Публичное размещение акций как критерий деловой репутации компании
В последнее время фондовый рынок все шире используется для привлечения необходимых финансовых ресурсов. В связи с этим наблюдается устойчивый интерес отечественных компаний к публичному размещению акций (Initial Public Offering - IPO). Так называется размещение акций открытого акционерного общества (ОАО) на фондовом рынке, которое проводят один или несколько профессиональных участников рынка (андеррайтеров). Они принимают заявки от покупателей (юридических и физических лиц), желающих приобрести акции в течение определенного срока по фиксированной цене, и заносят их в специальный реестр (книгу заявок). При этом инвестор должен сообщить андеррайтеру число акций, которое он собирается купить, и цену их покупки. Необходимая сумма денег депонируется на специальном счете. Андеррайтеры собирают заявки и сообщают эмитенту о спросе на его акции, ценах размещения и объемах продажи. Если компания согласна с этими данными, она продает свои акции.
Совокупный объем продаж акций отечественных эмитентов в ходе публичного размещения стабильно возрастет в последние годы (см. табл. 1).
Таблица 1
Совокупный объем IPO
Годы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007-2008*(11) |
Объем IPO (млрд. дол.) | 0,5 | 0,56 | 4,9 | 17,3 | 40,5 |
*(11) Оценка экспертов ИК "Ренессанс Капитал" |
Фондовый рынок предъявляет к компаниям определенные требования, которые часто заставляют их кардинально изменять политику. Такие изменения могут быть не всегда оправданы или соизмеримы с тем, что дает компаниям использования механизма IPO. Поэтому нужно обращать внимание не только на альтернативные источники привлечения капитала, но и оценить готовность компании к публичному размещению своих акций. Типичными проблемами при этом являются:
- юридическая непрозрачность - выражается в раздроблении бизнеса, распределении активов, обязательств, денежных потоков между многими структурными единицами, заниженные размеры собственного капитала, некорректное применение схем минимизации налогообложения;
- вопросы корпоративного управления (конфликты между собственниками либо собственниками и управляющими);
- неурегулированность отношений с государством по вопросам антимонопольного законодательства, прав собственности, уплаты налогов;
- неготовность сотрудников компании к IPO - отсутствие требуемой компетенции и мотивации для успешного сотрудничества с профессиональными участниками фондового рынка.
В процессе проведения IPO участники выполняют различные задачи. В таблице 2 приведены наименования основных внешних и внутренних участников процесса IPO, а также краткий перечень функций, которые ими выполнятся.
Главный менеджер является ключевым партнером компании при проведении IPO. Он занимается координацией работ, осуществляется андеррайтинг, организует и проводит консультации и встречи с потенциальными инвесторами, взаимодействует с биржами и регулирующими органами.
Не менее важным партнером компании при проведении IPO является аудиторская компания, к задачам которой относятся проверка финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с любыми международными стандартами (IFRS. US GAAP, UK GAAP). Помимо этого, в процессе проведения IPO аудиторская компания может оказывать консультации в рамках проверки должной добросовестности компании ("due diligence"), а также подтвердить достоверность финансовой отчетности, предоставляемой инвесторам в проспекте эмиссии.
Финансовый консультант при проведении IPO отвечает за подготовку проспекта эмиссии и его регистрацию в установленный срок в регулирующем органе. Качественное проведение IPO невозможно без грамотной PR-поддержки и формирования позитивной деловой репутации компании.
Как указывалось, IPO - открытая подписка на дополнительные акции ОАО. При этом они могут размещаться на организованном открытом рынке (через организаторов торговли) либо на неорганизованном (внебиржевые торги). На практике IPO также называют предложением на публичном рынке уже размещенных акций общества. Однако в правовом аспекте IPO - это публичное размещение акций (при выпуске).
Таблица 2
Функции участников процесса IPO
Участник | Функции внешних участников процесса IРО |
Главный менеджер | Консультант по структуре, организации и срокам проведения IРО Формирование списка андеррайтеров Получение кредитных рейтингов Организация консультаций по международному маркетингу акций Организация презентации компании для потенциальных инвесторов Проведение due diligence |
Менеджеры | Расширение круга потенциальных инвесторов |
Независимый аудитор | Выполнение аудита и заверение отчетности компании, составленной в соответствии с любым из общепринятых стандартов учета (IFRS. US GAAP, UK GAAP) Участие в предэмиссионной проверке компании, проводимой андеррайтером размещения Предоставление консультационных услуг компании |
Юридический консультант | Предоставление налоговых консультаций эмитенту Подготовка налогового заключения Заключение соглашений с андеррайтерами выпусками |
Финансовый консультант | Подготовка проспекта эмиссии и его своевременная регистрация |
PR-агентство | Осуществление PR поддержки на всех этапах проведения IPO Взаимодействие с отечественными и зарубежными СМИ Консультации PR и IR служб компании |
Функции внутренних участников процесса IPO | |
Собственники компании | Принятие стратегического решения о размещении и его параметрах Участие в выборе консультантов для проведения IPO Выбор торговой площадки для проведения |
Менеджмент компании | Выполнение необходимых процедур при IPO Заключение соглашений со сторонними организациями и контроль за их работой Подготовка необходимых информационных материалов для внешних пользователей |
Бухгалтерская служба | Взаимодействие с аудиторами компании Подготовка финансовой информации, необходимой при проведении IPO |
Юридическая служба | Взаимодействие со сторонними юридическими консультантами и контроль их работы Юридическая экспертиза отдельных действий сторонних консультантов |
Прочие | Привлечение специалистов других структурных подразделений компании для решения текущих вопросов, связанных с IPO |
Выход компаний с IPO на рынок капитала предполагает прохождение нескольких этапов.*(1)
1. Подготовительный этап, как правило, самый длительный. Временные затраты предусмотреть невозможно - они зависят от степени подготовки компании к IPO.
Прежде всего, собственникам компании, ее менеджменту необходимо определиться с целями, которые они преследуют публичным выпуском акций. Главной целью проведения IPO, как правило, являются не деньги, а возможность получить рыночную оценку своего бизнеса. Эта цель определяет средства и методы подготовки к IPO, параметры выпуска акций. Если для собственников главное - получить денежные средства либо наладить долгосрочные партнерские отношения, то в рамках IPO целесообразно произвести отчуждение крупного пакета акций (от 25%). Если ставится задача получить оценку бизнеса или рыночной стоимости акций, в размещении большого пакета нет необходимости.
На этом этапе финансовый консультант проверяет компанию на соответствие пожеланиям будущих инвесторов. Проводится финансовый аудит, анализируется система корпоративного управления в компании, ее прозрачность и открытость для рынка, оценивается стоимость бизнеса, капитализация и т.д.
По итогам анализа разрабатываются и реализуются меры по устранению препятствий для инвестирования. Комплекс мер и сроки для каждой компании будут разными - в зависимости от ситуации. Так, некоторым компаниям требуется более трех лет для подготовки к IPO - необходимо сформировать публичную кредитную историю, реструктуризировать активы, повысить капитализацию, перевести бухгалтерскую отчетность в соответствии с международными стандартами, например МСФО и т.д. Для других компаний, которые уже имеют публичную кредитную историю и грамотно построенную эффективную систему корпоративного управления, может потребоваться значительно меньший срок.
На первом этапе разрабатываются параметры выпуска, - какой процент голосующих акций от уставного капитала будет предложен к размещению, определяется цена, заключаются договоры (достигаются договоренности) с основными профессиональными участниками рынка.
2. Принятие решения о размещении акций открывает процедуру эмиссии. Решение о размещении акций путем открытой подписки может быть принято как общим собранием акционеров, так и советом директоров. Следует отметить, что совет директоров вправе принять такое решение только в двух случаях:
- это право предусмотрено уставом;
- количество размещаемых обыкновенных акций составляет 25 и менее процентов ранее размещенных обыкновенных акций.
При этом решение о размещении акций путем открытой подписки единогласно принимается всеми членами совета (за исключением выбывших).
Для принятия решения общим собранием акционеров необходимо квалифицированное большинство (75%) голосов владельцев голосующих акций, участвующих в собрании, если необходимость большего числа голосов для принятия данного решения не предусмотрена уставом.
После принятия такого решения (а также после каждого этапа процедуры эмиссии акций) компания должна раскрывать информацию в соответствии с требованиями законодательства.
3. Подготовка и утверждение эмиссионных документов должна быть проведена в течение не более чем шести месяцев после принятия решения о размещении акций по открытой подписке. Компании необходимо подготовить пакет документов для госрегистрации выпуска и утвердить некоторые из них. Совет директоров утверждает:
- решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций;
- проспект эмиссии ценных бумаг.
Работы по этому этапу обычно выполняются консультантами.
4. Государственная регистрация выпуска акций, размещаемых путем открытой подписки, осуществляет ФСФР России (п. 1.1.4 приказа ФСФР от 20 апреля 2005 г. N 05-15/пз-н "О разграничении полномочий по государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами").
Документы в регистрирующий орган должны быть поданы не позднее трех месяцев с даты утверждения решения о выпуске и одного месяца - с даты утверждения проспекта ценных бумаг.
Срок рассмотрения ФСФР документов, представленных на регистрацию, составляет 30 дней. Следует иметь в виду, что госрегулятор вправе приостановить рассмотрение документов не более чем на 30 дней - если потребуется провести проверку достоверности представленных сведений.
5. Размещение - это отчуждение акций их первыми владельцами. Как указывалось, возможен вариант как биржевого, так и внебиржевого размещения акций. Размещение акций по открытой подписке на организованном рынке дает ряд преимуществ, - прежде всего, повышает шансы на размещение.
Для сторонних покупателей акций этот процесс начинается только после того, как акционеры реализуют свое преимущественное право приобретения дополнительно размещаемых акций. Таким правом наделены все акционеры - владельцы акций той категории (типа), которые размещаются.
Сроки и очередность размещения зависят от установленного обществом порядка определения цены размещения акций. Так, если цена определяется на аукционе после реализации акционерами преимущественного права, срок преимущественного права составит 20 дней. В течение этого периода все желающие (как акционеры, так и иные лица) могут подавать заявки на приобретение акций. Оплата будет производится после определения цены.
Если цена определяется до реализации акционерами преимущественного права, срок преимущественного права будет составлять 45 дней. В этот период только акционеры имеют право подавать заявки на приобретение акций и производить оплату. После этого акции будут предложены неограниченному кругу лиц. Очевидно, что для IPO наиболее удобным является определение цены акций на аукционе после того, как акционеры реализуют свое преимущественное право.
6. Государственная регистрация отчета об итогах вы пуска должна быть проведена в регистрирующем органе в течение 30 дней с даты размещения. Обращение акций на вторичном рынке возможно только после регистрации.
Для случаев IPO законодательно предусмотрена возможность замены регистрационного порядка на уведомительный. Если акции размещены путем открытой подписки, проведена процедура листинга, оказывались услуги по размещению акций (необходимо одновременное выполнение всех трех условий), эмитент сразу после размещения, вместо отчета об итогах выпуска, может подать уведомление об итогах выпуска акций, что значительно приближает начало вторичного обращения акций.
В рамках пятого этапа начинается активная работа главного менеджера размещения, который выбирается по итогам тендера. После того как структура компании приведена в соответствие с принятой практикой и в компании поставлен учет согласно любому из общепринятых стандартов, организатор выпуска разрабатывает план проведения IPO с учетом пожеланий собственников компании (выбирается площадка размещения, определяются размер пакета акций для размещения и диапазон его цены, предполагаемый состав инвесторов). Главный менеджер проводит проверку компании для определения справедливой цены размещаемых акций, аналитики андеррайтера готовят обзоры, которые впоследствии будут представлены потенциальным инвесторам. На всех этапах IPO андеррайтер взаимодействует с регулирующими органами и биржевой площадкой, на которой предполагается первичное размещений акций компании. Главный менеджер формирует перечень банков, которые будут участвовать в первичном размещении и выкупать акции для своих клиентов. Для повышения интереса к акциям компании необходимо провести встречи с потенциальными инвесторами, где эксперты и менеджеры раскроют профиль компании, ее состоятельность как эмитента, перспективы развития бизнеса, увязав их с ситуацией на основных рынках сбыта продукции.
Помимо этих этапов, может быть предусмотрен выход на западный рынок капитала. Основная цель - размещение ADR (GDR) компании на западных рынках капитала, в том числе увеличение ликвидности финансовых инструментов, эмитированных компанией за счет иностранных инвесторов. В данном случае компания для финансирования своих инвестиционных проектов и ранее взятых обязательств может прибегнуть к другим инструментам мирового финансового рынка, в частности, выпустить еврооблигации или привлечь синдицированный кредит. К началу данного этапа компания должна повысить свой рейтинг среди инвесторов и обеспечить безупречную репутацию. При этом большое значение приобретает международная PR деятельность компании. В целом проведение IPO на западном рынке мало отличается от проведения на российском рынке, функции участников процесса схожи.
Отметим, что отдельные отечественные компании, осуществляющие IPO в последнее время на отечественном фондовом рынке (ММВБ, РТС), в перспективе планируют пройти процедуру листинга (допуска к котировке акций) и на западных торговых площадках. Причина выхода отечественных компаний на западные рынки капитала довольно проста - несовершенство отечественного фондового рынка, в частности, незначительное число финансовых инструментов, их низкая ликвидность и активность участников. Однако из-за высокой стоимости проведения процедуры IPO на Западе и более строгих требований к уровню раскрытия информации отечественные компании часто не проходят листинг на западных торговых площадках.
На заключительном этапе выхода компании на международные рынки, в том числе IPO, значительную роль играет PR среди потенциальных инвесторов. Одним из инструментов маркетинга компании являются аналитические отчеты, подготавливаемые андеррайтерами размещения, в которых указываются профиль деятельности компании, и ее устойчивость, финансовые и нефинансовые риски, а также перспективы рынка, на котором компания функционирует. Данные отчетов позволяют повысить деловую репутацию компании среди потенциальных инвесторов, предоставляют объективные данные о стоимости компании и истории ее развития. Это активизирует интерес инвесторов к акциям компании*(2). Безусловно, росту инвестиционной привлекательности и деловой репутации компании будут способствовать сильная менеджерская команда, придерживающаяся современных принципов корпоративного управления, наличие известных брендов и перспективных рынков сбыта продукции (работ, услуг), а также наличие активов в других регионах мира.
Позитивный результат публичного размещения акций свидетельствует о высоком статусе компании. Это дает неоспоримое преимущества в налаживании коммерческих отношений с потенциальными заинтересованными лицами, т.к. компании, акции которых котируются на биржах, особенно зарубежных, являются надежными деловыми партнерами. Это важно для малоизвестных компаний, стремящихся повысить свою конкурентоспособность. К тому же повышение инвестиционной привлекательности компании способствует снижению стоимости привлекаемых заемных средств. Повышение общего статуса компании приводит к тому, что работа в компании становится престижной, а восприятие компании потребителями более благожелательным, что способствует увеличению объемов продаж и, следовательно, прибыли.
Каждый конкретный случай выхода компании на публичный рынок характеризуется положительными и отрицательными моментами, которые нужно учитывать. К числу преимуществ IPO можно отнести:
1. Привлечение долгосрочного капитала. Фондовый рынок является аккумулятором значительных финансовых ресурсов и способен удовлетворить потребности компании в денежных средствах. Западный рынок, к тому же, обладает значительно более широким набором финансовых инструментов, которые отвечают целям и задачам эмитента. Естественно, что возможность привлечения значительных денежных средств, не лимитированных по времени их использования, является для компании привлекательным и неоспоримым преимуществом IPO. При этом грамотный подход к использованию возможностей фондового рынка позволит компании дозировано привлекать финансовые ресурсы
2. Оценка справедливой рыночной стоимости и повышение капитализации. Это особенно актуально для отечественных компаний, так как их большинство имеют заниженную капитализацию не только по отношению к зарубежным аналогам, но и среди российских предприятий. Обретение рыночной стоимости компании повышает ее деловую репутацию, открывает доступ к более дешевым финансовым ресурсам, способствует переходу компании на новую ступень развития.
Справедливая рыночная стоимость фиксирует действительную стоимость компании. Такая оценка дает акционерам и менеджменту информация о соответствии собственных и рыночных оценок стоимости бизнеса. Ее анализ позволяет спланировать дальнейшие мероприятия, направленные на увеличение капитализации компании и способствующие повышению репутации компании в глазах инвесторов.
3. Обеспечение высокой ликвидности акций компании. Размещая свои акции на бирже, компания обретает ликвидную ценную бумагу, которую можно использовать как средство платежа. В связи с этим активная торговля акциями компании, особенно на зарубежных площадках, позволяет компаниям использовать их в качестве залога для получения долгового финансирования, присоединения других компаний посредством слияний и поглощений (в этом случае часть средств оплачивается акциями компании), поощрения среднего и высшего менеджмента.
Проведение IPO способствует установлению реальной рыночной цены компании и повышению ликвидности ее акций. Это принесет выгоды акционерам, изъявляющим желание продать свои акции, а также самой компании, уменьшая возможности ее враждебного поглощения.
4. Отсутствие долгового бремени. Акционерное финансирование не создает для компании долгового обременения, так как нет необходимости возвращать привлеченные средства. Это позволяет использовать IPO для сбалансирования собственных и заемных средств, когда невозможно или нецелесообразно производить финансирование проектов компании за счет заемных средств.
5. Создание лучших условий для сохранения контроля над компанией. Следует отметить, что для привлечения необходимого объема денежных средств в случае IPO можно разместить на рынке в 2-4 раза меньше акций. Это, в свою очередь, приводит к соответственно меньшему размыванию пакета акций первоначальных владельцев. В результате компания имеет возможность отдать малый пакет своих акций (ниже блокирующего) и при этом получить необходимый объем финансирования. К тому же продажа акций на публичном рынке осуществляется среди широкого круга инвесторов, каждый из которых не способен (или, по крайней мере, не стремится) контролировать бизнес компании-эмитента.
6. Повышение кредитного рейтинга и деловой репутации компании. Высокий публичный статус дает компании неоспоримые преимущества в налаживании коммерческих отношений с потенциальными контрагентами. Как указывалось, компания, акции которой котируются на фондовом рынке, является более надежным деловым партнером. Это особенно важно для отечественных компаний, стремящихся выйти на зарубежные рынки и расширить деловые связи с известными западными компаниями. К тому же повышение кредитного рейтинга компании способствует снижению стоимости привлекаемых заемных средств.
7. Укрепление экономической безопасности владельцев компании. Публичный статус позволяет владельцам компании в определенном смысле усилить экономическую безопасность своего бизнеса. Это происходит за счет перевода в международную плоскость административных, политических и страновых рисков, поскольку наличие в списке акционеров компании иностранных фирм позволяет пользоваться услугами международных судов и нормами международного права.
8. Выгодный выход собственника из бизнеса. Как показывает практика, еще одной важной причиной популярности IPO в России является возможность использования IPO в качестве инструмента для выгодного выхода из бизнеса. Такой выход из бизнеса интересен по ряду причин. Прежде всего, грамотное IPO позволит владельцам получить максимальную цену за свои акции. Далее, IPO дает возможность не только прибыльно выйти из бизнеса, но и не допустить его нежелательного перехода к конкурирующим структурам. Наконец продажа компании через публичный рынок дает возможность не только выходить, но и возвращаться в бизнес.
Однако публичное размещение акций имеет и свои недостатки. К их числу относятся:
1. Неразвитость российского законодательства, регулирующего корпоративные отношения. Это не позволяет в полной мере развивать процессы IPO, не формирует потребности у отечественных компаний прохождения этапа публичности, приводит к удорожанию сопровождающих услуг.
2. Длительность процесса. Проведение публичного размещения акций является достаточно длительным. Это связано с подготовкой компании для успешного выхода на публичный рынок. Как правило, большинство отечественных компаний не готово к размещению своих акций на рынке ни юридически, ни экономически. Определенные требования, предъявляемые биржами и инвестиционным сообществом, делают необходимыми изменения внутри компании, подготовки ее к публичности, приведение в соответствие с нормами и правилами международных стандартов. На все это нужны время и средства. Анализ показывает, что российским компаниям на подготовительные мероприятия для проведения IPO может потребоваться от 1 до 3 лет.
Таким образом, прежде чем запланировать выход на фондовый рынок, компания должна соизмерить сроки и ресурсы для реализации намеченных целей с теми параметрами, которые необходимы для подготовки IPO.
3. Значительная величина капитала. Как показывают зарубежные исследования IPO, выход на мировые площадки (например, на Нью-йоркскую, Лондонскую и другие фондовые биржи) компания может осуществить, если ее капитализация составляет не менее 150 млн. дол. США. При капитализации в 1 млрд. дол. эффективность размещения возрастает за счет возможности подключения иностранных инвестиционных и пенсионных фондов. Поэтому для компаний, величина капитала которых меньше, более выгодным способом финансирования может являться выпуск облигаций или привлечение кредитных средств для реализации инвестиционных проектов. В таблице 3 представлены альтернативные источники финансирования и возможности их привлечения для реализации целей компании.
Таблица 3
Области использования источников финансирования
Цели компании | Источники финансирования | ||||
IPO | Облигации | Векселя | Кредитование | Реорганизация | |
Стратегия роста Капитализация Деловая репутация Доступ к рынкам капи- тала |
+ + + + |
+ - + + |
+ - - - |
+ - + - |
+ +/- +/- +/- |
4. Возможность потери контроля над компанией. Естественно, что размещение акций на бирже приводит к потере определенного контроля, что для российских компаний может быть негативным фактором. У большинства отечественных компаний существует определенная распыленность акционерного капитала, что при размещении крупного пакета (30-35%) может привести к полной или частичной потере контроля. По этой причине большинство отечественных компаний имеют крупных собственников, что позволяет им и далее осуществлять контроль над компанией. Другой особенностью является изменение соотношения долей среди владельцев бизнеса при размещении акций на бирже. В итоге у части собственников может произойти распыление их доли или уменьшение ее до минимальной, что не позволит им влиять на деятельность компании. В результате может возникнуть конфликт интересов собственников из-за размера размещаемого пакета со всеми вытекающими отсюда последствиями.
5. Финансовые затраты. Выход компании на биржу требует значительных затрат. Их можно разделить на две составляющие: расходы, непосредственно связанные с размещением (вознаграждение организаторам размещения, биржевые и регистрационные сборы, аудит и пр.), и расходы, осуществляемые компанией в рамках подготовки к IPO (привлечение внешних консультантов, реклама, реструктуризация компании и т.д.). Величина расходов значительно варьируется в зависимости от компании, степени ее готовности, объемов размещения и т.д. в среднем сумма расходов может достигать 300 тыс. дол. США. Реализация IPO является одним из наиболее дорогих способов финансирования. Конечно, расходы значительно различаются в зависимости от того, на какой площадке планируется размещение (отечественной или зарубежной). Такой объем расходов не позволяет большинству мелких и средних компаний воспользоваться возможностями IPO.
6. Зависимость от конечного результата. Размещение акций компании на бирже требует взвешенного планирования развития компании, реализации инвестиционных проектов, размещения комментариев по оценке и о перспективах компании и т.д. В противном случае рынок незамедлительно отреагирует на недостаток информации, что негативно отразится на котировках акций компании. К тому же компания должна заботится о поддержке ликвидности размещенных акций. Если спрос на акции будет падать, ликвидность акций уменьшится, соответственно снизится и рыночная капитализация компании, что отрицательно скажется на ее деловой репутации.
7. Боязнь публичности. Менталитет отечественного бизнеса связан с осторожным отношением к публичности как элементу ведения бизнеса в России. Это связано со стремлением оградить себя от пристального внимания контролирующих органов и от предпосылок недружественного поглощения. Публичный рынок требует от компании прозрачности и открытости, т.е. раскрытия информации о финансовых потоках, структуре акционерного капитала, рентабельности бизнеса и др.
Наличие факторов, в той или иной степени препятствующих массовому выходу отечественных компаний на рынок капитал, не является непреодолимым препятствием при желании компании выйти на фондовый рынок. Для этого необходимо строить стратегию компании с учетом требований цивилизованного рынка.
Для защиты компаний от недружественных поглощений с участием собственных акционеров потребовалось внести изменения в баланс прав и обязанностей миноритарных и мажоритарных акционеров. Описанная процедура формирования пакетов акций защищает интересы минортиарных акционеров и позволяет "очистить" компанию от "мертвых душ". Кроме того, это магистральное направление создания ликвидного рынка акций с целью их публичного размещения (IPO). Именно ликвидность рынка, а не защита прав миноритарных акционеров - критерий оценки деловой репутации компании и результатов публичного размещения акций.
А.П. Иванов,
доктор экономических наук, профессор
Российского государственного открытого технического
университета путей сообщения
"Ценные бумаги", N 3, III квартал 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Методические рекомендации для эмитентов по подготовке IPO. // Экономика и жизнь. Корпоративные стратегии, N 2-5, 2006.
*(2) Гвардин С. Преимущества и недостатки публичного размещения акций. Финансовая газета, N 4, 2007, с. 12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ценные бумаги"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8(495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://www.finance-journal.ru
E-mail: finance@df.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 81091, 81931.
"Пресса России" 45022