г. Владимир |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А43-13857/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 10.09.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Советского района" (ИНН 5262145725, ОГРН 1065262001694) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2012 по делу N А43-13857/2012,
принятое судьей Мустафаевым Г.И.
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Советского района" о признании незаконным и отмене постановления Главного управления МЧС России по Нижегородской области от 21.03.2012 N 244 о привлечении к административной ответственности.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Отделом государственного пожарного надзора по Советскому району г. Нижнего Новгорода Главного управления МЧС России по Нижегородской области (далее - Отдел, административный орган) проведена проверку по факту пожара в жилом доме, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 23/10.
В ходе проверки выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
- в подъезде N 6 в лестничной клетке между 2-3 этажами, 3-4 этажами, 4-5 этажами оборудование (трубы для кабелей), выступающие из плоскости стен, установлены на высоте менее 2,2 метра от площадок лестниц, что является нарушением пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.32* СниП 21-01-97*;
- на путях эвакуации на лестничной площадке между 4-5 этажами допущено складирование горючих материалов (пеннополистирол), другие посторонние предметы (стул, оконная рама), что является нарушением п. 53 ППБ 01-03;
- проходы в подвальных помещениях загромождены горючими материалами (остатки мебели, досок, бумажные коробки) и другими посторонними предметами, что является нарушением пункта 53 ППБ 01-03.
По результатам проверки в отношении лица, ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности в указанном жилом доме, -открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Советского района" (далее - Общество) 15.03.2012 составлен протокол N 244 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы административного дела, заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору Советского района г. Нижнего Новгорода 21.03.2012 вынес постановление N 244 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 27.06.2012 суд отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Общество указало на нарушение административным органом срока составления протокола об административном правонарушении, установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель апелляционной жалобы отметил, что выявленные нарушения были устранены силами подрядной организации.
Общество полагает, что в данном случае возможно применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отдел отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Из материалов дела следует, что Общество является управляющей организацией жилого дома, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 23/10, то есть лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности.
Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к безопасности эксплуатации помещений.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, в проверяемый период были установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Также требования пожарной безопасности закреплены в СниП 21-01-97*.
Как следует из материалов дела, факты нарушения Обществом требований пожарной безопасности зафиксированы административным органом в установленном законодательством порядке в протоколе об административном правонарушении от 15.03.2012, составленном в присутствии законного представителя Общества. Содержащиеся в этом документе фактические данные заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты другими доказательствами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным в действиях (бездействии) Общества события административного правонарушения.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
Таким образом, вывод суда о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Оценив представленные в дело доказательства, характер правонарушения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел признаков малозначительности совершенного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что допущенное Обществом правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку содержит угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара (в рассматриваемом случае имел место пожар с жертвами).
Нарушений административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспоренного постановления, судом не установлено.
Несоблюдение срока составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, влекущим отмену постановления, поскольку данный срок не является пресекательным, а носит лишь организационный характер.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применен минимальный размер штрафа.
То обстоятельство, что выявленные нарушения были устранены силами подрядной организации, не влияет на законность выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам подлежит отклонению.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2012 по делу N А43-13857/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Советского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13857/2012
Истец: ОАО "Домоуправляющая Компания Советского района", ОАО Домоуправляющая Компания Советского района г. Н.Новгород
Ответчик: Главное управление МЧС России по Нижегородской области, г. Н. Новгород, ОГПН по Советскому району г. Н.Новгорода, Управление надзорной деятельности Главное управление МЧС России по Нижегородской области
Третье лицо: ГУ МЧС России по Нижегородской области