г. Самара |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А65-12569/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием:
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от МУП "Агентство по приватизации жилой площади г. Казани" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2012 года по делу N А65-12569/2012 (судья Воробьев Р.М.),
принятое по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г.Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,1653003714 г. Казань,
третье лицо: МУП "Агентство по приватизации жилой площади г. Казани", г. Казань,
об оспаривании решения и предписания от 24 февраля 2012 года по делу N 06-18/2012,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик) по делу N 06-18/2012 от 24.02.2012.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
УФАС по Республике Татарстан по результатам рассмотрения дела N 06-18/2012 вынесло 24 февраля 2012 года решение, которым действия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань", МУП "Агентство по приватизации жилой площади города Казани" при продаже муниципального имущества, а именно здания, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Урицкого, 1, признаны нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-Фз "О защите конкуренции", которые привели к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
24 февраля 2012 года заявителю выдано предписание по делу N 06-18/2012 (т.1 л.д. 8-16; л.д.17-20).
Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани предписано прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции", а именно: отменить постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 27 февраля 2009 года N 1247 "О реализации недвижимого имущества МУП "Агентство по приватизации жилой площади города Казани", в соответствии с которым Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани разрешено МУП "Агентство по приватизации жилой площади города Казани" реализовывать в установленном законом порядке по рыночной стоимости здание общей площадью 199,4 кв.м по ул. Урицкого, 1 литер А.
Распоряжением КЗИО от 11 декабря 2008 года N 2021р "О здании по ул.Урицкого, 1" и согласно договору хозяйственного ведения от 03 февраля 2009 г. N2/1 здание, расположенное по адресу: РТ, г. Казань, ул.Урицкого, д.1, было передано третьему лицу по акту приема-передачи от 03.02.2009 г.
Право хозяйственного ведения на указанное здание зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 24 февраля 2009 года за третьим лицом (свидетельство о регистрации права серии 16-АБ N 071063 от 24.02.2009 г.).
20 февраля 2009 года МУП "Агентство по приватизации жилой площади города Казани" обратилось в КЗИО с просьбой выдать разрешение на реализацию здания по ул.Урицкого, 1, на основании которого и было принято постановление Исполнительного комитета муниципального образования "город Казань" от 27 февраля 2009 года N 1247 "О реализации недвижимого имущества".
Решением Казанской городской Думы от 17 ноября 2008 года N 6-36 "О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2009 год" имущество, расположенное по адресу: РТ, г. Казань, ул. Урицкого, 1 не включено в план приватизации.
Поскольку муниципальное образование "город Казань" не планировало приватизировать данное имущество, принимая во внимание дефицит финансовых средств на содержание указанного здания принято решение передать здание в хозяйственное ведение МУП "Агентство по приватизации жилой площади города Казани" для осуществления деятельности предусмотренной уставом предприятия. Оценка рыночной стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Урицкого, 1, при передаче его в хозяйственное ведение МУП "Агентство по приватизации жилой площади города Казани" была произведена ООО "Инновационная компания "Бизнес-Содействие" на основании отчета по оценке рыночной стоимости имущества, находящегося в муниципальной собственности г.Казани N 838/оц-08 и составила 2 441 000 (два миллиона четыреста сорок одна тысяча) рублей.
26 февраля 2009 года между МУП "Агентство по приватизации жилой площади города Казани" и ООО "ТФК" заключен договор купли-продажи N 1.
В соответствии с указанным договором третье лицо продало, а ООО "ТФК" купило двухэтажное здание по ул.Урицкого" д.1, литер А общей площадью 199,4 кв.м. расположенное в Кировском районе города Казани.
Документы, подтверждающие проведение публичных процедур при реализации муниципального имущества комиссии Татарстанского УФАС России не представлены.
Непроведение публичных процедур также подтверждается письмом МУПа от 17 февраля 2012 года N 38.
Исходя из указанных обстоятельств, ответчиком сделан вывод о том, что совершение последовательных действий Исполнительным комитетом, КЗИО, МУП "Агентство по приватизации жилой площади города Казани" направлено на отчуждение недвижимого имущества способом, не предусмотренным Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Частью 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Судом установлено, что денежные средства, вырученные от продажи здания по ул. Урицкого, 1 в бюджет муниципального образования "город Казань" не перечислялись, а были перечислены на расчетный счет третьего лица согласно платежному поручению от 27.02.2009 г. N 71.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Принцип открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при отчуждении государственного и муниципального имущества означает, что процедура приватизации предусматривает свободный доступ всех желающих к участию. Реализация данного принципа заключается в неукоснительном выполнении органами исполнительной власти положений статьи 15 Закона о приватизации, закрепляющего информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества.
Следовательно, отсутствие надлежащего информирования населения о продаже муниципального имущества лишает предполагаемых покупателей права реализовать свои возможности на приобретение приватизируемого недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ (в редакции, действующей на момент осуществления комментируемых действий) "О приватизации государственного и муниципального имущества" прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год, а также решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях.
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ (в редакции, действующей на момент осуществления комментируемых действий) информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Решением Казанской городской Думы от 20.04.2006 N 29-8 "Об установлении порядка и условий приватизации муниципального имущества" (в редакции, действующей на момент осуществления комментируемых действий) утверждено Положение о порядке приватизации муниципального имущества города Казани.
Согласно пункту 2 Положения о порядке приватизации муниципального имущества города Казани полномочия органа, непосредственно осуществляющего приватизацию муниципального имущества в г. Казани, возлагаются на уполномоченный орган Исполнительного комитета г. Казани - Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани (Уполномоченный орган).
В соответствии с Положением о муниципальным учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 23.12.2005 г. N 11-5, предметом и целью деятельности КЗИО является выполнение управленческих функций в рамках своей компетенции в сфере реализации вопросов местного значения, а именно владения, пользования и распоряжения имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казани.
Согласно пункту 8 Положения о порядке приватизации муниципального имущества города Казани официальными печатными изданиями, посредством которых Уполномоченный орган производит информационное обеспечение приватизации имущества г. Казани, являются газеты "Казанские ведомости" или "Шахри Казан" или иные печатные издания, определенные постановлениями руководителя Исполнительного комитета г. Казани.
Сообщения о приватизации муниципального имущества в официальных печатных изданиях не опубликовывались.
Прогнозным планом (программой) приватизации муниципальной собственности города Казани на 2009 год, утвержденным Решением Казанской городской Думы от 17.11.2008 г. N 6-36 приватизация здания, расположенного по адресу: РТ, г.Казань, ул.Урицкого, 1, не предусмотрена.
Исполнительный комитет не обеспечил возможность свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о продаже муниципального имущества, что противоречит законодательству о приватизации, привело к ограничению конкуренции.
Публичность и открытость процедуры предоставления муниципального имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту, являются признаками добросовестной конкуренции, предупреждая и пресекая тем самым монополистическую и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Фз "О защите конкуренции", за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Действия Исполнительного комитета МО г. Казани, КЗИО, МУП "Агентство по приватизации жилой площади города Казани", выразившиеся в осуществлении согласованных действий при продаже муниципального имущества, а именно здания, расположенного по адресу: РТ, г.Казань, ул. Урицкого, 1, в обход законодательства о приватизации, правильно квалифицированы УФАС, как нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции", что привело или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2012 года по делу N А65-12569/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12569/2012
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: МУП "Агентство по приватизации жилой площади города Казани", г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10349/12
05.07.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8604/13
08.04.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-12569/12
01.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10349/12
13.09.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10275/12
28.06.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-12569/12