г. Чита |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А19-20509/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2012 года по делу N А19-20509/2011 по заявлению Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1023801019208, ИНН 3808029912) о признании незаконным отказа в определении кадастровой стоимости,
при участии третьего лица - открытое акционерное общество "Иркутскэнерго" (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220),
(суд первой инстанции: судья Шубина Т.Ю.),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
установил:
Администрация города Иркутска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Иркутской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата по Иркутской области"), с заявлением о признании незаконным отказа, выраженном в письме от 11.08.2011, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 38:06:01902:554, расположенного по адресу г. Иркутск, Свердловский район, Ново-Иркутская ТЭЦ, площадью 4 м2, обязании устранить допущенные нарушения.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведено процессуальное правопреемство ФБУ "Кадастровая палата по Иркутской области" на правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" или Учреждение).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 22 декабря 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО "Иркутскэнерго" или общество).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, вынесенного при неверном толковании норм материального права.
ФГБУ "ФКП Росреестра" представило суду отзыв на апелляционную жалобу, где считает, что решение суда первой инстанции принято с учетом норм действующего законодательства, при правильном истолковании и применении норм материального права. Просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Администрация и ФГБУ "ФКП Росреестра" представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрация зарегистрирована в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации - 1053808211610 (том 1, л. д. 58-59).
22 апреля 2009 года Администрация и ОАО "Иркутскэнерго" заключили договор аренды N 4143, в том числе, земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, Ново-Иркутская ТЭЦ, кадастровый N38:06:010902:554, на котором находится принадлежащее ОАО "Иркутскэнерго" сооружение - внешняя хозяйственно-фекальная канализация.
Администрация письмом N 505-74-134433/11 от 05.07.2011 обратилась в Кадастровую палату с просьбой сообщить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, Ново-Иркутская ТЭЦ, с кадастровыми номерами 38:06:010902:553, 38:06:010902:554.
В ответ на обращение ФБУ "Кадастровая палата по Иркутской области" письмом от 11.08.2011 сообщило, в том числе, о невозможности определить кадастровую стоимость участка с номером 38:06:010902:554, в связи с тем, что Постановлением губернатора Иркутской области от 28.02.2003 N 87-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области", действующим на дату постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:554 (28.08.2008), удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала 38:06:010902 не установлен.
Заявитель, полагая, что письмо от 11.08.2011 "О кадастровой стоимости земельных участков" в части отказа в определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 38:06:010902:554 является необоснованным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Данное требование заявлено Администрацией в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникшие из административных и иных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу правовой позиции, выраженной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к ненормативным правовым актам относятся акты органов государственной власти (органов местного самоуправления), принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
С учетом изложенного, по мнению суда апелляционной инстанции, под правовым актом индивидуального характера (ненормативным правовым актом), подлежащим оспариванию в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из содержания заявления Администрации N 505-74-13433/11 от 05.07.2011, она просит ФБУ "Кадастровая палата" по Иркутской области сообщить кадастровую стоимость, в том числе земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:554 (том 1, л. д. 53-54).
ФБУ "Кадастровая палата" по Иркутской области письмом N 11-исх/3101-ст от 11.08.2011 сообщила Администрации о невозможности определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:554 (том 1, л. д. 55-56), то есть невозможности представления указанных сведений ввиду их отсутствия. Данное письмо выполняет своего рода "техническую" функцию и не имеет характера ненормативного правового акта. Оспариваемое письмо не содержит властное волеизъявление ФБУ "Кадастровая палата" по Иркутской области об отказе установлении или изменений кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:554, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка (пункт 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 - далее Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 Правил).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке <*>, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (пункт 1.3 Методических указаний).
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (пункт 1.4 Методических указаний).
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков (пункт 1.4 Методических указаний).
Из указанного следует, что уполномоченные на определение кадастровой стоимости земельных участков государственные бюджетные учреждения при определении такой стоимости выполняют техническую функцию (определенные действия) по умножению значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка, и отражению стоимости в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков. Какого-либо решения при этом, то есть властного волеизъявления, данные органы не принимают.
Из содержания оспариваемого акта не следует, что он устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления указанной деятельности, содержит обязательные для исполнения требования, неисполнение которых влечет за собой применение предусмотренной законом ответственности.
Следовательно, данный акт сам по себе не может нарушать законные права и интересы Администрации в сфере предпринимательской деятельности, не обладает упомянутыми выше признаками ненормативного правового акта, в связи с чем, не подлежит оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 269 этого Кодекса прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения судом первой инстанции. В других случаях прекращению подлежит производство по апелляционной жалобе.
В рассматриваемом случае дело о признании незаконным оспариваемого решения изначально не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта о прекращении производства по делу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2012 года по делу N А19-20509/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Производство по делу по заявлению Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 11.08.2011 "О кадастровой стоимости земельных участков" в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:554, расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, Ново-Иркутская ТЭЦ, площадью 4 кв. м. - прекратить.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20509/2011
Истец: Администрация г. Иркутска
Ответчик: ФБУ "Кадастровая палата" по ИО, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области
Третье лицо: ОАО "Иркутскэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2236/12