город Ростов-на-Дону |
|
12 сентября 2012 г. |
дело N А53-18079/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности Зельнис Е.Н. (доверенность от 18.01.12 N 520, сроком до 31.12.12);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 24.08.12 N 47967);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.07.2012 по делу N А53-18079/2012 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Орион-Юг" о взыскании штрафных санкций, принятое в составе судьи Еремина Ф.Ф.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Орион-Юг" (далее - общество) о взыскании штрафных санкций в сумме 4386 руб. за непредставление в установленные законом сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета на страхование за 2 квартал 2011 г.
Решением суда от 03.07.12 управлению в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что дело о нарушении пенсионного законодательства управление рассмотрело в отсутствие представителя общества, не извещённого надлежащим образом.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что более поздняя дата принятия решения не является основанием для его отмены, она свидетельствует лишь о времени изготовления решения, а не о повторном рассмотрении материалов проверки. Следовательно, дополнительного извещения страхователя о времени и месте вынесения решения не требуется.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Представитель управления не возражал против рассмотрения жалобы в отсутствие представителя общества.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Представитель управления в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области.
В ходе проведения сотрудниками Управления проверки по вопросу своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования установлено, что сведения за 2 квартал 2011 г. обществом не были представлены в установленный законом срок.
21.10.11 результаты проверки зафиксированы в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 07102330019740. При составлении указанного акта присутствовал директор общества. Рассмотрение акта назначено на 11 часов 15.11.11.
24.11.11 по результатам рассмотрения акта начальником управления вынесено решение N 07102330019740 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в виде штрафа в сумме 4 386 руб.
Управлением обществу направлено требование N 07102330019740 об уплате штрафа от 16.12.11, в котором ему предложено уплатить сумму штрафа в сумме 4 386 руб. в добровольном порядке в срок до 10.01.2012.
В добровольном порядке в установленный срок сумма штрафа обществом не уплачена, в связи с чем, на основании ст. 213 АПК РФ управление обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что управлением нарушен порядок рассмотрения дела о нарушении пенсионного законодательства ввиду следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество в соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон "О страховых взносах _"), является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Общество в соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон 212-ФЗ), является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 27-Федерального закона страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) необходимые сведения.
Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в целях реализации Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, финансовая санкция, предусмотренная п. 3 ст. 17 указанного Закона, представляет собой меру ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которая подлежит взысканию в судебном порядке.
Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения правонарушения, вины страхователя, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество представило сведения о работающих у него застрахованных лицах за отчетный период 2 квартал 2011 21.10.11, то есть с нарушением установленного срока. Причин объективного характера, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению возложенных на общество обязанностей, материалы дела не содержат и обществом не представлены судам первой и апелляционной инстанциям.
Из статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ следует, что Федеральный закон N 27- ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.
Федеральным законом N 212-ФЗ регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 1 статьи 1).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (часть 3 статьи 39).
Пунктом 12 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено право плательщиков страховых взносов на участие в процессе рассмотрения материалов проверки.
На основании ч. 4 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ при рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В порядке ст. 30 Федерального закона N 212-ФЗ должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов обязаны действовать в строгом соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ и иными федеральными законами.
Из системного толкования норм Федерального закона N 212-ФЗ следует, что рассматривает материалы проверки и принимает решение руководитель (заместитель руководителя), то есть одно и то же лицо. Данное правило позволяет лицу, в отношении которого проводилась проверка, в полной мере реализовать право на свою защиту, в частности, путем предоставления устных объяснений представителем организации лицу, которым в итоге будет принято решение - руководителю (заместителю руководителя) учреждения (часть 4 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ), имеющему в данном случае возможность наиболее полно исследовать материалы проверки и принять на основании исследованных обстоятельств законное решение.
Иное толкование данных норм права приведет к возможности рассмотрения материалов проверки одним лицом, а принятие решения другим, не принимавшим участия в рассмотрении материалов проверки, что существенно нарушит принцип непосредственности и право лица, в отношении которого проведена проверка.
Специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлена ответственность и последствия несоблюдения порядка привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поэтому подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных 3 Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции в акте N 07102330019740 от 21.10.11, полученным обществом, указано время и место рассмотрения 15.11.11 в 11 часов, решение N 07102330019740 по результатам рассмотрения акта управление приняло 24.11.11. Доказательства уведомления общества о назначении иной даты рассмотрения материалов проверки, чем указанная в акте (15.11.11 в 11 часов), управление не представило.
В связи с этим, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод об отсутствии на момент рассмотрения акта проверки N 07102330019740 от 21.10.11 доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте его рассмотрения.
Таким образом, дело о нарушении пенсионного законодательства управление рассмотрело в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом.
Исходя из изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал управлению в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций с общества в сумме 4 386 руб. за непредставление в установленные законом сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за 2 квартал 2011 года.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.2011 г. по делу N А32-19879/2010.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.07.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18079/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Неклиновском районе Ростовской области, Управление пенсионного фонда России в Неклиновском р-не РО
Ответчик: ООО "Орион-Юг"