Тимбилдинг: сплотим коллектив командными играми
Что общего у пиратских приключений, поисков 12 стульев, поездки в пионерский лагерь и празднования шумной одесской свадьбы? Все это - лишь малая доля того, что предлагают специалисты "тимбилдинговых" агентств. Их деятельность служит для сплочения рабочей команды.
Основа основ
Team building (в дословном переводе - построение команды или командообразование) вошел в лексикон российского бизнеса как тимбилдинг. Под ним обычно понимают комплекс мероприятий, в который могут входить и корпоративные праздники, и командные игры, и психологические тренинги. Как и любой тренинг, тимбилдинг может помочь работнику приобрести новые навыки и умения, установить более тесные отношения с коллективом, а также получить ту мотивацию, которая станет движущей силой карьерного роста.
Если предприятие хочет быть конкурентоспособным в современном обществе, то его руководство должно применять человекоцентристские стратегии в управлении персоналом, уверен профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС Владимир Маркин:
- Иными словами, необходимо расценивать человека как ресурс, как капитал. И уделять работникам соответствующее внимание.
Действительно, многие компании сегодня осознают тот факт, что залогом успешного бизнеса становится именно работа сплоченной команды профессионалов. При правильной организации она способна эффективно, качественно и в кратчайшие сроки решать поставленные перед ней задачи.
Существует два варианта появления команды, рассказывает Владимир Маркин:
- В первом команда образуется и функционирует сама по себе, а во втором - командообразованием занимаются психологи. Их приглашают для реализации отдельного проекта. Или же в организации создается специальная служба, которая будет отвечать за взаимодействие внутри команды.
Главная цель психологов в тимбилдинге - заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который в конечном счете работает на результат. Дело в том, что, отождествляя свои личные цели с групповыми, взаимные усилия людей не складываются, а умножаются. Команда оказывается в состоянии решать задачи, с которыми обычная рабочая группа специалистов не может справиться.
Личный интерес
Главным результатом успешной деятельности является ощущение самореализации, говорит Владимир Маркин:
- При этом находит свое воплощение ряд важнейших потребностей каждого человека - участника группы. Присущие команде общее видение, сплоченность, ярко выраженное чувство "мы" удовлетворяют то, что производственный психолог Абрахам Маслоу назвал потребностью в "принадлежности".
Таким образом, от успешной работы команды выигрывает не только организация или предприятие, но и сами работники. В процессе деятельности команды естественным образом складываются внутрикомандные отношения, которые являются факторами как профессионального, так и личностного развития отдельного человека, продолжает Владимир Маркин:
- Таким условием развития может быть, к примеру, механизм фасилитации - когда человеку легче работать в присутствии других людей, а значит, его деятельность более продуктивна. Или же механизм следования за сильнейшим - в крепкой команде у человека больше шансов достичь высокого уровня мастерства в своей профессии.
Поэтому и усилия психологов при проведении тимбилдинга направлены не только на достижение командного результата, но и на развитие личных качеств отдельных людей. Во время рефлексии - обсуждения прошедшего тренинга, что является его обязательной частью, - человек может лучше понять свои сильные стороны и роль, которую он может наиболее эффективно выполнять в команде. Все это создает дополнительную мотивацию, способствуя в итоге его развитию, а значит, и продвижению по службе.
Безусловно, тимбилдинг может помочь человеку и в его карьерном росте, говорит коммерческий директор компании "Teamb", занимающейся организацией подобных тренингов Елена Серебрякова:
- Во многих тренингах, например в веревочном курсе, есть задания, нацеленные на личностный рост участников. От успехов каждого отдельного члена команды, без сомнения, выигрывает и вся команда в целом.
Маячок для руководителя
Конечно, главная цель, которую преследует глава предприятия при тимбилдинге, - сплотить команду, улучшить социально-психологический климат в коллективе и достичь более высоких результатов в работе. Однако помимо этого организация может решить с помощью тимбилдинга назревшие актуальные задачи.
К примеру, в компании планируется запуск нового проекта, и необходимо из общего числа сотрудников сформировать команду для его реализации. Другой пример - в уже сформированной или существующей команде необходимо распределить новые роли, наиболее адекватные способностям ее членов.
Руководство организации может заказать оценку персонала, которую по ходу и по результатам тимбилдинга будет проводить профессиональный психолог, рассказывает Елена Серебрякова:
- Помимо этого при просмотре видеосъемки руководитель сам может увидеть, какую роль брал на себя тот или иной сотрудник в тренинге. Не забывайте о том, что человек раскрывается в подобных нестандартных ситуациях достаточно хорошо.
Также, заказывая тимбилдинг, руководитель предприятия может попытаться избавиться от "болевых точек" коллектива. К примеру, отработать навыки решения конфликтных ситуаций. Целью тренинга может стать выработка первичных схем взаимодействия внутри конкретного отдела или же между отделами. В зависимости от этого и подбирается форма тимбилдинга.
Организации заказывают самые разные тренинги, часто предлагают собственные идеи, которые специалисты затем разрабатывают и приводят в исполнение, говорит Елена Серебрякова:
- Поэтому мы постоянно придумываем и предлагаем нашим заказчиками что-то новое. В целом же можно сказать, что выбор тренинга зависит от сезона. Зимой это, как правило, игры по сценарию, летом же наибольшей популярностью пользуются веревочные курсы (задания с использованием туристского оборудования).
Игры для коллектива
Основой для тимбилдинга может стать корпоративный праздник или же корпоративный поход. В первом случае обильное угощение и различные командные конкурсы, а во втором - марш-бросок и борьба с бытовыми трудностями помогают быстро найти общий язык буквально всем сотрудникам компании: начальникам и подчиненным, менеджерам и бухгалтерам, юристам и экономистам.
Однако наиболее интересными, пожалуй, являются тематические корпоративные тренинги, во время которых активно применяются игровые методики. В игре участников не приходится убеждать в чем-либо, они познают все на собственном опыте.
Это было достаточно необычно, делится своими впечатлениями участник веревочного курса, дизайнер Николай Грушихин:
- Всех не просто вывезли на корпоративный тренинг, который, как я думаю, многие не любят. Это было нечто иное. Вместо того чтобы выслушивать поучения, как нужно и как не нужно жить, ты делаешь выводы из собственного опыта. При этом четко понимаешь на примерах, что в команде успех обеспечивает слаженная работа всех в равных долях.
Окунаясь в сказочный мир мифов и легенд, старого и нового кино, сотрудники получают редкую возможность отвлечься от повседневных неурядиц, проблем на производстве и семейных трудностей. При этом отдых совмещается с элементами командообразования.
Несмотря на то что практически во всех тренингах коллектив разбивается на соревнующиеся между собой команды, тимбилдинг подразумевает и взаимодействие команд. При поисках пиратских или индейских сокровищ нужно убедиться, что в руках нужная карта - ведь они могут быть перепутаны. А некоторые задания и вовсе могут быть перекрестными. В общем, командам не один раз придется собираться вместе и координировать свои действия, особенно по мере усложнения задач.
Инструкция по применению
Итак, тимбилдинг - это динамичные и веселые командные соревнования, построенные в игровой форме и имеющие ряд специально подготовленных заданий и конкурсов. Сценарии развития ситуации могут быть самыми разнообразными: от полетов на Луну или на таинственную планету Кин-дза-дза до пения и танцев на Фабрике звезд или дискотеке восьмидесятых. В теплое время года можно очутиться на природе, где придется выполнять как умственные, так и физические упражнения. А потому сотрудник компании должен быть, как пионер, готов к любым неожиданностям. Поэтому одеться стоит в максимально удобную одежду и обувь, оставив дома мобильные телефоны, украшения и модные аксессуары.
Однако подготовиться к тимбилдингу все же можно. Есть приблизительная схема тренинга, которая будет всегда соблюдаться.
На первом этапе происходит формирование команд. Здесь может быть несколько вариантов: либо команды создаются заранее и прибывают на место проведения тренинга уже "готовыми", либо это происходит на месте. Метод подбора участников может тоже варьироваться: от добровольного до случайного (по жребию).
Следующий этап - это знакомство с ведущим и инструктором. Последний отвечает за безопасность участников тренинга, а поскольку часто задания носят специфический характер, то к его рекомендациям прислушиваться следует обязательно. Инструктор сопровождает команды на протяжении всего тренинга. Ведущий же - это главный режиссер всего действа. Перед игрой он должен настроить участников на нужный лад и "трудовые" свершения, а по ее окончании - первым поздравит и наградит.
Затем команды должны выбрать себе своих капитанов. Кроме того, их участники придумывают себе название, эмблему и девиз.
После этого происходит непосредственное выполнение заданий и преодоление препятствий, которые подобраны с целью раскрытия командного и личностного потенциала. Во время прохождения этапов тренинга участникам предлагается обсуждать и корректировать свои действия, производить их анализ, сравнивать свою оценку с оценками инструкторов и результатами игр.
По результатам игры подводятся ее итоги. В неформальной обстановке тренинга проводится обязательная часть тимбилдинга - рефлексия. Участники команд анализируют свое поведение и поведение коллег, отдельные задания и тренинг в целом. Ну и окончательным этапом является награждение команд и участников.
Испытание на прочность
Рассмотрим для примера популярный веревочный курс. Для достижения целей командообразования все участники делятся на команды по 8-12 человек, с последующим объединением для прохождения совместно финального испытания.
Во время выполнения заданий активно используется туристическое снаряжение, к примеру, веревки, карабины и т.д. Сами же задания, как правило, ориентированы не только на взаимопомощь в команде, но и на личный вызов для человека, выполняющего упражнение. Например, необходимо перебраться с одного берега реки на другой на большой высоте. Каждое упражнение анализируется с помощью инструктора и проходит под его жестким контролем.
Командам предлагается пройти ряд препятствий и испытаний, каждое из которых направлено на развитие определенного навыка и формирование ряда качеств, как групповых, так и индивидуальных. При этом последовательность испытаний зависит от трудности их выполнения: по схеме от простого к сложному.
Каждое задание преследует свою конкретную цель: это могут быть испытания на принятие совместных решений, делегирование ответственности, выработку стратегии взаимодействия, поиск нестандартных решений, формирование доверия.
В ходе веревочного курса формируются определенные навыки общения и поведения, отрабатываются стили корпоративного и личностного взаимодействия, проявляется индивидуальность и раскрывается потенциал каждого участника. Более того, этот курс, как и другие тематические корпоративные тренинги, - это еще и незабываемые впечатления сотрудников, а также тема для разговоров на ближайшие полгода. Положительный заряд, который получают команды, ощутив вкус победы и единения, дает в конечном итоге самый настоящий стимул и их работе.
И. Кислицына
Команда "рулит"
Тимбилдинг - мода или требование времени? Вероятнее всего, второе, особенно если от сплоченности команды зависит прибыль организации. В течение последних 15 лет большое количество американских компаний приняло участие в эксперименте по внедрению рабочих команд с самоуправлением. Речь идет о производителях или поставщиках услуг, которые работают без непосредственного контроля. Такие команды принимают множество структурных и рабочих решений, которые прежде принимались супервайзерами: компенсации и поощрения, составление графика, контроль товара, тренинги и прочее. Как утверждает президент компании Teambuildinginc.com Питер Грезьер, некоторые из работодателей достигли такой производительности, о которой ранее они и мечтать не могли. Это произошло лишь после того, когда они приняли сотруднический стиль руководства, обнаружив модель управления "Джона Уейна".
Работаем хорошо?
Мотивирование сотрудников лежит в основе современных управленческих концепций. Еще в 1960-х годах производственный психолог Фредерик Херцберг предположил, что потребности человека разделяются на две категории: факторы гигиены и факторы мотивации.
Факторы гигиены связаны с нашими биологическими потребностями, такими как пропитание, одежда и кров. Фредерик Херцберг говорит о врожденном стремлении людей избежать боли, связанной с неудовлетворением этих потребностей. Именно поэтому люди работают, чтобы обеспечить себя всем необходимым.
Факторы мотивации тем не менее сильно отличаются от факторов первой группы. Они включают достижения, с помощью которых человек способен ощутить свой психологический рост.
Другими словами, следует почувствовать разницу, подумав о том, что заставляет вас работать и что заставляет вас работать хорошо.
"Московский бухгалтер", N 22, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007