г. Чита |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А78-3377/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Бушуевой Е.М., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Золотухиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 июля 2012 года по делу N А78-3377/2012 по иску закрытого акционерного общества "Альянс Транс-Азия" (ОГРН 5087746089052, ИНН 7702684192; адрес: 680000, г. Хабаровск, Тургенева Переулок, 30) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; адрес: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2; филиал:672000, г. Чита, ул. Ленинградская, 34) о взыскании 272 486,73 руб. (суд первой инстанции: Фадеев Е.А.),
при участии в судебном заседании:
от ответчика представитель Орлова Е.А.,
установил:
закрытое акционерное общество "Альянс Транс-Азия" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании пени в сумме 272 486,73 руб. за просрочку доставки порожних цистерн, не принадлежавших перевозчику.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 02 июля 2012 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, снизить размер пени в соответствии с положением статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель апелляционной жалобы считает процент неустойки несоразмерно высоким. Считает, что размер предъявленной к взысканию пени составляет размер провозной платы, что несоразмерно последствиям нарушения обязательств.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение без изменения.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска является взыскание суммы пени за просрочку доставки порожних вагонов (цистерн). Фактическим основанием иска указано ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по перевозке груза.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в качестве перевозчика осуществляло доставку порожних вагонов-цистерн до станции Бурея Забайкальской железной дороги по следующим транспортным железнодорожным накладным:
- N ЭД509456 срок доставки вагона определен 06 января 2012 года, фактически прибыл на станцию 10 января 2012 года;
- N ЭД509544 срок доставки вагона определен 06 января 2012 года, фактически прибыл на станцию 10 января 2012 года,
- N ЭД445778 срок доставки вагона определен 05 января 2012 года, фактически прибыл на станцию 10 января 2012 года,
- N ЭД233488 срок доставки вагона определен 08 января 2012 года, фактически прибыл на станцию 13 января 2012 года,
- N ЭД232311 срок доставки вагона определен 03 января 2012 года, фактически прибыл на станцию 13 января 2012 года,
- N ЭГ663999 срок доставки вагона определен 18 декабря 2011 года, фактически прибыл на станцию 14 января 2012 года,
- N ЭГ688247 срок доставки вагона определен 18 декабря 2011 года, фактически прибыл на станцию 15 января 2012 года,
- N ЭГ700134 срок доставки вагона определен 18 декабря 2011 года, фактически прибыл на станцию 15 января 2012 года,
- N ЭГ700273 срок доставки вагона определен 19 декабря 2011 года, фактически прибыл на станцию 15 января 2012 года,
- N ЭГ803374 срок доставки вагона определен 21 декабря 2011 года, фактически прибыл на станцию 15 января 2012 года,
- N ЭГ700384 срок доставки вагона определен 19 декабря 2011 года, фактически прибыл на станцию 15 января 2012 года,
- N ЭД232591 срок доставки вагона определен 04 января 2012 года, фактически прибыл на станцию 16 января 2012 года,
- N ЭД232156 срок доставки вагона определен 01 января 2012 года, фактически прибыл на станцию 16 января 2012 года,
- N ЭД233419 срок доставки вагона определен 02 января 2012 года, фактически прибыл на станцию 16 января 2012 года,
- N ЭД232061 срок доставки вагона определен 01 января 2012 года, фактически прибыл на станцию 16 января 2012 года
Истец, полагая, что вагоны доставлены с просрочкой, рассчитал пени в соответствии со статьей 97 Устава и направил в адрес ответчика претензию с предложением о добровольной уплате пени в сумме 272 486,73 руб.
Ответчик отклонил претензию истца.
Отклонение претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Истцом заявлено о взыскании с ответчика пени в размере 272 486,73 руб.
Арбитражный суд Забайкальского края правомерно нашел исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом сослался на то, что между сторонами возникли правоотношения, вытекающие из договора перевозки, предусмотренного и регулируемого нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Проверив правильность и обоснованность сделанных выводов, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался положениями статьи 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", исходил из правомерности взыскания пеней за просрочку доставки порожних вагонов в размере 272 486,73 руб.
Суд пришел к выводу о том, что поскольку перевозка порожних вагонов в данном случае осуществлялась по накладной, их приемка и доставка также осуществляется по правилам приемки и доставки грузов. Обстоятельства, зафиксированные в актах общей формы ответчиком, не являются обстоятельствами непреодолимой силы или иными обстоятельствами, наличие которых подтверждается специальным видом доказательств, установленным статьей 29 Устава, и которые бы привели к продлению сроков доставки спорных цистерн или увеличению этих сроков способствовал бы сам истец.
Если ответчик перед принятием спорных вагонов полагал, что станция назначения к датам конечного срока доставки не сможет принять их по техническим причинам, то мог на стадии приема цистерн к перевозке мотивированно отказать истцу в этом в соответствии со статьей 11 УЖТ, пунктом 11 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, пунктами 6,10 Приказа Минтранса России от 6 сентября 2010 года N 192.
При этом суд не усмотрел оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами N 27, разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 27 исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Согласно пункту 6.6 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Согласно пункту 2.1.26 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 5 апреля 1996 года N 15), если на месте выгрузки очистка и обработка вагона или контейнера не производилась, то этот вагон или контейнер перевозится на условиях ранее перевозимого опасного груза.
В соответствии с пунктом 6.4 Правил сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.
Срок доставки может быть увеличен в случаях, исчерпывающий перечень которых приведен в пунктах 5-6 Правил N 27.
Доказательств наличия иных обстоятельств, свидетельствующих о том, что задержка груза в пути была связана с исправлением технического или коммерческого состояния перевозимых порожних вагонов (цистерн), ответчиком не представлено.
Иные сроки доставки сторонами не согласовывались, в представленных в дело транспортных железнодорожных накладных в графе: "Особые заявления и отметки отправителя" отсутствуют указания на согласование иных сроков доставки цистерн.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик мог отказать истцу в перевозке спорных вагонов в указанных объёмах при наличии технических причин, препятствующих такой перевозке на стадии приема цистерн.
Выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками и грузоотправителями-предпринимателями. Это достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, в результате чего конкретизируются объемы перевозок грузов и уточняются сроки.
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В нарушение требований статей 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт задержки вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь названными нормами права, установив факт ненадлежащего исполнения ОАО "РЖД" принятого на себя обязательства по своевременной доставке груза, проверив расчет суммы пени за просрочку, сделал правомерный вывод о наличии оснований для взыскания пени в сумме 272 486,73 руб.
Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в части отказа в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции при определении суммы пени соответствуют определению Конституционного суда РФ от 14 октября 2004 года N 293-О, разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в информационном письме от 14 июля 1997 года N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 42 Постановления от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 1 Постановления от 22 декабря 2011 года N 81). Приняв во внимание конкретные обстоятельства дела и отсутствие доказательств, подтверждающих обоснованность позиции ответчика относительно несоразмерности подлежащих взысканию штрафных санкций последствиям нарушения обязательства, учитывая специфику деятельности истца - значительный вагонооборот в сутки, потенциальную прибыль от возможности посуточной сдачи вагонов в аренду (иное пользование третьим лицам), исходя из необходимости соблюдения баланса имущественных интересов сторон, признал размер начисленной истцом неустойки соразмерным и обоснованно указал на отсутствие оснований для уменьшения размера подлежащих взысканию пени за просрочку доставки порожних цистерн.
Отсутствие у истца убытков вследствие нарушения ответчиком своих обязательств, а также неполучение ответчиком платы за оказанные им услуги не может быть признано безусловным основанием для применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку неустойка (штраф, пени) в соответствии с действующим законодательством носит кроме компенсационной, также и штрафную функцию, и наличие у ответчика неблагоприятных последствий в связи с нарушением им обязательств является следствием применения к нему данного вида гражданско-правовой ответственности.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия находит обжалуемый судебный акт отвечающим нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения по делу.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 июля 2012 года по делу N А78-3377/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3377/2012
Истец: ЗАО Альянс Транс-Азия
Ответчик: ОАО Забайкальская железная дорога - филиал ОАО "РЖД"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"