Учетная политика
В ходе ревизий и проверок бюджетных учреждений контрольные органы особое внимание уделяют организации бюджетного и налогового учета в учреждении. Причем в первую очередь ревизоров интересует учетная политика бюджетного учреждения. В данной статье автор раскроет вопросы формирования учетной политики учреждения, а также типичные ошибки, совершаемые учреждением при ее формировании.
Учетная политика для целей ведения бюджетного учета
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее - Закон "О бухгалтерском учете") бюджетные учреждения, как и другие организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер учреждения (п. 2 ст. 7 Закона "О бухгалтерском учете").
Принятая бюджетным учреждением учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета, разработки организацией новых способов ведения бюджетного учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бюджетного учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете").
Таким образом, ежегодное принятие новой учетной политики бюджетным учреждением является нарушением Закона "О бухгалтерском учете", причем одним из самых распространенных.
Обратите внимание: информация о вносимых изменениях в учетную политику учреждения должна быть отражена в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").
Принятая бюджетным учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя учреждения. В ней утверждаются (п. 3 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете"):
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Бюджетному учреждению не следует загромождать учетную политику сведениями, не предусмотренными п. 3 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете", или переписывать в нее всю Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), так как при отсутствии альтернативы учреждение обязано осуществлять учет в рамках действующих нормативно-правовых актов в области бюджетного учета.
Некоторые учреждения включают в учетную политику перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, либо которым выдаются денежные средства под отчет на хозяйственные нужды, и т.д. Однако указанные лица в любой момент могут прекратить свою трудовую деятельность в данном учреждении. По мнению автора, данный перечень целесообразно оформлять отдельным приказом.
Нередки случаи утверждения в учетной политике сроков возврата остатков денежных средств, выданных под отчет. Напомним, что в соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993 N 40, лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию учреждения отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Установление в учетной политике иных сроков возврата наличных денежных средств, выданных под отчет, является неправомерным.
Рассмотрим подробно составляющие учетной политики.
Организация бухгалтерского учета
В первую очередь в учетной политике необходимо определить:
- кто будет осуществлять бюджетный учет;
- будет ли использоваться автоматизированная программа или учет предполагается вести ручным способом и т.д.
По мнению автора, в отношении организации бюджетного учета бюджетному учреждению необходимо ограничится фразой: "Бюджетный учет учреждения осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, и другими нормативными актами РФ, регулирующими порядок ведения бюджетного учета".
Исключения могут составлять случаи, не предусмотренные Инструкцией N 25н, либо по которым предусмотрено несколько вариантов. Например, бюджетному учреждению необходимо прописать корреспонденцию счетов бюджетного учета, отсутствующую в Приложении N 1 к Инструкции N 25н (при необходимости), в части, не противоречащей Инструкции N 25н (п. 9 Инструкции N 25н), и утвердить в своей учетной политике порядок списания материальных запасов:
- либо по фактической стоимости каждой единицы;
- либо по средней фактической стоимости.
При наличии у бюджетного учреждения филиалов ему необходимо отразить в учетной политике порядок ведения бюджетного учета в них. Первый вариант - это организация бухгалтерских служб в филиалах, второй - отсутствие бухгалтерских служб в филиалах и ведение учета централизованной бухгалтерией учреждения.
Рабочий план счетов
Согласно п. 2 Инструкции N 25н государственная учетная политика реализуется в соответствии с данной инструкцией через:
- план счетов бюджетного учета;
- порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учета;
- порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
- корреспонденцию счетов бюджетного учета;
- иные вопросы организации бюджетного учета.
Таким образом, при формировании учетной политики бюджетному учреждению необходимо указать в ней, что им используется рабочий план счетов в соответствии с Инструкцией N 25н. При этом переписывать данный план счетов в учетную политику или приложение к ней, по мнению автора, нецелесообразно.
На практике возникают случаи, когда для удобства отражения различных операций утвержденного Инструкцией N 25н плана счетов бывает недостаточно и учреждения самостоятельно вводят и используют дополнительные субсчета. Так, для разделения целевого финансирования и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, некоторые учреждения вводят в код аналитического счета плана счетов дополнительную цифру. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 Инструкции N 25н органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям. В этом случае учреждение обязано утвердить вводимые субсчета в своей учетной политике.
Формы первичных документов
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, необходимые формы документов разрабатываются бюджетным учреждением самостоятельно с включением следующих обязательных реквизитов:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
В случае если у учреждения отсутствует потребность в первичных учетных документах, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, в учетной политике необходимо сделать следующую запись: "Учреждение не применяет первичные учетные документы, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов".
Порядок проведения инвентаризации и методы
оценки видов имущества и обязательств
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой их них и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключение случаев, когда инвентаризация обязательна. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона "О бухгалтерском учете" инвентаризация обязательна:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Порядок проведения инвентаризации регламентируется Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств". В соответствии с п. 1.5 данного приказа инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Таким образом, в учетной политике учреждения необходимо определить, в какой период времени будет проводиться инвентаризация (ежегодно, раз в два года и т.д.) основных средств и библиотечных фондов. Кроме того, в данном разделе необходимо сделать ссылку: "Оценка имущества и обязательств и порядок начисления амортизации осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции N 25н".
Правила документооборота и технология обработки учетной информации
Движение первичных документов в бюджетном учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком документооборота. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. В настоящее время порядок ведения документооборота в бухгалтерском учете регулирует Приказ Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 "Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете" (далее - Приказ Минфина СССР N 105).
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. По мнению автора, график документооборота целесообразно привести в приложении к учетной политике. Пример графика документооборота в виде перечня работ приведен в Приложении к Приказу Минфина СССР N 105.
Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота в учреждении осуществляет главный бухгалтер.
Учетная политика для целей налогообложения
С 1 января 2007 года Федеральным законом N 137-ФЗ*(1) закреплена обязанность организаций утверждать учетную политику для целей налогообложения. Этот документ ввел и само понятие учетной политики для целей налогообложения как совокупность:
- методов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения;
- способов учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 8 ст. 1 Закона N 137-ФЗ).
С 1 января 2007 года выделение учетной политики для целей налогообложения диктует п. 2 ст. 11 НК РФ.
Принятие налоговой учетной политики является обязанностью для всех организаций и учреждений, независимо от источников финансирования.
Таки образом, по аналогии с учетной политикой для целей бюджетного учета в учетной политике для целей налогообложения учреждение должно утвердить одну из предлагаемых ему альтернатив либо указать сведения, не предусмотренные Налоговым кодексом.
В соответствии с требованиями НК РФ бюджетные учреждения (осуществляющие приносящую доход деятельность) обязаны утвердить учетную политику в отношении двух налогов: НДС (п. 12 ст. 167 НК РФ) и налога на прибыль организаций (ст. 313 НК РФ). Однако данное требование не означает, что учреждения не могут утверждать в ней особенности в отношении прочих налогов.
В соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ принятая бюджетным учреждением учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом или распоряжениями руководителя учреждения. Здесь необходимо отметить, что данную учетную политику можно утвердить отдельным приказом либо объединить с учетной политикой для целей бюджетного учета. Однако в отличие от Закона "О бухгалтерском учете" НК РФ не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики, следовательно, учреждение может ежегодно утверждать новую учетную политику для целей налогообложения.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения. То есть приказ должен датироваться годом, предшествующим году на который распространяется ее действие.
Обратите внимание: учетная политика для целей налогообложения, принятая учреждением, является обязательной для всех обособленных подразделений учреждения.
Также необходимо отметить, что при формировании учетной политики для целей налогообложения невозможно предусмотреть все аспекты. Поэтому если по каким-либо вопросам НК РФ не предусматривает альтернативных способов учета, то такие вопросы в учетной политике отражать нецелесообразно.
Налог на добавленную стоимость
С 01.01.2006 для всех плательщиков НДС установлен единый момент определения налоговой базы по НДС как наиболее ранняя из следующих дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, утверждать в учетной политике момент определения налоговой базы не нужно.
Бюджетные учреждения обязаны исчислять и уплачивать НДС в общем порядке в соответствии с гл. 21 НК РФ, либо они имеют возможность получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн. руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Если учреждение не воспользовалось правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в учетной политике в обязательном порядке закрепляется порядок ведения раздельного учета с указанием счетов и субсчетов бюджетного учета, на которых будет осуществляться данный учет.
Налог на прибыль организаций
Порядок ведения налогового учета устанавливается бюджетным учреждением в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется бюджетным учреждением в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
В случае если учреждение начнет осуществлять новые виды деятельности, оно обязано определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения этих видов деятельности (ст. 313 НК РФ).
Учреждение должно отразить в учетной политике для целей налогообложения прибыли порядок ведения раздельного учета, в том числе аналитические счета бухгалтерского учета, на которых отражаются операции, связанные с ведением бюджетной и приносящей доход деятельности, метод признания доходов и расходов и др. В бюджетном учете порядок ведения раздельного учета определяется в соответствии с Инструкцией N 25н путем включения в 18-й разряд счета бюджетного учета кода вида деятельности: 1 - при бюджетной деятельности и 2 - при приносящей доход деятельности.
Напомним, что соответствии с п. 1 ст. 321.1 НК РФ бюджетные учреждения в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет доходов от приносящей доход деятельности. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (п. 14 ст. 251 НК РФ).
Исходя из вышеизложенного, если учреждение не осуществляет раздельный учет доходов, полученных как от осуществления приносящей доход деятельности, так и бюджетных средств, данному учреждению придется уплачивать налог на прибыль и с доходов, полученных в рамках целевого финансирования. В данном разделе учетной политики бюджетному учреждению в первую очередь необходимо определить метод признания доходов и расходов. Согласно НК РФ учреждение самостоятельно утверждает метод признания доходов и расходов от предпринимательской деятельности (метод начисления или кассовый) в целях налогового учета.
Инструкцией N 25н определено, что в целях бюджетного учета учреждение обязано определять доходы и расходы методом начисления. В таком случае, по мнению автора, и в целях налогового учета целесообразно применять метод начисления, так как применение одного и того же метода признания доходов и расходов для бюджетного и налогового учета позволит избежать двойного учета, а также использовать в целях налогового учета регистры бухгалтерского учета. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, учреждение может самостоятельно ввести в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, сформировав регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ). Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов устанавливаются приложениями к учетной политике учреждения для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за их составление.
Если учреждение определяет доходы и расходы по методу начисления, то в соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ ему необходимо самостоятельно определить в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых и косвенных расходов.
К прямым могут быть отнесены следующие расходы:
- материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых учреждением в течение отчетного (налогового) периода.
При отнесении расходов к прямым или косвенным учреждению необходимо учитывать, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В таком же порядке в расходы текущего периода включаются и внереализационные расходы (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Однако из данного правила существует исключение для налогоплательщиков, оказывающих услуги, к которым можно отнести и учреждения. Согласно данному исключению учреждения вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. Данное право также необходимо утвердить в учетной политике.
В соответствии с п. 8 ст. 254 НК РФ для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), учреждение обязано утвердить в учетной политике для целей налогообложения один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
- по стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Данный метод основан на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений;
- стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Данный метод основан на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.
Напомним, что Инструкцией N 25н предусмотрено два способа списания материальных запасов:
- либо по фактической стоимости каждой единицы;
- либо по средней фактической стоимости.
Следовательно, по мнению автора, в целях сближения налогового и бюджетного учета и устранения расхождений между ними, бюджетному учреждению целесообразней утвердить один и тот способ. В случае если учреждение реализует покупные товары, в учетной политике необходимо закрепить метод их оценки. По мнению автора, необходимо выбрать метод, применяемый для оценки материальных запасов.
Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ в целях налогового учета налогоплательщики самостоятельно определяют метод начисления амортизации (линейный или нелинейный). Нелинейный метод начисления амортизации достаточно громоздок и неудобен, а применение одного и того же метода в налоговом и бюджетном учете позволит избежать двойного учета. Однако нелинейный метод позволяет организации увеличить расходы а, следовательно, уменьшить налог на прибыль в первые периоды использования данного метода. Также следует учесть, что по основным средствам, приобретенным до 01.01.2002, остаточная стоимость определяется в виде разницы между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бюджетного учета за период эксплуатации такого объекта. Выбранный бюджетным учреждением метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.
В соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ с 01.01.2006 налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.
Обратите внимание: применять или не применять амортизационную премию - право, а не обязанность налогоплательщиков, следовательно, данное решение принимается бюджетным учреждением самостоятельно. Решение об использовании премии, а также размер, в котором должны признаваться данные расходы, отражаются в учетной политике. В случае принятия решения о применении амортизационной премии учреждению необходимо разработать и утвердить в учетной политике регистры налогового учета, отражающие начисление амортизации в целях налогового учета, так как в бюджетном учете данные расходы не предусмотрены.
В соответствии с п. 10 ст. 259 НК РФ по решению руководителя учреждения, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных НК РФ. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ учреждение вправе включать в состав прочих расходов (в течение отчетного или налогового периода) представительские расходы в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период. Размер представительских расходов необходимо закрепить в учетной политике.
Отметим, что к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. В частности, к ним относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортная доставка этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Не относятся к представительским расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Кроме вышеперечисленного учреждения могут предусмотреть в учетной политике создание резервов в целях обложения налогом на прибыль. В соответствии с гл. 25 НК РФ учреждению предоставлено право на создание резерва на формирование расходов по отпускам (ст. 324.1 НК РФ), сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ) и расходам на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ).
А. Гусев,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения: ревизии и
проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 5, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"