г. Вологда |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А52-2673/2012 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Виноградовой Т.В.,
судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям
на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 июля 2012 года
по делу N А52-2673/2012 (судья Орлов В.А.),
установил:
администрация Дедовичского района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2012 N ПСТ-08-09/1025.
Решением суда требования удовлетворены.
Управление в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить. Полагает, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают наличие состава административного правонарушения и вину Администрации в его совершении.
Администрация Дедовичского района в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 25.04.2012 Управлением проведена плановая проверка деятельности Администрации по соблюдению требований земельного законодательства.
В ходе проверки при осмотре земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 236 109 кв.м, кадастровый номер 60:04:180301:102, Управлением установлено, что заявителем сельскохозяйственная деятельность на участке не ведется, имеется очаговое зарастание сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой растительностью до 30 процентов от общей площади участка, сорной растительностью - на всей площади участка, чем нарушены требования статьей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 11.05.2012 N 08-09/89-02, протоколе об административном правонарушении от 14.05.2012 N 08-09/215-02.
Рассмотрев материалы проверки, 29.05.2012 заместитель руководителя Управления вынес постановление N ПСТ-08-09/1025, которым привлек Администрацию к административной ответственности по части 2 стать 8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Статьей 12 ЗК РФ предусмотрены цели охраны земли, одной из которых является обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании пункта 1 статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) следует, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Факты того, что сельскохозяйственная деятельность на спорном земельном участке не ведется, имеется очаговое зарастание сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой растительностью до 30 процентов от общей площади участка, сорной растительностью - на всей площади участка, подтверждаются актом проверки от 11.05.2012 N 08-09/89-02, протоколом об административном правонарушении и не оспариваются Администрацией.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на административный орган, принявший решение.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности ответчиком вины Администрации в совершении вменяемого ей административного правонарушения.
При этом суд правомерно исходил из того, что спорный земельный участок, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию "Дедовичский район", образован в порядке статьи 7 Закона Псковской области от 05.02.2004 N 336-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Псковской области" вследствие выделения в него земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли).
На момент приобретения права муниципальной собственности на данном земельном участке имелось зарастание древесно-кустарниковой растительностью до 30 процентов от общей площади земельного участка, то есть, он уже находился в ненадлежащем состоянии, о чем свидетельствует акт от 12.05.2012, оформленный должностными лицами Администрации и специалистом Росреестра.
Законодательство не определяет финансово-бюджетные механизмы компенсации затрат, связанных с процедурой изъятия таких земель, а законодательство Псковской области предусматривает только возможность компенсации затрат муниципальных органов, связанных с формированием земельных участков в счет невостребованных долей.
Из пояснений представителя заявителя следует, что в бюджете муниципального образования "Дедовичский район" необходимые средства для осуществления соответствующих мероприятий по охране земельных участков, сформированных в счет невостребованных земельных долей, отсутствуют.
Следует также принять во внимание тот факт, что мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, улучшению земель и охране почв, отсутствие которых вменяется в вину заявителю, могут быть проведены только в весенне-летне-осенний период. Право собственности Администрации на спорный земельный участок зарегистрировано 31.05.2011, а проверка проведена 11.05.2012. Таким образом, требуемые мероприятия с момента регистрации права собственности за Администрацией не проводились в течение только одного сезона. При этом также следует учитывать, что Администрация является органом местного самоуправления, в функции которого не входит использование спорного земельного участка по прямому назначению, и отсутствие лица, осуществляющего пользование земельным участком, носит временный характер.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом не доказана вина Администрации в непринятия мер по ликвидации негативных последствий, возникших вследствие того, что спорный земельный участок не использовался по назначению его правообладателями - физическими лицами.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения заявителя к административной ответственности не имелось. Арбитражный суд Псковской области правомерно удовлетворил требования Администрации.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 июля 2012 года по делу N А52-2673/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2673/2012
Истец: Администрация Дедовичского района от имени муниципального образования "Дедовичский район"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям
Третье лицо: обособленное подразделение Управления Россельхознадзора на территории Псковской области.