г. Владивосток |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А24-1409/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей Н.А. Скрипки, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
при участии:
от Департамента экономической и бюджетной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: Саляхова Л.И. по доверенности N 05 от 01.02.2012 со специальными полномочиями,
истец, третье лицо, Петропавловск-Камчатский городской округ явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
апелляционное производство N 05АП-7068/2012
на решение от 18.07.2012
судьи Алексеевой Ж.П.
по делу N А24-1409/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
к Департаменту экономической и бюджетной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Петропавловск-Камчатскому городскому округу
третье лицо: Муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
о взыскании задолженности в размере 18 509 770 руб. 24 коп. в порядке субсидиарной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" собственника соответствующего имущества - Петропавловск-Камчатский городской округ; взыскании с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице его финансового органа Департамента экономической и бюджетной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа 18 509 770 руб. 24 коп.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 18.04.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен основной должник - муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского".
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 18.07.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные исковые требования.
Указывает на то, что обязательство по оплате задолженности возникло до изменения типа учреждения, следовательно, данное обязательство является обязательством муниципального учреждения, по которому субсидиарную ответственность несёт собственник имущества учреждения. Отмечает, что до настоящего времени промежуточный ликвидационный баланс учреждения-должника в установленном порядке не утверждён, задолженность не погашена. Считает, что невозможность удовлетворения требований о взыскании задолженности за счёт средств основного должника подтверждается вступившим в законную силу решением суда по делу N А24-3267/2008.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент экономической и бюджетной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с доводами жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Полагает, что обязательства, возникшие до изменения типа муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" и установленные решением Арбитражного суда Камчатского края от 01.09.2010 по делу N А24-3267/2008, являются обязательствами автономного учреждения, по которым собственник имущества ответственность не несёт. Считает, что если собственник имущества учреждения не был привлечён к субсидиарной ответственности до дня регистрации изменения типа бюджетного учреждения, то субсидиарная ответственность собственника прекращается. Указывает, что требования ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" включены в реестр требований кредиторов; у основного должника имеются денежные средства, достаточные для погашения заявленного истцом требования.
В отзыве на апелляционную жалобу МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" с доводами жалобы не согласилось, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" самостоятельно отвечает по своим обязательствам перед истцом и имеет для этого необходимые средства, что подтверждается материалами дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента экономической и бюджетной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Камчатского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского", ранее имевшее наименование Городское жилищное управление г.Петропавловска-Камчатского - муниципальное учреждение, создано 13.08.2001, что подтверждается свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ и постановке на учет юридического лица в налоговом органе серии 41 N 000161160, серии 41 N 000272770.
В соответствии с Уставом МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского", утвержденным приказом Комитета по управлению имущества г. Петропавловск-Камчатского от 15.11.2005 (с учетом изменений от 11.05.2006), данное учреждение создано Петропавловск-Камчатским городским муниципальным образованием, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности у последнего денежных средств (п.п. 1.3, 1.8).
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2008 N 3703 создано муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" путем изменения типа существующего муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского".
Названное постановление о создании Муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" опубликовано 26.12.2008, что подтверждается представленной в материалы дела газетой "Град Петра и Павла" N 54 (132) от 26.12.2008.
Из представленной в материалы дела распечатки с сайта "Вестник государственной регистрации" из сети Интернет следует, что сведения о создании в соответствии с постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2008 N 3703 муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" путем изменения типа существующего муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" были опубликованы в соответствии с законодательством Российской Федерации в журнале "Вестник государственной регистрации" 25.02.2009 и 25.03.2009 (N 7 (212), N 11 (216)).
В этих же уведомлениях указано на то, что требования кредиторов муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" могут быть предъявлены в течение 30 дней с момента публикации сообщения, указан адрес, по которому следует направлять претензии.
02.04.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, об изменении типа учреждения - муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского".
Согласно Уставу МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского", данное учреждение создано путем изменения типа существующего МУ "УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского", является некоммерческой организацией, учредителем которой выступает Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Арбитражного суда Камчатского края по делу N А24-3267/2008 от 01.09.2010 с муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" взыскано 30 908 017 руб. 03 коп. долга, 100000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Согласно данному решению задолженность у МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" образовалась в январе-июле 2008 года и взыскана судом с МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского". По указанному решению 14.05.2010 выдан исполнительный лист, который был исполнен частично - в размере 12 398 246 руб. 79 коп. Остаток задолженности по указанному исполнительному листу составляет сумму 18 509 770 руб. 24 коп.
12.04.2011 Комитетом городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа издан приказ N 22, которым принято решение ликвидировать муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского", установлен срок для осуществления необходимых мероприятий по ликвидации - до 12.04.2013 (в редакции приказа N 58 от 29.06.2012), а также утвержден состав ликвидационной комиссии, который неоднократно корректировался приказами N 72/1 от 28.11.2011, N 78 от 24.12.2011, N 4 от 17.01.2012.
Сообщение о принятии решения о ликвидации муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска-Камчатского" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 17 (324) 04.03.2011.
28.06.2011 истец направил в адрес ликвидационной комиссии МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" письменное заявление о включении требований в реестр кредиторов, в том числе, требование об уплате 18 509 770 руб. 24 коп. долга по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Камчатского края на основании решения от 01.09.2010 по делу N А24-3267/2008.
Письмом исх. N 02-2804 от 07.12.2011 ликвидационная комиссия МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" подтвердила включение в промежуточный ликвидационный баланс, в том числе, требования об уплате 18 509 770 руб. 24 коп. долга по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Камчатского края по решению от 01.09.2010 по делу N А24-3267/2008.
Считая, что обязательство по оплате образовавшейся задолженности является обязательством муниципального учреждения, по которому субсидиарную ответственность несёт собственник имущества учреждения, сославшись на ст. ст. 12, 120, 126, 399, 1071 ГК РФ, истец обратился в Арбитражный суд Камчатского края с рассматриваемым иском.
Как следует из материалов дела, на момент образования спорной задолженности (январь-июнь 2008 года) основной должник - Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского являлось муниципальным учреждением.
В соответствии с п. 1.2 Устава муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского", утверждённого приказом Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа N 221 от 15.11.2005 (с учётом изменений от 11.05.2006), муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" являлось некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме "муниципальное учреждение" с целью осуществления функций управления в области жилищно-коммунального хозяйства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
Пунктом 1.8 Устава в редакции от 11.05.2006 предусмотрено, что учреждение несёт ответственность по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Субсидиарная ответственность муниципального образования по долгам муниципального бюджетного учреждения была предусмотрена также п. 2 ст. 120 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент образования спорной задолженности.
В то же время, в рамках дела N А24-3267/2008 решением суда первой инстанции от 01.09.2010 спорная задолженность взыскана с МАУ "УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского".
Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.
Согласно п. 10 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.
В силу п. 13 ст. 5 названного Федерального закона в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В свою очередь п. 2 ст. 60 ГК РФ предусмотрено, что кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.
Таким образом, по смыслу указанных норм права при изменении типа учреждения по обязательствам учреждения, которые возникли до такого изменения, собственник имущества учреждения уже не несет субсидиарную ответственность, а гарантии кредиторов обеспечиваются наделением образуемого автономного учреждения имуществом, достаточным для несения соответствующей ответственности по обязательствам, возникшим у муниципального учреждения до изменения его типа, а также в результате соблюдения процедуры, предусмотренной п. п. 1 и 2 ст. 60 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, постановление главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2008 N 3703 о создании МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" путем изменения типа существующего МУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" опубликовано в газете "Град Петра и Павла", N 54, 26.12.2008. Указанное постановление установило порядок уведомления кредиторов МУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в течение месяца, доказательств несоблюдения указанного порядка в материалы дела не представлено, об изменении типа юридического лица внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ 02.04.2009.
Доказательств реализации истцом соответствующих прав, установленных п. 2 ст. 60 ГК РФ, относительно должника, а при недостаточности его имущества - собственника имущества учреждения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о соблюдении учредителем МУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" требований законодательства применительно к процедуре изменения типа учреждения.
В связи с изложенным с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи 02.04.2009 все обязательства МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" безотносительно момента их возникновения являлись обязательствами автономного учреждения с распространением на них всего режима гарантий и ограничений, установленных Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ст. 120 ГК РФ в редакции на указанный период, в том числе в части положения о том, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Таким образом, собственник имущества МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в данном случае не несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, в том числе возникшим до изменения типа данного учреждения.
Более того, п. 1 ст. 399 ГК РФ, п. п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ" установлено, что до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, исполнительный лист, выданный на основании решения Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А24-3267/2008, исполнен частично.
Истец 28.06.2011 направил в адрес ликвидационной комиссии МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" письменное заявление о включении требований в реестр кредиторов, в том числе, требование об оплате 18 509 770 руб. 24 коп. по вышеназванному исполнительному листу.
Письмом от 07.12.2011 N 02-2804 ликвидационная комиссия МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" подтвердила включение в промежуточный ликвидационный баланс заявленных истцом требований, в том числе требований по указанному исполнительному листу.
Кроме того, из материалов дела, пояснений ответчика и третьего лица следует, что срок ликвидации МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" определён до 12.04.2013, то есть до настоящего времени ликвидация учреждения не завершена.
Наличие денежных средств, достаточных для оплаты задолженности МАУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского", подтверждается справками ЗАО "Солид Банк" N 05/3790 от 29.05.2012, N 05/4500 от 28.06.2012 об остатке денежных средств на расчётных счетах учреждения.
Поскольку основной должник не отказывался удовлетворить требования ОАО "Камчатскэнерго" об оплате задолженности, а напротив, включил указанные требования в промежуточный ликвидационный баланс, при этом у должника имеется достаточно денежных средств и иного имущества для удовлетворения заявленных требований, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 399 ГК РФ, для возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества учреждения.
Ссылка истца на то, что невозможность удовлетворения требований за счёт средств основного должника подтверждается вступившим в законную силу решением суда по делу N А24-3267/2008, признаётся судом несостоятельной, поскольку выяснение данного вопроса не ходило в предмет доказывания по делу N А24-3267/2008 о взыскании задолженности по договору.
Поскольку основной должник объективно имеет возможность удовлетворить требования ОАО "Камчатскэнерго", оснований для привлечения муниципального образования к субсидиарной ответственности не имеется.
Ссылка апеллянта на то, что до настоящего времени промежуточный ликвидационный баланс учреждения-должника не утверждён и задолженность не погашена, не принимается апелляционным судом, учитывая недоказанность истцом невозможности удовлетворения требований за счет основного должника.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.07.2012 по делу N А24-1409/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1409/2012
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" филиал Энергосбыт
Ответчик: Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Петропавловск-Камчатский городской округ
Третье лицо: Муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского", МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6042/12
21.01.2013 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1409/12
25.12.2012 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1409/12
13.09.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7068/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1409/12