Категория интереса в публично-правовом споре
Процессуальный институт защиты публичного, общественного интереса - один из наименее изученных общих институтов судопроизводства, рассмотренной исключительно в отраслевых рамках.
Его единого восприятия не сложилось не только на уровне теории юридического процесса, но и в традиционных процессуальных отраслях права. Основы исследования и изучения самой категории "публичный интерес" заложены в российском правоведении последнего десятилетия Ю.А. Тихомировым. Он определяет публичный интерес как "признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит гарантией ее существования и развития*(1)".
В соответствии со ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ основополагающей задачей судопроизводства является не только защита нарушенных или оспариваемых прав, но и законных интересов. Правом на обращение в суд обладают только заинтересованные лица.
Особая роль в удовлетворении правовых интересов принадлежит органам правосудия, разрешающим споры между различными субъектами.
В арбитражном судопроизводстве пределы защиты прав и законных интересов дифференцируются в зависимости от субъектного состава. Так, согласно п. 3 ст. 304 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отменяет или изменяет судебные акты арбитражных судов, если они нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы. Следовательно, если речь идет о публичных интересах, решение может быть пересмотрено без каких либо ограничений.
Это понятие является новым для арбитражного процессуального законодательства. Заимствованное из Рекомендаций Комитета Министерства Совета Европы NR (095) 5 от 7 февраля 1995 г. оно не раскрыто в арбитражном процессуальном законодательстве. В связи с этим в судебной практике поднимается вопрос о том, что же понимается под данным термином.
Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебному рассмотрению, порождает определенную специфику процессуального регулирования порядка рассмотрения и разрешения дел рассматриваемой категории.
В соответствии со ст. 29 АПК РФ суды в порядке административного судопроизводства рассматривают, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
- об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- административных правонарушениях, если их рассмотрение отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда;
- взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей,санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если их рассмотрение не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда.
Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений, имеет следующие процессуальные особенности:
- предметом судебного рассмотрения являются публично-правовые отношения, которым присущи императивный (властный) характер, участие государства в лице его органов и должностных лиц;
- суд разрешает спор не о гражданском, а об административном, налоговом, таможенном, либо ином публичном по своему характеру праве;
- в качестве одного из участников данного производства выступают соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления и должностные лица.
Например, в постановлении от 24 октября 2006 г. N Ф04-7089/2006 (27772-А45-9) ФАС Западно-Сибирского округа обоснованно отказал в удовлетворении заявления органа местного самоуправления о признании незаконными действия кадастровой палаты по постановке на учет земельного участка. Отказ связан с тем, что заявитель не доказал нарушение данными действиями права субъектов предпринимательской деятельности и публичных интересов либо незаконность этих действий.
Важным нововведением АПК РФ стало использование понятия "административное судопроизводство", по правилам которого арбитражным судам надлежит рассматривать дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Эти правила определены в разделе III АПК РФ.
Проблемы при рассмотрении дел из административных и иных публичных интересов в настоящее время возникают в связи с тем, что законодатель не выразил в АПК РФ четко концептуальное единство по вопросу правил рассмотрения этих дел в АПК РФ. Например, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 29 АПК РФ, "арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности...". Согласно ст. 189 АПК РФ "дела, возникающие из административных и иных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в разделе III, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом". В соответствии со ст. 202 АПК РФ "дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях". КоАП РФ также устанавливает определенные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, однако при этом не содержит ссылок на правила административного судопроизводства.
Проблемы соотношения норм АПК РФ и КоАП РФ порождают в судебной практике множество противоречий, которые необходимо устранить путем внесения изменений и дополнений в соответствующее процессуальное законодательство.
Основное назначение любой процессуальной нормы состоит в урегулировании самой процедуры разрешения дела и достижении конечного результата в ходе ее реализации.
В данном случае категория интереса играет приоритетную роль, поскольку и государству, и обществу, и простому гражданину должно быть гарантировано справедливое и всестороннее рассмотрение административного дела.
Е.М. Цыганова,
заместитель председателя Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа, кандидат юрид. наук.
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Категория интереса в публично-правовом споре
Автор
Е.М. Цыганова - заместитель председателя Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, кандидат юрид. наук.
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2007, N 6