унифицированный| | Регистры (регистрационно- |
| сбор и обработка информации,| Население | статистическая подсистема) |
| организация взаимосвязей | | Автоматизация |
| | | персонифицированного учета |
\-----------------------------/ | \-----------------------------/
/-------------------\
| Координация | 1 пациент
-----| управленческой |---- 1 учреждение
| деятельности | 1 специалист
\-------------------/
/-----------------------------\ | /-----------------------------\
| Учреждения | | | Услуги |
| (справочная подсистема) | | (медицинская подсистема) |
|Автоматизация организационно-| | Автоматизация медицинского |
| управленческого процесса | | технологического процесса |
\-----------------------------/ \-----------------------------/
/------------------------------\
| Затраты (подсистема учета | 1 услуга
| и анализа затрат) | 1 пациент
|Автоматизация административно-| 1 учреждение
| хозяйственного процесса | 1 специалист
\------------------------------/
Рис. 8. Методологическая основа организации управленческого учета в лечебно-профилактическом учреждении
Как видно, координация процессов управления в ЛПУ с реальным учетом всех оказанных услуг и анализа затрат на их реализацию на основе современных медицинских информационных систем составляет методологическую основу организации управленческого учета.
Хорошо поставленная система управленческого учета позволяет осуществлять функции сбора и обработки информации, персонифицированный учет пациентов, оценку объема оказанной медицинской помощи, учет и описание результатов хозяйственной деятельности, в т.ч. уровней себестоимости услуг в расчете на единицу медицинской помощи, и ее рентабельности. В конечном счете, система управленческого учета помогает правильно и своевременно оценивать ситуацию и планировать действия по повышению эффективности работы ЛПУ.
Характеристика управленческого учета в ЛПУ с точки зрения присущих ей функций и анализа представлена на рис. 9.
Управленческий учет - система управленческих функций (планирование, реализация, контроль) и функций финансового анализа (бухгалтерский учет и финансово-экономическая отчетность). Внутренний управленческий анализ - информационно-аналитическое обеспечение деятельности ЛПУ по данным управленческого учета и отчетности (отчетные формы). Внешний финансовый анализ - финансовый анализ по данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности (баланс учреждения). Основное содержание управленческого учета - экономический анализ как метод управленческой деятельности. |
Рис. 9. Управленческий учет и анализ в лечебно-профилактическом учреждении
Как следует из рис. 9, содержанием управленческого учета в ЛПУ является экономический анализ как метод управленческой деятельности. Управленческий учет представляет собой синтез основных управленческих функций по планированию, реализации и контролю хозяйственной деятельности ЛПУ и функций финансового анализа на основе бухгалтерского учета и финансово-экономической отчетности. При этом составными частями управленческого учета являются внутренний (управленческий) и внешний (финансовый) анализ деятельности ЛПУ.
Внутренний управленческий анализ - это информационно-аналитическое обеспечение деятельности ЛПУ по данным управленческого учета и отчетности.
Предмет управленческого анализа в ЛПУ - управленческая информация (качество медицинской помощи, продолжительность производственного процесса, удовлетворенность потребителей и др.).
Управленческая информация - количественная и качественная производственно-техническая информация, направленная на текущее управление и измеряемая натуральными показателями. Как инструмент оперативной диагностики, она служит для минимизации затрат и открывает дополнительные источники ресурсов.
Внешний финансовый анализ осуществляется по данным бухгалтерского учета*(3) и финансовой отчетности. Предмет финансового анализа в ЛПУ - информация о финансовом положении дел в организации.
Функции каждой из составных частей управленческого учета приведены на рис. 10.
/-----------------------------\
| Управленческий учет |
\-----------------------------/
/-----------------------------------------------\
/-----------------------\ /-------------------------\
| Управленческий анализ | | Финансовый анализ |
\-----------------------/ \-------------------------/
/-----------------------\ /-------------------------\
| Планирование | |Учет и группировка затрат|
\-----------------------/ \-------------------------/
/-----------------------\ /-------------------------\
| Организация потоков | |Функционально-стоимостный|
| информации | | анализ |
\-----------------------/ \-------------------------/
/-----------------------\ /-------------------------\
| Координация процессов | | Бюджетирование |
|принятия управленческих| \-------------------------/
| решений | |
\-----------------------/
/-------------------------\
/-----------------------\ | Организация системы |
| Мониторинг и оценка | | сбалансированных |
| процессов | | показателей |
\-----------------------/ \-------------------------/
Рис. 10. Составные части управленческого учета
Как видно, суть управленческого анализа - планирование, организация потоков информации, координация управленческих решений, мониторинг и оценка процессов. Применительно к управленческим решениям это означает выбор определенного курса действий из возможных альтернатив. При этом видами управленческих решений могут быть: решения, связанные с себестоимостью единицы продукции, решения, связанные с персоналом, решения о потребности в материальных ресурсах и др.
К перспективным решениям относятся: концепция и программа развития, содержание и последовательность мероприятий для достижения конечных целей. Текущие (оперативные) решения обеспечивают текущую деятельность в оптимальном режиме.
Управленческая информация является основой проведения эффективного управленческого анализа данных производственного учета. Управленческая информация о предполагаемых затратах и доходах носит отчасти субъективный характер; является прерогативой руководства и не регламентируется государством. Она обеспечивает решение внутренних управленческих задач на основе получения оперативной, своевременной и достоверной информации о затратах и результатах.
Управленческий анализ ориентирован на контроль и управление затратами, себестоимостью услуг по отклонениям от планируемых заданий.
Содержанием финансового анализа в ЛПУ является систематизация финансовой информации о свершившихся финансовых операциях, которая используется для анализа хозяйственной деятельности. Это главный источник экономической информации, характеризующей финансовое положение дел в организации. Финансовая информация не представляет собой коммерческой тайны; она открыта для публикации, носит объективный характер, призвана служить эффективному контролю и выработке оптимальных управленческих решений.
Сфера регламентации бухгалтерского и управленческого учета представлена на рис. 11.
Признаки | Управленческий учет | Бухгалтерский учет |
Цели учета | Планирование, контроль затрат, принятие решения |
Ведение учета, составление отче- тов |
Пользователи | Внутренние пользователи; информа- ция составляет коммерческую тайну |
Внутренние и внешние пользовате- ли; информация открыта к публи- кации |
Способы отражения информации | Любая система сбора и анализа информации |
Система двойной записи хозяйст- венных опреаций |
Свобода выбора | Основной критерий - полезность при принятии решений |
Базируется на стандартах |
Единицы измерения | Денежные и натуральные показатели | Денежные единицы |
Объекты учета | Отдельные объекты | Даные в целом |
Частота составления отчетности | Строгой периодичности нет | Строгая периодичность |
Степень надежности | Субъективный характер | Объективный характер |
Обязательность ведения | Внутреннее дело | Обязательность ведения |
Рис. 11. Сфера регламентации управленческого и бухгалтерского учета
Как видно из рис. 11, сферы действия бухгалтерского и управленческого учета различаются. Так, основная цель бухгалтерского учета - ведение учета, составление отчетности. Основная цель управленческого учета - планирование, контроль затрат, принятие решений. Способ отражения отчетности - система двойной записи хозяйственных операций.
Объектом бухгалтерского учета являются: имущество, обязательства и хозяйственные операции, измеряемые в денежных единицах; используются общепринятые формы учета; предполагается строгая периодичность.
Отдельные объекты управленческого учета - затраты на производство медицинских услуг, доходы и расходы и другие натуральные показатели; форма учета произвольная; строгой периодичности нет; как правило, используется любая система сбора и анализа информации.
Информация в системе бухгалтерского учета доступна как внутренним, так и внешним пользователям. Пользователями управленческого учета являются управленческие службы.
Сравнение систем контроллинга и управленческого учета приведено на рис. 12.
Управленческий учет | Контроллинг |
Разделение бухгалтерского учета на подсистемы финансового и управленческого учета официально не признано. |
Комплексное соединение процессов планирования, учета, контроля и экономического анализа, координация мер по достижению целей организации. |
Не сложилось устоявшееся общепринятое определение управленческого учета, его предмета и объектов; продолжается дискуссия о целесообразности его выделения из единой системы бухгалтерского учета. |
Системная коммуникация управленческих функций, формирование единой информационной базы. |
Предпочтение отдаются последующему анализу и контролю. |
Предпочтение отдается предварительному анализу и контролю. |
Обеспечивается получение лишь данных о затратах на производство по экономическим элементам, а аткже нормативный учет затрат. |
Обеспечиваются оценка обоснованности затрат, поиск причинно-следственных связей между затратами и результатами, разграничение уровня ответственности за расходы и доходы. |
Рис. 12. Сравнение систем управленческого учета и контроллинга
Как следует из рис. 12, имеющиеся различия в системах контроллинга и управленческого учета в ЛПУ связаны с глубиной анализа бухгалтерской и управленческой информации, использованием интегрированного (комплексного) подхода к управлению затратами в системе контроллинга с расширением функций управленческого учета до системной коммуникации управленческих функций.
3. Методы решения задач управленческого учета в лечебно-профилактическом учреждении
Для решения задач планирования, управления затратами, контроля исполнения планов и принятия эффективных управленческих решений разработана методологическая база управленческого учета.
Основным методом, используемым для решения задач планирования, является бюджетирование.
Бюджетирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для ЛПУ в целом и его отдельных подразделений. В свою очередь оперативные планы реализуются через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год с разбивкой по месяцам и ежемесячно корректируются по каждому подразделению - центру ответственности, а затем консолидируются в единый бюджет (финансовый план). Бюджет ЛПУ - план или смета - финансовый документ, прогноз будущих финансовых операций. При составлении бюджетов стараются применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности, для облегчения сравнения плановых и фактических показателей.
Сравнительная характеристика применяемых систем бюджетирования приведена на рис. 13.
Традиционные системы бюджетирования | Процессно-ориентированное бюджетирование |
Чрезмерная концентрация на крактосрочных финансовых результатах. |
Логическое развитие идей функционально-стоимост- ного анализа и управления, учет затрат по функциям. |
Использование принципа планирования "от достигнутого". Первоочередное внимание уделяется конечным значениям расходов. |
Ресурсы планирования исходя их выполняемых работ и их объемов. |
Невозможность эффективного управления затратами. | Принципы планирования ориентированы на развитие направлений, создающих потребительную стоимость, сокращение низкорентабельных видов деятельности. |
Рис. 13. Сравнительная характеристика систем бюджетирования
Как следует из рис. 13, традиционные системы бюджетирования, основанные на методе планирования "от достигнутого", не позволяют эффективно управлять затратами на производство медицинских услуг в ЛПУ, в то время как планирование, исходящее из выполняемого объема работ и услуг, позволяет сократить нерентабельные виды деятельности. Кроме того, оно ориентировано на развитие перспективных направлений деятельности, создающих потребительскую стоимость.
Назначение финансовых планов - прогноз среднесрочной и долгосрочной финансовой перспективы ЛПУ, а также определение его текущих расходов и доходов.
Структура бюджета представлена на рис. 14.
Основной (консолидированный) бюджет |
Бюджет производства по смете финансирования |
Бюджет коммерческих продаж |
Бюджет центров ответственности (затрат) |
Бюджет общехозяйственных затрат |
Бюджеты управленческих расходов |
Бюджет прибыли/убытков | Бюджет движения денежных средств |
Плановый анрегированный баланс |
Рис. 14. Структура бюджета лечебно-профилактического учреждения
Как видно из рис. 14, структура бюджета ЛПУ, как правило, складывается из двух основных бюджетов: бюджета основного производства медицинских услуг по смете финансирования и бюджета коммерческих продаж.
В финансовый план ЛПУ также входят 6 самостоятельных бюджетов: бюджет центров ответственности затрат, бюджет общехозяйственных расходов, бюджет управленческих расходов, а также бюджет прибыли (убытков), бюджет движения денежных средств и плановый агрегированный баланс.
Производственный бюджет - это план производства медицинских услуг в натуральных показателях. Бюджет продаж отражает объем продаж в натуральных и стоимостных показателях. Он составляется с учетом уровня спроса на услуги ЛПУ и категорий потребителей. Бюджет общехозяйственных затрат характеризует объем всех общехозяйственных затрат, связанных с производством услуг, исходя из потребностей производства. Бюджет управленческих расходов показывает все расходы, связанные с управленческой деятельностью в ЛПУ. Бюджеты прибылей (убытков) и движения денежных средств являются основой для составления планового агрегированного баланса, показывающего, какими средствами финансирования обладает ЛПУ и как используются данные средства.
Финансовые документы бюджета представлены на рис. 15.
Назначение финансовых планов - Прогноз среднесрочной и долгосрочной финансовой перспективы, а также определение текущих расходов и доходов Объекты бюджетирования - Выручка от реализации работ и услуг. - Прибыль и ее использование по соответствующим направлениям. - Фонды специального назначения и их использование. - Объем платежей в бюджет и во внебюджетные фонды - налоговое планирование Финансовые документы бюджета - Прогноз отчета прибылей и убытков. - Прогноз отчета о движении денежных средств. - Прогноз балансового отчета. |
Рис. 15. Финансовые документы бюджета
Как видно из рис. 15, основной бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов, каждый из которых сам по себе является самостоятельным бюджетом: прогноза отчета прибылей и убытков; прогноза отчета о движении денежных средств; прогноза балансового отчета.
При этом важнейшими объектами финансового планирования в ЛПУ являются: выручка от реализации продукции (работ и услуг); прибыль и ее использование по соответствующим направлениям; фонды специального назначения и их использование; объем платежей в бюджет и во внебюджетные фонды - налоговое планирование.
В современных условиях ЛПУ с помощью финансового плана само определяет направление использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.
Важным моментом финансового планирования в ЛПУ является его стратегия, т.е. определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственном процессе.
Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:
договоры (контракты), заключенные с поставщиками и потребителями работ и услуг;
прогнозные расчеты по реализации услуг потребителем и прибыли;
экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).
Основным методом решения задачи определения и контроля затрат является анализ затрат и построение системы управления затратами, ориентированной на снижение затрат (в первую очередь, операционных издержек производства услуг).
С этой целью реализуется процедуры сбора первичной информации о затратах в ЛПУ - стоимостные (цены на ресурсы, ставки оплаты труда и т.п.) и операционные (расходные коэффициенты, нормативы затрат времени, характеристики выполненной работы) характеристики производства работ и услуг.
Методы группировки затрат в ЛПУ приведены на рис. 16.
Для расчета себестоимости работ и услуг, оценки стоимости запасов и полученной прибыли Входящие и истекшие; прямые и косвенные производственные и непроизводственные; основные и накладные Для принятия управленческих решений и планирования Постоянные и переменные; принимаемые и не принимаемые в расчет при оценке; безвозвратные и возвратные; вмененные (воображаемые); предельные (приростные); планируемые и непланируемые Для контроля и регулирования Регулируемые и нерегулируемые Типы центров ответственности Центр затрат (измерение и фиксация затрат на входе) Центр доходов (ответственность за получение доходов на выходе) Центр прибыли (количество потребляемых ресурсов и размер выручки) Центр инвестиций (контроль и эффективность инвестиций) |
Рис. 16. Методы группировки затрат
Как видно, классификация затрат осуществляется в соответствии с процессами расчета себестоимости работ и услуг, процессами принятия управленческих решений и планирования, процессами контроля и регулирования. При этом затраты группируются по месту их возникновения, носителям затрат, видам расходов и центрам ответственности. Далее производится сравнение фактических и плановых показателей затрат для установления отклонений.
Выявляются наиболее важные и контролируемые затраты. Так, для расчета себестоимости работ и услуг применяют следующую группировку затрат: входящие*(4) и истекшие*(5); прямые*(6) и косвенные*(7); производственные*(8) и непроизводственные*(9); основные*(10) и накладные*(11).
Для принятия управленческих решений затраты классифицируются на: постоянные*(12) и переменные*(13); принимаемые*(14) и не принимаемые*(15) в расчет при оценке; безвозвратные*(16) и возвратные*(17); вмененные*(18); предельные (приростные)*(19); планируемые*(20) и непланируемые*(21).
Для целей контроля и регулирования затраты разделяются на регулируемые*(22) и нерегулируемые*(23).
Далее осуществляется выбор метода калькулирования себестоимости работ и услуг (рис. 17).
Управленческий учет |
/----------------------------------\ /---------------------------------\
| Система полного включения затрат | | Система неполного включения |
| в себестоимость работ и услуг | | затрат в себестоимость работ |
| | | и услуг |
\----------------------------------/ \---------------------------------/
/----------------------------------\ /---------------------------------\
| Нормативный метод учета затрат | | "Директ-кост" |
| "Стандарт-кост" | | Группировка затрат |
| | | на постоянные и переменные. |
| | |Дополнительное разделение затрат|
| | |на материальные затраты, затраты|
| | | на оплату труда, отчисления на |
| | | социальные нужды, амортизацию, |
| | | прочие затраты |
| | | |
\----------------------------------/ \---------------------------------/
Рис. 17. Выбор метода калькулирования себестоимости работ и услуг в лечебно-профилактическом учреждении
Как видно из рис. 17, в управленческом учете можно выделить две системы, отличающиеся по полноте включения затрат в себестоимость работ и услуг - полную и неполную. Они различаются как по методам группировки затрат, так и по методам их учета. Выбор метода зависит от целей организации. Наиболее распространенной в практике работы ЛПУ является использование системы "Директ-кост", которая требует разделения затрат на постоянные и переменные, предлагает их делить дополнительно на материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию и прочие затраты.
Анализ влияния неблагоприятных факторов, влияющих на процессы производства медицинских услуг в ЛПУ, ведет к рассмотрению возможности снижения затрат.
В рамках финансового контроля в медицинском учреждении производится сравнение фактических и плановых показателей затрат для установления отклонений. Неблагоприятные отклонения служат предостерегающим сигналом и должны инициировать последовательность действий по идентификации, изучению и устранению причин их возникновения.
Принятие решений как акт выработки окончательного суждения применительно к управленческим решениям в ЛПУ означает выбор определенного курса действий из возможных альтернатив. Наибольшее число управленческих решений связано с себестоимостью единицы работ и услуг, с персоналом, с оценкой потребности в материальных ресурсах.
Управленческий учет призван облегчить процесс принятия решений, обеспечивая его информацией, относящейся к каждому решению, в той форме, в какой она может быть легко использована руководителями. Важно понимать, что управленческий учет может только помочь руководителю в принятии им решения. Он не заменяет и не может заменить суждения и опыта, на которые они опираются в этих случаях.
Заключение
Концепция контроллинга является элементом общей новой концепции системной организации управления ЛПУ. Это комплексная и гибкая система, обеспечивающая методическое и информационно-аналитическое сопровождение управленческой деятельности в организации.
Применение контроллинга в ЛПУ позволяет объективно оценивать экономическую ситуацию и эффективно применять основные принципы, заложенные в систему управления затратами.
Управленческий учет в системе контроллинга необходим для нормального функционирования и развития ЛПУ. С его помощью руководители определяют основное направление развития медицинского учреждения с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса. Управленческий учет позволяет правильно ориентироваться во внутренних и внешних факторах, влияющих на постановку конкретных целей развития организации, обеспечивает взаимоувязку деятельности его отдельных структурных подразделений, позволяет минимизировать издержки и мобилизовать все возможные дополнительные источники ресурсов внутри ЛПУ.
Разработка систем управленческого учета, а также использование и интерпретация информации, произведенной этими системами, является решающим фактором успешной организационной и финансово-хозяйственной деятельности любой медицинской организации в современной конкурентной среде.
С.А. Мартынчик,
д.м.н., зав. лабораторией проблем
эффективности труда в здравоохранении
НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова
В.А. Полесский,
к.м.н., зам. директора НИИ общественного здоровья
и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова
В.В. Лелеко,
гл. врач поликлиники Центральной
клинической больницы с поликлиникой
Управления делами Президента РФ
Е.А. Мартынчик,
к.м.н., с.н.с. лаборатории медико-экологического
воспитания НИИ общественного здоровья и управления
здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова
В.Г. Запорожченко,
к.м.н., заведующий лабораторией гигиенического
обучения профессиональных групп населения НИИ
общественного здоровья и управления
здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова
"Главврач", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. Пер. с нем. Под ред. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 1997. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я. Пер. с нем. Под ред. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 1998. Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А. Контроллинг. - М.: Дело и Сервис, 2003. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2003. Аткинсон Э.А. Управленческий учет. - М.: Диалектика-Вильямс, 2005. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-Бизнес, 2006.
*(2) Чикунова Е. Управленческий учет: мировой опыт и возможности его использования в России // Управление собственностью. - 2002. - N 4. - С. 16-19.
*(3) Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
*(4) Входящие затраты - средства и ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доход в будущем.
*(5) Истекшие затраты - средства и ресурсы, которые в течение отчетного периода были израсходованы и утратили способность приносить доход в дальнейшем.
*(6) Прямые (условно-переменные) затраты - затраты, которые могут быть прямо включены в себестоимость работ и услуг.
*(7) Косвенные (условно-постоянные) затраты - затраты, которые не могут быть отнесены прямо на себестоимость работ и услуг.
*(8) Производственные затраты - затраты, прямо связанные с производством работ и услуг.
*(9) Непроизводственные затраты - затраты, не связанные с производством работ и услуг.
*(10) Основные затраты - затраты, непосредственно связанные с первичными факторами производства.
*(11) Накладные затраты - затраты, связанные с организацией производственного процесса и управлением.
*(12) Постоянные затраты - непропорциональные затраты, которые не изменяются в зависимости от объема производства услуг.
*(13) Переменные затраты - пропорциональные затраты, которые могут изменяться в зависимости от объема работ и услуг.
*(14) Затраты, принимаемые в расчет при оценке - затраты, остающиеся неизменными при всех альтернативных вариантах решений.
*(15) Затраты, не принимаемые в расчет при оценке - затраты, которые варьируют в зависимости от принятого решения.
*(16) Возвратные затраты - истекшие затраты, которые альтернативные варианты решений способны скорректировать.
*(17) Безвозвратные затраты - истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать.
*(18) Вмененные (воображаемые) затраты - упущенная выгода организации (могут реально не состояться).
*(19) Предельные (приростные) затраты - дополнительные затраты, возникающие в результате изготовления или продажи дополнительных работ и услуг.
*(20) Планируемые затраты - затраты, рассчитанные на определенный объем производства в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами; включаются в плановую себестоимость продукции.
*(21) Непланируемые затраты - затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции.
*(22) Регулируемые затраты - затраты, подверженные регулированию.
*(23) Нерегулируемые затраты - затраты, не подверженные регулированию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru