г. Самара |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А55-12525/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от администрации городского округа Сызрань - извещен, не явился;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань, Самарская обл.,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2012 г.
по делу N А55-12525/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Кофановой Жанны Витальевны (ИНН 632502322096, ОГРНИП 304632532300441), г. Сызрань, Самарская обл.,
к администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань, Самарская обл.,
третье лицо - Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань, Самарская обл.,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кофанова Жанна Витальевна (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований) о признании незаконными действий администрации городского округа Сызрань (далее - Администрация) по отказу в предоставлении предпринимателю на праве аренды двух земельных участков ориентировочной площадью 26 кв.м. и 11 кв.м., местоположение: Самарская область, г. Сызрань, 963 км, четная сторона главного хода (по улице Акифьева), под размещение временного объекта модульного типа торгового назначения, выразившихся в письме Комитета имущественных отношений администрации городского округа Сызрань от 22 декабря 2011 г. N 08-17/14988.
При этом заявитель просил обязать Администрацию принять решение о предоставлении ему на праве аренды двух земельных участков ориентировочной площадью 26 кв.м. и 11 кв.м., местоположение: Самарская область, г. Сызрань, 963 км, четная сторона главного хода (по улице Акифьева), под размещение временного объекта модульного типа торгового назначения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2012 г. заявленные требования удовлетворены частично, суд признал незаконными действия Администрации по отказу в предоставлении в аренду предпринимателю Кофановой Ж.В. земельных участков площадью 26 кв.м. и 11 кв.м., местоположение по адресу: Самарская область, г. Сызрань, 963 км, четная сторона главного хода (по ул. Акифьева) под размещение временного объекта модульного типа торгового назначения, выразившиеся в письме Комитета имущественных отношений администрации городского округа Сызрань от 22 декабря 2011 г. N 08-17/14988.
При этом суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и интересов Предпринимателя путем рассмотрения его заявления от 05 декабря 2011 г. в порядке и сроки, установленные ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований решением суда первой инстанции отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что представленный отказ вынесен неуполномоченным лицом - Комитетом имущественных отношений и не соответствует форме, установленной для данного решения - постановление администрации городского округа Сызрань.
Не согласившись с выводами суда, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в своем решении суд указывает на пункт 2.5 Регламента, в предоставлении муниципальной услуги заявителю, отказывается в случае невозможности предоставления испрашиваемого участка по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и (или) законодательством Самарской области.
При этом суд в своем решении указывает, что "... буквальное толкование статьи 6 Закона Самарской области N 17-ГД не свидетельствует о наличии в статье 6 оснований для отказа в предоставлении земельных участков...".
Тем самым суд противоречит в своих выводах сам себе и неправильно трактует нормы права, так как согласно статье 6 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области" (действовавший на момент рассмотрения заявления ИП Кофановой) размещение объектов некапитального характера не допускается в охранных зонах подземных коммуникаций и на расстоянии ближе 10 метров от остановочных павильонов транспорта общего пользования.
Кроме того, в своем судебном решении суд указывает на то, что "... представленный в судебное заседание акт обследования земельного участка оценивается судом критически, так как составлен после вынесения оспариваемого акта...". Однако судом в данном случае нарушены нормы статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), так как наличие автобусного павильона до вынесения оспариваемого акта было установлено в рамках рассмотрения дела N А55-21800/2011, решение по которому в настоящее время вступило в законную силу.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 05 декабря 2011 г. предприниматель Кофанова Ж.В. обратилась в Комитет имущественных отношений Самарской области администрации городского округа Сызрань с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков площадью 26 кв.м., площадью 11 кв.м., которые являются частью земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101060:301 (л.д. 12).
Данное заявление было рассмотрено специалистами Комитета имущественных отношений. При рассмотрении данного заявления были направлены запросы в отдел экологии Администрации городского округа Сызрань, Управление по потребительскому рынку Администрации городского округа Сызрань, Комитет по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань.
Из Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань был получен ответ, согласно которому формирование земельных участков ориентировочной площадью 26 кв.м. и 11 кв.м., расположенных по адресу: г. Сызрань, ст. Сызрань-1, 963 км, четная сторона главного хода (по ул. Акифьева), под размещение временного объекта торговли модульного типа невозможно в связи с тем, что согласно ст. 6 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области" размещение объектов некапитального характера не допускается в охранных зонах подземных коммуникаций и на расстоянии ближе 10 метров от остановочных павильонов транспорта общего пользования (л.д. 20).
По результатам рассмотрения заявления Предпринимателя письмом от 22 декабря 2011 г. N 08-17/14988 Комитет имущественных отношений администрации городского округа Сызрань отказал в предоставлении участков на основании нарушения положений ст. 6 Закона Самарской области N 17-ГД (л.д. 22).
Полагая названные действия незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок оказания муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Сызрань и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Сызрань, для целей, не связанных со строительством" установлен административным регламентом, утвержденным постановлением администрации городского округа Сызрань от 18 октября 2011 г. N 2854 (далее - Регламент).
Для оформления прав на земельные участки заявители представляют в Комитет заявление и пакет документов (п. 2.3.1. Регламента).
В силу п. 2.3.2. Регламента заявление о предоставлении земельного участка должно содержать информацию:
а) для физического лица:
- фамилию, имя, отчество заявителя;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица;
- реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя физического лица (если с заявлением обращается уполномоченный представитель);
- адрес регистрации заявителя;
- фамилию, имя, отчество уполномоченного представителя (если интересы заявителя представляет уполномоченный представитель);
- контактные телефоны;
- электронный адрес заявителя (при наличии);
- информацию о прилагаемых документах;
- подпись заявителя или его уполномоченного представителя, если с заявлением обращается уполномоченный представитель заявителя (заявителей).
Исходя из положений п. 2.3.3. Регламента, в заявлении о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, указывается:
- вид разрешенного использования участка;
- предполагаемые размеры;
- местоположение земельного участка с привязками к существующим объектам (или указание на плане-схеме, изготовленной заявителем);
- испрашиваемое право на землю (в случае выбора вида права "аренда" или "безвозмездное срочное пользование" указывается срок).
К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 3.
В соответствии с п. 2.4. Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
1) принятие решения в форме постановления администрации городского округа Сызрань о предоставлении земельного участка в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
2) принятие решений о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка;
3) заключение договора аренды земельного участка;
4) заключение договора купли-продажи земельного участка;
5) заключение договора безвозмездного срочного пользования земельного участка;
6) принятие решения в форме постановления администрации городского округа Сызрань Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка.
В предоставлении муниципальной услуги заявителю (его уполномоченному представителю) отказывается в случае невозможности предоставления испрашиваемого участка по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и (или) законодательством Самарской области (п. 2.5. Регламента).
Из материалов дела следует, что в нарушение п. 2.4. Регламента Комитетом по управлению имуществом был подготовлен отказ в предоставлении земельных участков в виде письма от 22 декабря 2011 г. N 08-17/14988 (л.д. 22).
Судом первой инстанции установлено, что администрацией городского округа Сызрань постановление об отказе в предоставлении земельного участка не принималось, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Не представлены такие доказательства и в арбитражный апелляционный суд.
Действующий Регламент, принятый в развитие положений ст. 34 ЗК РФ, определяет, что заявление подается в Комитет имущественных отношений, однако в случае отказа данное действие осуществляется в виде постановления администрации городского округа Сызрань.
Исследовав письмо от 22 декабря 2011 г., судом первой инстанции сделан вывод, что представленный отказ вынесен неуполномоченным лицом - Комитетом имущественных отношений и не соответствует форме, установленной для данного решения - постановление администрации городского округа Сызрань.
Довод, указанный в письме, о нахождении испрашиваемых участков в охранной зоне подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций и на расстоянии ближе 10 метров от остановочных павильонов транспорта общего пользования, признан судом первой инстанции несостоятельным как не подтвержденный документально. При этом суд исходил из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Представленный в судебное заседание суда первой инстанции акт обследования земельного участка обоснованно не принят судом во внимание по причине составления его после вынесения оспариваемого отказа.
Между тем, в нарушение положений ст. 200 АПК РФ, Администрацией не представлено доказательств наличия указанных в отказе обстоятельств на дату подготовки отказа.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что в своем судебном решении суд указывает на то, что "... представленный в судебное заседание акт обследования земельного участка оценивается судом критически, так как составлен после вынесения оспариваемого акта...", а также что судом в данном случае нарушены нормы статьи 69 АПК РФ, так как наличие автобусного павильона до вынесения оспариваемого акта было установлено в рамках рассмотрения дела N А55-21800/2011, решение по которому в настоящее время вступило в законную силу, подлежит отклонению.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Администрацией не заявлялся довод о наличии дела N А55-21800/2011 и установлении в рамках рассмотрения данного дела указанных выше обстоятельств.
Кроме того, при обращении с апелляционной жалобой судебные акты по делу N А55-21800/2011 также не были приложены.
Между тем из судебных актов по делу N А55-21800/2011 не следует, что наличие автобусного павильона до вынесения оспариваемого акта было установлено в рамках рассмотрения дела N А55-21800/2011.
Других доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что буквальное толкование ст. 6 Закона Самарской области N 17-ГД (действовавшего на момент вынесения отказа) не свидетельствует о наличии в статье 6 названного Закона оснований для отказа в предоставлении земельных участков.
Указанная статья регулировала порядок ограничения размещения объектов некапитального характера, но не порядок предоставления либо отказа в предоставлении земельных участков.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции также установлено, что в нарушение п. 4 ст. 34 ЗК РФ уполномоченным органом не была утверждена и не была выдана заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Названные обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что вынесенный отказ Комитета имущественных отношений администрации городского округа Сызрань, изложенный в письме от 22 декабря 2011 г. N 17/14988, не соответствует требованиям ст. 34 ЗК РФ, пунктов 2.4., 2.5. Регламента оказания муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Сызрань и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Сызрань, для целей, не связанных со строительством", утвержденного постановлением администрации городского округа Сызрань от 18 октября 2011 г. N 2854, свидетельствует о грубом нарушении процедуры предоставления земельных участков и нарушает законные права и интересы заявителя на возможность предоставления земельных участков, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенного судом обоснованно удовлетворены требования заявителя.
Между тем суд не согласился со способом восстановления нарушенных прав, указанным Предпринимателем, поскольку принятие решения о предоставлении в аренду земельных участков заявителю будет преждевременным с учетом установленной законом процедуры предоставления земельных участков, публичности предоставления, возможности подачи заявлений иными лицами, как следствие проведения торгов.
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для обязания Администрации совершить действия, указанные заявителем в просительной части заявления.
Однако права и интересы заявителя должны быть восстановлены путем рассмотрения заявления ИП Кофановой Ж.В. от 05 декабря 2011 г. в порядке и сроки, установленные ст. 34 ЗК РФ и нормами Административного регламента.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в резолютивной части решения от 11 июля 2012 г. суд указывает на письмо Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Сызрань от 22 декабря 2012 г. N 08-17/14988, которым были выражены незаконные действия Администрации городского округа Сызрань, однако в буквальном смысле прочтения решения суда такого отказа никогда не выносилось в связи с тем, что данное число еще не наступило, подлежит отклонению, поскольку допущенная судом первой инстанции опечатка может быть исправлена в порядке ст. 179 АПК РФ как по инициативе суда, так и по заявлению лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2012 г. по делу N А55-12525/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12525/2012
Истец: ИП Кофанова Жанна Витальевна
Ответчик: Администрация городского округа Сызрань
Третье лицо: Комитет по строительству и архитектуре Администрации городского округа Сызрань