г. Красноярск |
|
07 сентября 2012 г. |
Дело N А69-30/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" сентября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (Тывастат) с использованием системы видеоконференц-связи
при организации судебного заседания судьей Арбитражного суда Республики Тыва Сарыглар Д.В. с участием секретаря судебного заседания Арбитражного суда Республики Тыва Аюши О.Д.,
при ведении протокола судебного заседания в Третьем арбитражном апелляционном суде секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи:
от заявителя: Топуран Х.Х., представителя по доверенности от 09.07.2012;
от административного органа: Данзынай С.Э., представителя по доверенности от 20.01.2012, Доржукай А.А., представителя по доверенности от 30.03.2012;
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "29" мая 2012 года по делу N А69-30/2012, принятое судьей Ханды А.М.,
установил:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистки по Республике Тыва (далее - Тывастат) обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее - ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва, административный орган) о признании представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 19.12.2011 N 248 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 29.05.2012 по делу N А69-30/2012 заявленные требования удовлетворены частично. Раздел II (другие нефинансовые нарушения) представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 19.12.2011 N 248 признан недействительным. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Тывастат обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять в данной части новый судебный акт.
Тывастат в апелляционной жалобе указывает на то, что выявленные административным органом нарушения бюджетного законодательства таковыми не являются. Выделенные на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года средства федерального бюджета использованы Тывастатом по целевому назначению.
Кроме того, Тывастат в апелляционной жалобе ссылается на то, что в нарушение положений Административного регламента административным органом в акте проверки N 295 не указаны дата составления акта, срок проведения ревизии, а также должностное лицо, материально-ответственное или иное лицо, проверенной организации, допустившее нарушение, что влечет недействительность данного акта.
Не согласившись с принятым решением, ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований отменить и принять в данной части новый судебный акт.
Административный орган в апелляционной жалобе указывает на то, что Тывастат раздел II представления по существу не оспаривал. Все доводы, изложенные в заявлении Тывастат, касаются нарушений Административного регламента.
В адрес суда апелляционной инстанции поступили дополнительные пояснения от 22.06.2012 N 1015 с приложением дополнительных документов: копии письма Федеральной службы Государственной статистики от 17.06.2010 N АС-17-23/2103; копии изменения в бюджетную смету статобследований и переписей от 17.02.2010.
В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство о приобщении указанных документов к материалам дела.
Рассмотрев заявленное ходатайство о приобщении документов к материалам дела, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, так как не представлено обоснование невозможности представления данных дополнительных доказательств в суд первой инстанции.
Представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в признании раздела N 1 недействительным, принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявления о признании представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 19.12.2011 N 248 недействительным.
Представители ответчика изложили доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просят суд оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой заявителем части без изменения, апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Республике Тыва - без удовлетворения.
Представители ответчика изложили доводы апелляционной жалобы. Просят отменить решение суда первой инстанции в части признания раздела N 2 представления от 19.12.2011 N 248 недействительным, принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о признании представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 19.12.2011 N 248 недействительным.
Представитель заявителя изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой ответчиком части без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании удостоверения от 04.10.2011 N 295, выданного руководителем ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва в соответствии с пунктом 136 Плана контрольной работы административного органа на 2011 год (2 раздел), приказа от 04.10.2011 N295, должностными лицами ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва в отношении Тывастат проведена проверка использования средств федерального бюджета, полученных на организацию и проведение Всероссийской переписи населения за 2010 год.
В ходе проведенной ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва проверки использования средств федерального бюджета, полученных на организацию и проведение Всероссийской переписи населения Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва за 2010 год, выявлено нецелевое использование бюджетных средств, а именно: в нарушение статьей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н, пункта 30 раздела XV "Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года", утвержденных приказом Ростата от 04.02.2010 N 81, Тывастат произведена оплата за счет средств федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году, поступивших по главе 157 "Федеральная служба государственной статистики" разделу/подразделу 0114 "Другие общегосударственные вопросы", целевой статье 0012700 "Проведение статистических обследований и переписей", виду расхода 012 "Выполнение функций государственными органами":
по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги":
- на "Оказание услуг по монтажу рольставней в административном здании Тывастата в количестве 19 шт." индивидуальному предпринимателю Федотовой А.Н. в сумме 378 000 рублей;
- на "Поставку экземпляров программ для ЭВМ" закрытому акционерному обществу "СофтЛайн Трейд" в сумме 97 536 рублей 56 копеек;
- на "Установку турникетов в здании Тывастата, расположенного по адресу г. Кызыл, ул.Чульдум, дом N 40" обществу с ограниченной ответственностью "ФОРТ СП" в сумме 99 991 рубль;
- на "Проведение измерений и анализов параметров электрооборудования Тывастат" федеральному государственному учреждению "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" в сумме 83 860 рублей 39 копеек;
- на "Изготовление печатной продукции" обществу с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Корона" в сумме 70 430 рублей;
- на "Работы по монтажу кондиционера в количестве 1 шт" обществу с ограниченной ответственностью "РУС КЛИМАТ" в сумме 52 200 рублей;
- на "Выполнение проектно-сметной документации на устройство центрального входа в административное здание Тывастата" открытому акционерному обществу "Тувагражданпроект" в сумме 98 340 рублей;
- на "Монтаж коммуникационного оборудования" обществу с ограниченной ответственностью "Ювента" в сумме 41 830 рублей;
по КОГСУ 310 "Увеличение стоимости основных средств":
- на "Приобретение сварочного аппарата"" индивидуальному предпринимателю Чамьян Константину Ангыр-ооловичу в сумме 13 000 рублей;
- на "Приобретение сервисного пылесоса ЗМ" обществу с ограниченной ответственностью "Инфотех" в сумме 12 825 рублей;
- на "Приобретение тепловой завесы Тропик М-3" индивидуальному предпринимателю Федотовой Анжелике Николаевне в сумме 11 700 рублей;
- на "Поставку комплекта оборудования турникетов в количестве 2 шт. с блоками управления со встроенными считывателями" индивидуальному предпринимателю Пахомову Сергею Викторовичу в сумме 99 999 рублей;
- на "Поставку оборудования - кондиционера в количестве 1 шт." обществу с ограниченной ответственностью "РУС КЛИМАТ" в сумме 99 650 рублей;
- на "Изготовление и поставку элементов ограждения административного здания Тывастата" индивидуальному предпринимателю Суван А.К. в сумме 255 000 рублей;
по КОГСУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества":
- на "Изготовление и замену дверей в количестве 15 шт. (10 штук двустворчатых остекленных межкомнатных, 5 штук двустворчатых глухих межкомнатных) в административном здании Тывастата" индивидуальному предпринимателю Федотовой А.Н. в сумме 464 000 рублей;
- на "Изготовление и замену дверей в количестве 15 шт. двустворчатых остекленных межкомнатных в административном здании Тывастата" индивидуальному предпринимателю Федотовой А.Н. в сумме 437 500 рублей;
- на "Текущий ремонт кабинета N 1 в административном здании Тывастата" индивидуальному предпринимателю Журавлеву А.Г. в сумме 322 927 рублей;
- на "Текущий ремонт ограждения административного здания Тывастата" индивидуальному предпринимателю Суван А.К. в сумме 242 618 рублей;
- на "Обустройство центрального входа административного здания Тывастата"" индивидуальному предпринимателю Касаткиной С.Г. в сумме 436 062 рубля;
- на "Текущий ремонт административного здания Тывастата" индивидуальному предпринимателю Суван А.К. в сумме 170 030 рублей,
а также выявлены нефинансовые нарушения статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений", пункта 166 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н, а именно:
- к бюджетной смете на 2010 год не составлены экономически обоснованные расчетные данные по каждому целевому направлению расходования средств;
- не на всех заявлениях на получение денежных средств под отчет, работниками бухгалтерии Тывастата проставлялись отметки об отсутствии за подотчетным лицом задолженностей по предыдущим авансам, что было отражено в акте проверки от 16.11.2011 N 295 и вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 19.12.2011 N 248.
Не согласившись с оспариваемым представлением, считая его незаконным, Тывастат обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Проверив полномочия ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии соответствующих полномочий должностного лица ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва на вынесение оспариваемого представления от 19.12.2011 N 248.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нецелевом использовании Тывастат средств федерального бюджета, выделенных на проведение Всероссийской переписи населения за 2010 год, установленных в разделе I представления и недоказанности административным органом нарушений, указанных в разделе II оспариваемого представления, на основании следующего.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
Как следует из материалов дела и Тывастат не оспаривается, заявителем произведена оплата за счет средств федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году, поступивших по главе 157 "Федеральная служба государственной статистики" разделу/подразделу 0114 "Другие общегосударственные вопросы", целевой статье 0012700 "Проведение статистических обследований и переписей", виду расхода 012 "Выполнение функций государственными органами":
по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги":
- на "Оказание услуг по монтажу рольставней в административном здании Тывастата в количестве 19 шт." индивидуальному предпринимателю Федотовой А.Н. в сумме 378 000 рублей;
- на "Поставку экземпляров программ для ЭВМ" закрытому акционерному обществу "СофтЛайн Трейд" в сумме 97 536 рублей 56 копеек;
- на "Установку турникетов в здании Тывастата, расположенного по адресу г. Кызыл, ул.Чульдум, дом N 40" обществу с ограниченной ответственностью "ФОРТ СП" в сумме 99 991 рубль;
- на "Проведение измерений и анализов параметров электрооборудования Тывастат" федеральному государственному учреждению "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу" в сумме 83 860 рублей 39 копеек;
- на "Изготовление печатной продукции" обществу с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Корона" в сумме 70 430 рублей;
- на "Работы по монтажу кондиционера в количестве 1 шт" обществу с ограниченной ответственностью "РУС КЛИМАТ" в сумме 52 200 рублей;
- на "Выполнение проектно-сметной документации на устройство центрального входа в административное здание Тывастата" открытому акционерному обществу "Тувагражданпроект" в сумме 98 340 рублей;
- на "Монтаж коммуникационного оборудования" обществу с ограниченной ответственностью "Ювента" в сумме 41 830 рублей;
по КОГСУ 310 "Увеличение стоимости основных средств":
- на "Приобретение сварочного аппарата"" индивидуальному предпринимателю Чамьян Константину Ангыр-ооловичу в сумме 13 000 рублей;
- на "Приобретение сервисного пылесоса ЗМ" обществу с ограниченной ответственностью "Инфотех" в сумме 12 825 рублей;
- на "Приобретение тепловой завесы Тропик М-3" индивидуальному предпринимателю Федотовой Анжелике Николаевне в сумме 11 700 рублей;
- на "Поставку комплекта оборудования турникетов в количестве 2 шт. с блоками управления со встроенными считывателями" индивидуальному предпринимателю Пахомову Сергею Викторовичу в сумме 99 999 рублей;
- на "Поставку оборудования - кондиционера в количестве 1 шт." обществу с ограниченной ответственностью "РУС КЛИМАТ" в сумме 99 650 рублей;
- на "Изготовление и поставку элементов ограждения административного здания Тывастата" индивидуальному предпринимателю Суван А.К. в сумме 255 000 рублей;
по КОГСУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества":
- на "Изготовление и замену дверей в количестве 15 шт. (10 штук двустворчатых остекленных межкомнатных, 5 штук двустворчатых глухих межкомнатных) в административном здании Тывастата" индивидуальному предпринимателю Федотовой А.Н. в сумме 464 000 рублей;
- на "Изготовление и замену дверей в количестве 15 шт. двустворчатых остекленных межкомнатных в административном здании Тывастата" индивидуальному предпринимателю Федотовой А.Н. в сумме 437 500 рублей;
- на "Текущий ремонт кабинета N 1 в административном здании Тывастата" индивидуальному предпринимателю Журавлеву А.Г. в сумме 322 927 рублей;
- на "Текущий ремонт ограждения административного здания Тывастата" индивидуальному предпринимателю Суван А.К. в сумме 242 618 рублей;
- на "Обустройство центрального входа административного здания Тывастата"" индивидуальному предпринимателю Касаткиной С.Г. в сумме 436 062 рубля;
- на "Текущий ремонт административного здания Тывастата" индивидуальному предпринимателю Суван А.К. в сумме 170 030 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 N 1074 "Об организации Всероссийское переписи населения 2010 года" подготовка и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработка полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, ее методологическое и финансовое обеспечение возлагается на Федеральную службу государственной статистики.
Согласно пункту 30 приказа Росстата от 04.02.2010 N 81 "Об Основных методологических и организационных положениях Всероссийской переписи населения 2010 года" (далее - Приказ Росстата от 04.02.2010 N 81) материально-техническое обеспечение переписи осуществляется с 2007 года по 2013 год в соответствии с ежегодными планами закупок, утверждаемыми руководством Росстата, для нужд Всероссийской переписи населения 2010 года и на основе нормативов для обеспечения работы всех лиц, привлекаемых к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов.
В целях материально-технического обеспечения работ по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года разрабатываются и утверждаются Росстатом нормативы обеспечения временных переписных работников техническими средствами, канцелярскими принадлежностями, необходимым инвентарем и нормы обеспечения расходными материалами. Закупки однородных товаров (портфели переписчика, канцелярские принадлежности, гелевые авторучки, удостоверения, комплекты экипировки переписчика, фонарики, свистки) осуществляются централизованно.
Централизованное изготовление и поставка тиражей бланков переписных листов Всероссийской переписи населения 2010 года и немашиночитаемых переписных документов выполняется в соответствии с расчетами, проведенными на основании методик, утвержденных Росстатом 26 января 2010 года.
Закупка расходных материалов (бумага, картриджи), а также приобретение автомобилей, мебели, офисной техники (включая калькуляторы стационарные) осуществляется в пределах доводимых бюджетных ассигнований. Для проведения текущего ремонта в помещениях, предназначенных для размещения временного переписного персонала и хранения переписных документов, могут выделяться бюджетные ассигнования.
В силу пункта 31 приказа Росстата от 04.02.2010 N 81 финансирование расходов на мероприятия, связанные с Всероссийской переписью населения 2010 года, производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Росстату на период 2007 - 2013 годы на осуществление указанных мероприятий, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и сводной бюджетной росписью, утвержденной Минфином России по разделу 01, подразделу 14 целевой статьи 0012700, виду расходов 012.
Финансирование расходов, связанных с осуществлением полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и сводной бюджетной росписью, утвержденной Минфином России по разделу 11, подразделу 03 целевой статьи 0014300, виду расходов 009.
Разделом VIII "Подготовка Всероссийской переписи населения 2010 года (2007 год - 13 октября 2010 года)" приказа Росстата от 04.02.2010 N 81 предусмотрен исчерпывающий перечень мероприятий, обеспечивающих полноту и точность учета населения при переписи.
Согласно Приложению N 5 приказа Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Указания N 150н) главным распорядителем бюджетных средств по главе 157 является Федеральная служба государственной статистики.
В соответствии с подразделом 3.1 раздела 3 "Разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов" Указания N 150н классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы девяноста пятью подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Разделы и подразделы классификации расходов, приведенные в приложении 2 к настоящим Указаниям, являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
По подразделу 0114 "Другие общегосударственные вопросы" Указания N 150н подлежат отражению расходы на выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесенным к другим подразделам данного раздела, в том числе на управление государственной (муниципальной) собственностью.
В силу подраздела 3.2 раздела 3 Указания N 150н целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.
Перечни целевых статей, применяемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Исключением являются перечни целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий. Указанные перечни определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.
По целевой статье "001 27 00 Проведение статистических обследований и переписей" отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением статистических обследований и переписей.
По целевой статье "001 15 00 Территориальные органы" отражаются расходы на обеспечение выполнения функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за исключением расходов на строительство административных зданий и жилищного строительства.
Согласно подразделу 3.3 раздела 3 Указания N 150н виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.
Виды расходов классификации расходов бюджетов в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Вид расходов "012 Выполнение функций государственными органами" отражает расходы на обеспечение выполнения функций государственными органами, а также на оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд вне рамок обеспечения выполнения функций государственными органами (за исключением бюджетных инвестиций), заказчиками по которым являются государственные органы.
Учитывая, что раздел VIII "Подготовка Всероссийской переписи населения 2010 года (2007 год - 13 октября 2010 года)" приказа Росстата от 04.02.2010 N 81 не содержит в перечне мероприятий:
- "оказание услуг по монтажу рольставней в административном здании Тывастата";
- "поставку экземпляров программ для ЭВМ";
- "установку турникетов в здании Тывастата";
- "проведение измерений и анализов параметров электрооборудования Тывастат";
- "изготовление печатной продукции";
- "работы по монтажу кондиционера";
- "выполнение проектно-сметной документации на устройство центрального входа в административное здание Тывастата";
- "монтаж коммуникационного оборудования";
- "приобретение сварочного аппарата";
- "приобретение сервисного пылесоса ЗМ"
- "приобретение тепловой завесы Тропик М-3";
- "поставку комплекта оборудования турникетов в количестве 2 шт. с блоками управления со встроенными считывателями";
- "поставку оборудования - кондиционера";
- "изготовление и поставку элементов ограждения административного здания Тывастата";
- "изготовление и замену дверей";
- "текущий ремонт кабинета N 1 в административном здании Тывастата";
- "текущий ремонт ограждения административного здания Тывастата";
- "обустройство центрального входа административного здания Тывастата";
- "текущий ремонт административного здания Тывастата", по целевой статье 0012700 отражаются расходы, связанные только с подготовкой и проведением статистических обследований и переписей, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оплата указанных выше работ (услуг) не может отражаться по целевой статье 0012700.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерном распределении Тывастат средств федерального бюджета, полученных на организацию и проведение Всероссийской переписи населения за 2010 год.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Тывастат о том, что выявленные административным органом нарушения бюджетного законодательства таковыми не являются; выделенные на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года средства федерального бюджета использованы Тывастатом по целевому назначению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал раздел I представления от 19.12.2011 N 248 соответствующим требованиям действующего законодательства.
По разделу II (Другие нефинансовые нарушения) оспариваемого представления суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 2 раздела II оспариваемого представления выявленные нефинансовые нарушения Тывастата состоят в следующем:
- к бюджетной смете на 2010 год не составлены экономически обоснованные расчетные данные по каждому целевому направлению расходования средств;
- не на всех заявлениях на получение денежных средств под отчет, работниками бухгалтерии Тывастата проставлялись отметки об отсутствии за подотчетным лицом задолженностей по предыдущим авансам.
В соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.
Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.
Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пункту 6 приказ Минфина Российской Федерации от 20.11.2007 N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений" смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.
В целях формирования сметы учреждения на очередной финансовый год на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет проект сметы на очередной финансовый год по рекомендуемому образцу (приложение N 2 к настоящим Общим требованиям).
Формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета.
В случае если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, главный распорядитель средств бюджета при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.
Как следует из акта N 295 проверки использования средств федерального бюджета, полученных на организацию и проведение Всероссийской переписи населения за 2010 год, Тывастатом в нарушение статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 6 приказа Минфина Российской Федерации от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" к бюджетной смете на 2010 год не составлены экономически обоснованные расчетные данные по каждому целевому направлению расходов средств.
Из материалов дела (в том числе из акта проверки N 295) следует, что Тывастат первоначально утверждена бюджетная смета на 2010 год в размере 29 756 900 рублей с учтем всех направлений на проведений статобследований и переписей, 31.12.2010 утверждены и внесены изменения в бюджетную смету на проведение Всероссийской переписи населения 2010 году, детализация показателей сметы составила 39 364 100 рублей.
Представитель Тывастата пояснил, что все необходимые экономически обоснованные расчетные данные к бюджетной смете были составлены и имелись у заявителя в наличии и были представлены главному распорядителю бюджетных средств со сметой и изменениями к ней.
Суд апелляционной инстанции считает, что непредставление Тывастат при проведении административным органом проверки экономически обоснованных расчетных данных по каждому целевому направлению расходования средств не свидетельствует о том, что указанные расчеты не были представлены Тывастат главному распорядителю бюджетных средств. Факт непредставления Тывастат указанных выше расчетов к бюджетной смете и корректировке бюджетной сметы административным органом в акте проверки не зафиксирован, иных доказательств в материалы дела административным органом не представлено.
В соответствии с пунктом 166 приказа Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" на счете 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" учитываются расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам.
Авансы под отчет выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается. На заявлении о выдаче сумм под отчет работником бухгалтерии проставляется соответствующий счет аналитического учета счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам.
Об израсходовании авансовых сумм подотчетные лица представляют Авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к Авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.
Согласно пункту 96 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент), описательная часть акта ревизии (проверки) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии (проверки).
Из акта проверки N 295 следует, что не на всех заявлениях на получение денежных средств под отчет, работниками бухгалтерии Тывастат проставлялись отметки об отсутствии за подотчетным лицом задолженностей по предыдущим авансам.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно установлено, что из акта проверки невозможно установить, когда и каким работникам бухгалтерии выдавались в под отчет денежные суммы; когда указанные работники отчитались об использовании бюджетных денежных средств; когда денежные средства были фактически истрачены работниками на нужды Тывастат и не проставлялись отметки об отсутствии за какими подотчетными лицами задолженностей по предыдущим авансам.
Также в акте проверки отсутствует информация о документах, на основании которых административный орган пришел к выводу о наличии вышеназванных нарушений. Указанные документы в материалы дела административным органом не представлены.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о недоказанности ответчиком факта совершения заявителем нарушений, указанных в разделе II оспариваемого представления.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что раздел II (Другие нефинансовые нарушения) оспариваемого представления не соответствует закону и нарушают права и законные интересы Тывастат.
Довод Тывастат о том, что в нарушение положений Административного регламента административным органом в акте проверки N 295 не указаны дата составления акта, срок проведения ревизии, а также должностное лицо, материально-ответственное или иное лицо, проверенной организации, допустившее нарушение, что влечет недействительность данного акта, не принимается судом апелляционной инстанции.
Отсутствие даты акта проверки N 295, указания на срок проведения ревизии и материально-ответственное лицо не может свидетельствовать о существенном нарушении процедуры порядка оформления результатов ревизии (проверки), поскольку акт проверки адресатом (Тывастатом) получен и ему была предоставлена возможность представить свои замечания по выводам проверки.
Материалами дела подтверждается, что Тывастат представлены возражения на акт проверки N 295 (том 1 л.д. 100) и данные возражения рассмотрены административным органом (том 2 л.д. 2-79).
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным; оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на заявителя; государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена заявителем в полном объеме.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от "29" мая 2012 года по делу N А69-30/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-30/2012
Истец: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РТ, ТО Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ