"Деятельность спецкомиссий налоговиков выгодна всем"
(интервью с И. Антоновым, председателем Бюджетно-финансовой
комиссии Мосгордумы)
Развитие бизнеса во многом зависит от налоговой политики государства. В этом году депутаты Мосгордумы рассмотрели множество инициатив, направленных на регулирование указанной сферы. О налоговых перспективах столичных предпринимателей "Московскому бухгалтеру" рассказал председатель Бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов.
- Игорь Евгеньевич, какие задачи стоят сегодня перед Бюджетно-финансовой комиссией Мосгордумы в вопросе совершенствования налогового законодательства? И над какими законопроектами сегодня работают члены Комиссии?
- В сфере совершенствования налогового законодательства Бюджетно-финансовая комиссия Московской городской думы действует в рамках компетенции, установленной Налоговым кодексом. Как известно, налоговая система нашего государства состоит из федеральных налогов и сборов, региональных налогов и местных налогов. Нам предоставлено право, в соответствии с Налоговым кодексом устанавливать законом и вносить изменения в региональные налоги, такие как налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог, а также с учетом специфики Москвы как столичного мегаполиса в земельный налог и налог на имущество физических лиц.
В этом году мы дважды обращались к налогу на имущество организаций в части уточнения перечня получателей льгот. Также рассматривались изменения налога на доходы физических лиц. Обсуждались новые ставки транспортного налога. Но в итоге этот проект был отклонен как ухудшающий положение малообеспеченной категории налогоплательщиков.
Налог на игорный бизнес постепенно утрачивает для Москвы свою актуальность вследствие политической линии на полное запрещение этого вида деятельности в связи с ее вредными социальными последствиями.
Следует отметить, что в общем объеме налоговых доходов налог на игорный бизнес никогда не имел серьезного значения. Он составлял всего 0,5 процента от общей суммы поступлений. Зато вред, причиненный азартными играми отдельным гражданам и целым семьям, был неизмеримо больше.
Кроме перечисленных налоговых законов в настоящее время на стадии рассмотрения находится проект закона города Москвы "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента". Я считаю, что у этого способа налогообложения большой потенциал ввиду его простоты и ясности как для плательщика, так и для администратора налога.
- Предложения отменить НДС звучат с завидной регулярностью. Скажите, действительно ли экономические реалии требуют этого?
- Налог на добавленную стоимость не поступает в бюджет Москвы. Но уж если речь зашла об экономических реалиях, то мне не хотелось бы скрывать мои старые соображения, касающиеся этого непростого налога.
Во-первых, следует отметить, что расчет самого налога не основан на так называемой добавленной стоимости, хотя в названии налога она - эта добавленная стоимость - присутствует. Известно, что объектом налогообложения НДС в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса признается не добавленная стоимость, а операции по реализации товаров, работ, услуг. В настоящее время ни один законодательный акт, ни одна инструкция Минфина не дают четкого определения данной экономической категории. Нет, строго говоря, и методики расчета этой добавленной стоимости. Ни один бухгалтер, рассчитывая налог на добавленную стоимость и заполняя декларацию в налоговый орган, не то чтобы не ведет учет "добавленной стоимости", он даже не задумывается о том, что это такое. Следовательно, на уровне предприятия-налогоплательщика это понятие просто бессмысленно и бесполезно.
Но дело, в общем-то, не в названии, от изменения названия налога казна не наполнится. Тем не менее изменение названия, например, на "налог, добавляемый к стоимости" с сохранением прежней аббревиатуры, подскажет экономистам, в каком направлении двигаться дальше.
Отмененный в 2004 году "младший брат" НДС - налог с продаж - очень хорошо себя зарекомендовал, так при его расчете не использовался механизм налоговых вычетов, как это происходит при НДС. Имеют место огромные злоупотребления и нарушения налогового законодательства в части НДС. Какие суммы теряет федеральный бюджет от использования экспортных схем, известно. Поэтому вопрос совершенствования НДС или его отмены должен быть объектом дискуссии экономистов, бухгалтеров и юристов и с повестки дня не снимается.
- К декабрю должна быть завершена работа по совершенствованию формы налоговой декларации. Отражают ли, на Ваш взгляд, существующие формы отчетности всю необходимую инспекторам информацию? И нужно ли сокращать количество листов в декларациях?
- Налоговые декларации необходимо совершенствовать, максимально упростить и сделать понятными для заполнения. Возможно, потребуется отменить дублирующие друг друга показатели. Декларации в основном сейчас заполняются при помощи специализированных компьютерных программ, которые также могут входить в состав современного бухгалтерского обеспечения. В связи с этим количество страниц деклараций уже не так и важно. Однако пока мы еще не отказались от бумажной технологии составления и представления деклараций, эти страницы продолжают оставаться проблемой многотомных архивов налоговых инспекций.
Поэтому речь сейчас должна идти не только о совершенствовании форм налоговых деклараций или сокращении в них страниц, а о том, как максимально быстро внедрить "электронные" декларации и перевести как можно большее количество налогоплательщиков на сдачу деклараций в электронной форме, в том числе и по телекоммуникационным каналам связи. Способствовать этому должно более активное распространение компьютерных программ для их заполнения, в том числе и бесплатное: посредством интернета и официальных сайтов налоговых органов.
- Сдача отчетности в электронном виде, безусловно, удобна. Однако работе с программой необходимо предварительно научиться, что занимает достаточно много времени бухгалтера. Кроме того, многие бухгалтеры недовольны программным обеспечением, поскольку оно иногда дает сбои. Как можно решить подобные проблемы?
- Имеет прямой смысл переходить на сдачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Это экономит массу времени как бухгалтера, так и работников налоговых органов. Кроме того, несомненное преимущество заключается в том, что бухгалтер в любое время может произвести сверку платежей с налоговым органом со своего рабочего места, проверить своевременность поступления платежей по налогам и сборам. А также без обращения в налоговый орган с письмом узнать сумму штрафа или пени и погасить эту "неприятную" задолженность.
Что касается сложности освоения телекоммуникационных программ представления бухгалтерской и налоговой отчетности, то считаю, что современный квалифицированный бухгалтер в состоянии их освоить. Речь идет о серьезной работе финансовых, учетных работников предприятия, на этом участке должны работать образованные и подготовленные люди. Конечно, и разработчики подобных телекоммуникационных программ должны максимально совершенствовать свои программные продукты, делая их максимально удобными для пользователя, адаптировать к меняющемуся налоговому законодательству.
- Игорь Евгеньевич, столичные налоговики уже давно ведут активную кампанию по легализации заработных плат и борьбе с "фирмами-однодневками". Создаются всевозможные комиссии, призванные воздействовать на организации, которые уклоняются от уплаты налогов. Как Вы относитесь к подобным способам борьбы с нарушениями налогового законодательства?
- Эта кампания активно проводится уже почти полтора года. В нее кроме налоговых органов вовлечены представители правоохранительных структур, экономических и контрольных подразделений правительства Москвы и ряд других организаций.
Данная работа ведется в рамках прямого диалога налоговиков с учредителями и руководителями коммерческих организаций. Должен отметить, что бюджет Москвы вполне ощутимо почувствовал на себе результаты этой работы. Сегодня динамика сбора налога на доходы физических лиц достаточно высокая и соответствует росту объема производства, торговли и услуг.
Я считаю, что деятельность налоговиков носит профилактический характер и приносит пользу всем сторонам: предпринимателям тем, что заставляет их отходить от практики прямого нарушения закона и помогает бороться с жадностью, которая, как известно, может довести и до тюрьмы; работникам тем, что легализует их реальные доходы, которые отражаются на счетах в пенсионном фонде и других социальных фондах; и, наконец, бюджету Москвы, за счет которого, собственно, живет и развивается город, реализуются многочисленные социальные программы.
И. Бондаренко
Биография
Игорь Евгеньевич Антонов родился 5 мая 1956 года. Окончил Московский горный институт и Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Перед избранием в Московскую городскую думу работал начальником 12-го района предприятия "Тепловые сети" АО "Мосэнерго".
Депутат Мосгордумы второго (1997-2001 гг.) и третьего (2001-2005 гг.) созывов. Вновь избран депутатом 4 декабря 2005 года.
"Московский бухгалтер", N 22, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007