Бюджетная классификация Российской Федерации в 2008 году
Опять изменения?!
Уже можно сказать, что 2007 год со всеми его проблемами и вопросами, касающимися, в том числе и бюджетной классификации Российской Федерации, близится к завершению. В связи с этим, а, также учитывая принятие Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", многих финансистов-бюджетников нашей страны особенно волнует вопрос: какой будет бюджетная классификация Российской Федерации, начиная с 1 января 2008 года, насколько она изменится по отношению к бюджетной классификации, применяющейся в 2007 году?
Попробуем разобраться в этом вопросе, рассматривая соответствующие положения указанного выше Закона, а, также используя рабочие материалы Министерства финансов Российской Федерации, подготовленные в целях издания приказа Министерства финансов Российской Федерации об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, введение в действие которого планируется с 1 января 2008 года.
Для начала следует отметить, что принятие указанного выше Федерального закона не должно было явиться для участников бюджетного процесса полной неожиданностью в связи с тем, что 22 мая 2004 года было издано постановление Правительства Российской Федерации N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Указанным постановлением Правительства была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, а также утвержден План мероприятий по реализации данной Концепции, согласно которому Минфином России в 2005 году был разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса".
Учитывая значимость и, можно сказать, фундаментальность указанного законопроекта, потребовалось достаточно много времени для его согласования и утверждения, но в настоящее время, после подписания 26 апреля 2007 года законопроекта Президентом Российской Федерации он обрел статус Закона.
Кроме указанной выше Концепции, на стадии становления Закона была принята во внимание Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года N 467-р, в связи с чем, становится очевидным, что Закон направлен на комплексное регулирование организации бюджетного процесса в Российской Федерации.
А необходимость в этом действительно назрела, поскольку в Бюджетном кодексе Российской Федерации, принятом в 1998 году и вступившем в силу (за исключением отдельных положений) с 1 января 2000 года, несмотря на принятие более 20 федеральных законов о внесении в Кодекс существенных изменений и дополнений, и по настоящее время, выявляются внутренние противоречия и недоработки. В последние годы по отдельным положениям Бюджетного кодекса ведутся судебные разбирательства, и суды выносят соответствующие определения. Кроме того, многие вопросы бюджетного законодательства Российской Федерации регулируются ежегодно издаваемым федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе путем приостановления действия отдельных положений Бюджетного Кодекса. При этом ряд его положений не соответствует, полностью или частично, современным принципам управления общественными финансами либо препятствует внедрению в бюджетную практику передовых форм и методов организации бюджетного процесса.
Исходя из этого в документах и материалах органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации неоднократно указывалось на необходимость разработки и внесения системных поправок в Бюджетный кодекс.
Ну и последней каплей стало то, что в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" отмечена неоправданно затянувшаяся подготовка комплексных изменений в Бюджетный кодекс в целях приведения его в соответствие современным требованиям и принципам эффективного управления общественными финансами, а также указано на необходимость расширения самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, создания долгосрочных стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами.
Именно эти проблемы стояли перед разработчиками законопроекта, а теперь уже Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.
Основные изменения в бюджетной классификации Российской Федерации
Одной из основных новаций, регламентированных Законом в целях решения указанных задач, явился пересмотр и новая редакция статей Бюджетного кодекса, устанавливающих основные принципы и структуру бюджетной классификации Российской Федерации, с одновременным расширением в этой области полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в плане ее детализации, и дальнейшей интеграцией бюджетной классификации и бюджетного учета.
Закон обеспечивает приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов. Одновременно создаются законодательные основы для развития "управленческого" принципа ее построения и использования. Данный принцип позволяет органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике. В результате этих изменений создаются необходимые предпосылки для расширения самостоятельности и повышения ответственности, как органов власти разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере бюджетного планирования и управления. При этом сохраняется единство бюджетной системы и повышается прозрачность бюджетов.
В связи с этим Закон предусматривает новую редакцию главы 4 Бюджетного кодекса, в которой уточнено определение и состав бюджетной классификации Российской Федерации.
В новой редакции главы 4 Бюджетного кодекса бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отнесены к исключительной компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
В состав бюджетной классификации, начиная с 1 января 2008 года, входят всего четыре классификации:
- классификация доходов бюджетов;
- классификация расходов бюджетов;
- классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификация операций публично-правовых образований (данное наименование соответствует привычному: "классификация операций сектора государственного управления").
Серьезное изменение и абсолютно верное и назревшее. Ведь в соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса бюджетная классификация Российской Федерации, в том числе, включает в себя:
- три вида классификации расходов (функциональную, экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также ведомственную классификацию расходов, которая, устанавливает расходы соответствующих бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в разрезе главных распорядителей средств соответствующего бюджета и утверждается законами (решениями) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год);
- два вида классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (источники внутреннего и внешнего финансирования);
- два вида классификации долгов - внутренних и внешних (первая из которых, по сути, является простым перечнем).
Итого, с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации - восемь классификаций, что реально перегружает процесс применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов.
Помимо изменения состава бюджетной классификации необходимо акцентировать внимание на том, что практика утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом осталась в прошлом.
Действующий в настоящее время порядок фактически требует ежегодного принятия двух в значительной степени дублирующих друг друга федеральных законов. Это федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и федеральный закон о внесении изменений в бюджетную классификацию. Очевидно, что данная процедура вносит элементы нестабильности в структуру бюджетной классификации, предполагая ее неизбежные ежегодные изменения, что существенно усложняет подготовку бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Теперь, согласно новой редакции Бюджетного кодекса базовые, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный, а именно:
группа - подгруппа (в классификациях доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов);
раздел - подраздел (классификации расходов бюджетов);
группа - статья (классификации операций публично-правовых образований (или классификации операций сектора государственного управления)
Однако одновременно с этим, Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях.
Тем самым гарантированно будет обеспечено единство бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы Российской Федерации. Основанием для установления указанной нормы послужило то, что в случае с доходами состав доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предопределен соответствующими законами, а в случае с классификацией операций сектора государственного управления - экономическим содержанием осуществляемых операций.
В отличие от указанных классификаций, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы Российской Федерации, при определении целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, а также статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов, напротив, существенно расширена самостоятельность каждого уровня власти.
Согласно действующим нормам, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право лишь на детализацию утвержденных федеральным законом позиций этих видов бюджетной классификации, что не позволяет в полной мере отразить специфику региональных и местных бюджетов. Теперь же, с 2008 года, перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных новым Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов также утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, уже на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.
Такой подход был определен еще Посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году" и после внедрения будет способствовать обеспечению большей свободы органов государственной власти и местного самоуправления в ходе бюджетного процесса.
При этом новый Бюджетный кодекс устанавливает четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства (публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т.д.), обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.
Ну и, наверное, последнее о чем надо сказать в общей части нашего обзора - это то, что в настоящее время в составе бюджетной классификации отсутствует универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяет окончательно объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета и перейти к внедрению элементов метода начислений. Для устранения этих принципиальных недостатков сложившейся системы бюджетного учета в рамках главы 4 Бюджетного кодекса появилась новая статья 23.1. Классификация операций сектора государственного управления (к этому сектору относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения).
Данная классификация предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию с возможностью ее применения для бюджетного учета, как по кассовому методу, так и по методу начислений. Метод начислений в свою очередь позволяет сопоставлять себестоимость оказываемых единицами сектора государственного управления услуг, повысить прозрачность финансовой деятельности органов власти и бюджетных учреждений, формировать информацию о финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере и о состоянии активов и обязательств публично-правовых образований. Одновременно существенно расширяются возможности по более детальному отражению расходных обязательств, исполняемых теми или иными главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ, развитию управленческого учета и внутреннего контроля за эффективностью использования бюджетных средств.
Более подробно о каждой составляющей обновленной
Бюджетной классификации Российской Федерации
Классификация доходов бюджетов
Классификация доходов бюджетов по-прежнему является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая, что именно эта классификация изменится с 1 января 2008 года меньше остальных, остановимся только на новых моментах.
1. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации представлена в виде привычных уже четырех составных частей:
1. Код главного администратора доходов.
2. Код вида доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
3. Код подвида доходов.
4. Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.
Однако в наименованиях сразу заметны изменения, а именно:
- главный администратор доходов бюджета (согласно определениям нового Бюджетного кодекса - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и являющиеся администраторами доходов бюджета. Код главного администратора (1-3 разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
- код подвида доходов (теперь так назван код, который в бюджетах на 2007 год известен как "программа (подпрограмма)". Коды подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, утверждают, соответственно, Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования;
- код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (в связи с появлением универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию).
2. Самое заметное изменение произошло в составе групп доходов (4 разряд 20-значного кода классификации доходов).
Так, при ознакомлении со статьями нового Бюджетного кодекса, устанавливающими состав и виды доходных источников становится очевидным, что классификация доходов бюджетов состоит всего из двух групп: 000 1 00 00000 00 0000 000*(1) "Налоговые и неналоговые доходы" и 000 2 00 00000 00 0000 000 "Безвозмездные поступления". При этом доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, согласно статье 41 "Виды доходов бюджетов" отнесены к неналоговым доходам бюджетов и должны быть отражены в рамках группы "Налоговые и неналоговые доходы".
Однако, вместе с тем, пунктом 10 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ установлено , что указанное в предыдущем абзаце преобразование будет осуществлено со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. Учитывая изложенное при разработке проекта Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые планируется ввести в действие с 1 января 2008 года, в рамках классификации доходов бюджетов сохранена группа 000 3 00 00000 00 0000 000 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".
3. В рамках нового Бюджетного кодекса изменилась редакция наименований следующих показателей классификации доходов:
группы 000 1 00 00000 00 0000 000 "Налоговые и неналоговые доходы";
подгрупп:
000 1 08 00000 00 0000 000 "Государственная пошлина";
000 2 03 00000 00 0000 180 "Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций".
4. Ну и последнее о доходах - нумерация элементов доходов (12-13 разряды 20-значного кода классификации доходов) останется прежней, а не будет привязана к порядку выстроенному пунктом 8 статьи 20 нового Бюджетного кодекса.
В остальном изменения Классификации доходов будут носить текущий характер. Следует также отметить, что в настоящее время, в рамках подготовки Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, проводится работа по приведению последовательности статей, детализирующих группу 000 2 00 00000 00 0000 000 "Безвозмездные поступления", в соответствие с последовательностью, в которой выстроены подразделы раздела 1100 "Межбюджетные трансферты".
Классификация расходов бюджетов
Классификация расходов бюджетов (далее - классификация расходов) представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Классификация расходов состоит из трех составных частей.
1. Кода главного распорядителя бюджетных средств.
2. Кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.
3. Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Код классификации расходов по-прежнему занимает 20 знаков и имеет привычную нам структуру: код главного распорядителя бюджетных средств - 3 знака, раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков, код вида расходов - 3 знака, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета по-прежнему устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Здесь ничего нового, поэтому обратимся ко второй части классификации расходов.
Начнем обзор с разделов и подразделов.
Новым Бюджетным кодексом установлены единые для бюджетов бюджетной системы разделы и подразделы. Перечислять их полностью было бы нецелесообразным, поэтому остановлюсь лишь на тех, которые были перекодированы или претерпели редакционные правки.
В рамках раздела 0100 Общегосударственные вопросы изменена редакция следующих подразделов:
0101 "Функционирование Президента Российской Федерации";
0102 "Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования";
0103 "Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований";
0104 "Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций";
0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора".
Кроме редакционных правок в данном разделе произошло слияние.
В подраздел 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" влился подраздел 0109 "Международная экономическая и гуманитарная помощь". В результате все последующие подразделы изменили нумерацию с 0110-0115 на 0109-0114.
В разделе 0200 "Национальная оборона" появился новый подраздел 0202 "Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований". В результате подразделы 0202-0208 изменили нумерацию на 0203-0209.
В разделе 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность":
- изменили редакцию подразделы 0309 "Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона" и 0310 "Обеспечение пожарной безопасности";
- появился новый подраздел 0312 "Модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов";
- подразделы 0312 и 0313 изменили нумерацию на 0313 и 0314.
В разделе 0400 "Национальная экономика":
- изменил редакцию подраздел 0402 "Топливно-энергетический комплекс";
- появился новый подраздел 0409 "Дорожное хозяйство" в результате необходимости обособления соответствующих расходов, которые в 2007 году подлежат отражению в рамках подраздела 0408 "Транспорт";
- подразделы 0409-0411 изменили нумерацию на 0410-0412.
В разделе 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" появился новый подраздел 0503 "Благоустройство", в результате чего подразделы 0503 и 0504 изменили нумерацию на 0504 и 0505.
В разделе 0600 "Охрана окружающей среды":
- появился новый подраздел 0601 "Экологический контроль";
- подразделы 0601-0604 изменили нумерацию на 0602-0605, при этом была изменена редакция уже новых 0602 "Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод" и 0603 "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
В разделе 0700 "Образование" изменили наименование подразделы 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" и 0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование".
Изменилось наименование раздела 0800 "Культура, кинематография, средства массовой информации" и подраздела 0805 "Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации".
В изменившем наименование разделе 0900 "Здравоохранение, физическая культура и спорт":
- бывший подраздел 0901 "Здравоохранение" был детализирован семью подразделами:
0901 "Стационарная медицинская помощь";
0902 "Амбулаторная помощь";
0903 "Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов";
0904 "Скорая медицинская помощь";
0905 "Санаторно-оздоровительная помощь";
0906 "Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов";
0907 "Санитарно-эпидемиологическое благополучие".
Применительно к приведенной детализации следует отметить, что в случае, если структурным подразделением стационара является, например, поликлиника (не имеющая статуса юридического лица), то расходы на содержание и обеспечение деятельности приведенных в пример стационара и поликлиники должны быть отражены по подразделу 0901 "Стационарная медицинская помощь". Таким образом, подразделы будут применяться "по юридическому лицу, а не по виду деятельности".
- В связи изменением наименования раздела и проведенной в нем детализацией изменены кодировка и наименования подразделов: 0908 Физическая культура и спорт", 0909 "Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта" и 0910 "Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта".
В разделе 1000 "Социальная политика" изменено наименование подраздела 1004 "Охрана семьи и детства".
В разделе 1100 "Межбюджетные трансферты" структура подразделов изменена по видам межбюджетных трансфертов:
1101 "Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (по данному подразделу подлежат отражению расходы на межбюджетные трансферты в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных районов (городских округов) и поселений, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.);
1102 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)" (по данному подразделу подлежат отражению расходы на межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств по полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения; межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также межбюджетные трансферты в форме субсидий из местных бюджетов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Данный подраздел также отражает:
- расходы по предоставлению субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции, в которые осуществляются из местных бюджетов;
- расходы по предоставлению субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации или по предоставлению субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование мероприятий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями при предоставлении социальных выплат.);
1103 "Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (по данному подразделу подлежат отражению расходы на межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления, а также межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке);
1104 "Иные межбюджетные трансферты" (по данному подразделу подлежат отражению иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов бюджетам бюджетной системы РФ в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в том числе расходы на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, а также на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике);
1105 "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов" (суть подраздела не изменилась и в комментариях он не нуждается).
Думаю, более подробно останавливаться на рассмотрении разделов и подразделов не стоит и следует перейти к рассмотрению целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов.
Именно здесь произошло самое значимое изменение.
Если помните, еще в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2004 года N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" появился программный срез целевых статей (4-7 знаки семизначного кода целевой статьи), который с 2005 года в рамках целевой статьи 1000000 "Федеральные целевые программы" заполнили расходы на соответствующие целевые программы (подпрограммы). В остальных целевых статьях программный срез задействован не был.
В 2006-2007 годах очень серьезно увеличилось количество видов расходов. Назрела ситуация, в которой трехзначный лимит вида расходов был практически исчерпан и требовалось принятие соответствующего решения.
Был сделан сам собой напрашивающийся выбор - перенос функциональной нагрузки видов расходов в незадействованный до этого программный срез целевых статей, имеющий несравнимо больший ресурс для кодирования. Вторым не менее значимым фактором, послужившим принятию подобного решения, явилась возможность распределения функциональной нагрузки бывших видов расходов в разрезе целевых статей, что само по себе устраняет очень многие вопросы об увязке конкретных целевых статей с теми или иными видами расходов.
Уровень видов расходов при этом был сохранен, но естественно обрел иную нагрузку. Теперь на этом уровне в первой двадцатке видов расходов можно найти лишь несколько универсальных видов расходов, а именно:
001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями";
003 "Бюджетные инвестиции";
005 "Социальные выплаты";
006 "Субсидии юридическим лицам";
007 "Прочие дотации";
008 "Фонд финансовой поддержки";
009 "Фонд компенсаций";
010 "Фонд софинансирования";
011 "Выполнение международных обязательств";
012 "Выполнение функций государственными органами";
013 "Прочие расходы";
014 "Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны";
015 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы";
017 "Иные межбюджетные трансферты";
018 "Иные субсидии";
019 "Субсидии некоммерческим организациям";
020 "Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований)".
Вряд ли перечисленные виды расходов нуждаются в комментариях, поскольку функциональная нагрузка программы (подпрограммы) целевых статей дает однозначную подсказку какой из этих видов расходов следует применить с той или иной целевой статьей.
В части видов расходов необходимо отметить, что согласно новому Бюджетному кодексу перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом формируются эти перечни и коды в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Безусловно, в каждом бюджете присутствуют направления расходования бюджетный средств, которые могут быть отражены с применением указанных выше видов расходов. Однако, законодатель, в рамках нового Бюджетного кодекса, акцентирует внимание на том, что каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с Бюджетным кодексом критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и видов расходов соответствующего бюджета.
В этой связи, безусловно, каждым бюджетом буду утверждены виды расходов, отличающиеся своей уникальностью. В настоящее время наглядным примером могут служить виды расходов, задействованные в приложениях к Федеральному закону от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Завершают статью 21 "Классификация расходов бюджетов" нового Бюджетного кодекса следующие положения.
Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.
Для наглядности сказанного выше в части целевых статей и видов расходов приведу несколько примеров:
В 2007 году расходы на содержание центрального аппарата органов исполнительной власти отражены в бюджетах по целевой статье 0010000 "Руководство и управление в сфере установленных функций", увязанной с видом расходов 005 "Центральный аппарат". Начиная с 2008 года данный расходы будут отражены по целевой статье 0010400 "Центральный аппарат" (где 1-3 знаки кода целевой статьи будут говорить о том, что это - управленческие расходы), увязанной с видом расходов 012 "Выполнение функций государственными органами";
В 2007 году расходы на содержание детских дошкольных учреждений отражены в бюджетах по целевой статье 4200000 "Детские дошкольные учреждения", увязанной с видом расходов 327 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений". Начиная с 2008 года данный расходы будут отражены по целевой статье 4209900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" (где 1-3 знаки кода целевой статьи будут говорить о том, что это за подведомственные учреждения), увязанной с видом расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями".
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Данная классификация также значительно изменилась.
Во-первых, она стала единой как для внутренних, так и для внешних источников финансирования дефицитов бюджетов, что позволил сделать не задействованный в 2007 году уровень подстатей (10-11 разряды 20-значного кода источников финансирования дефицитов бюджетов (как внутренних, так и внешних).
Во-вторых, кардинально изменилась ее внутренняя структура.
В связи с этим, а, также учитывая появление новых определений, далее предлагаю остановиться на данной классификации более подробно.
Итак, классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:
1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1-3 разряды);
2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4-17 разряды);
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18-20 разряды).
Администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов.
Главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета - определенный законом (решением) об этом бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и являющиеся администраторами источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;
Администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.
Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также виды источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, администрируемые федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственных внебюджетных фондов, приведены в приложении 12 к Указаниям.
Группы, подгруппы, статьи и виды источников финансирования дефицитов бюджетов.
Группы, подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов.
Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов включает единые для бюджетов всех уровней бюджетной системы группы 000 01 00 00 0000 0000 000 "Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов" и 000 02 00 00 00 00 0000 000 "Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов".
Группа 000 01 00 00 00 00 0000 000 "Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов" детализирована следующими подгруппами:
000 01 01 00 00 00 0000 000 - Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Данная подгруппа отражает разницу между средствами, поступившими от размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
000 01 02 00 00 00 0000 000 - Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации. Данная подгруппа отражает разницу между полученными и погашенными Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
000 01 03 00 00 00 0000 000 - Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации Данная подгруппа отражает разницу между:
полученными и погашенными Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными соответствующему бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
000 01 04 00 00 00 0000 000 - Кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации. Данная подгруппа отражает разницу между полученными и погашенными Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
000 01 05 00 00 00 0000 000 - Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета. Данная подгруппа отражает изменение остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета в течение соответствующего финансового года;
000 01 06 00 00 00 0000 000 - Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов. Данная подгруппа отражает источники внутреннего финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, не отнесенные ни к одной из иных подгрупп, детализирующих группу 000 01 00 00 00 00 0000 000 "Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов". В состав иных источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включены:
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
- курсовая разница по средствам соответствующего бюджета;
- объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, гарантий муниципальных образований в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;
- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из соответствующего бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из соответствующего бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из соответствующего бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из соответствующего бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
- прочие источники внутреннего финансирования дефицита соответствующего бюджета, в том числе:
- компенсационные выплаты по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 года, выкуп государственных ценных бумаг (ГКО СССР) и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории РСФСР до 1 января 1992 года;
- платежи по погашению государственных товарных обязательств, векселей Министерства финансов Российской Федерации;
- прочие платежи, а также объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в валюте Российской Федерации;
000 01 07 00 00 00 0000 000 - Бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований). Данная подгруппа отражает разницу между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
000 01 08 00 00 00 0000 000 - Прочие бюджетные кредиты (ссуды), предоставленные федеральным бюджетом внутри страны. Данная подгруппа отражает разницу между средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов.
Группа 000 02 00 00 00 00 0000 000 "Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов" детализирована следующими подгруппами:
- 000 02 01 00 00 00 0000 000 - Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Данная подгруппа отражает разницу между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
- 000 02 02 00 00 01 0000 000 - Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте. Данная подгруппа отражает разницу между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
- 000 02 03 00 00 01 0000 000 - Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте. Данная подгруппа отражает разницу между полученными и погашенными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации в иностранной валюте кредитами кредитных организаций;
- 000 02 04 00 00 00 0000 000 - Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов. Данная подгруппа отражает:
- разницу между объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации, субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;
- объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, предоставленных РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению прав регрессного требования гаранта к принципалу;
- разницу между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
- прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.
Статьи и виды источников финансирования дефицитов бюджетов.
Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и источников финансирования дефицитов бюджетов. Перечень статей и видов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования его дефицита.
12-13 разряды 20-значного кода - элемент источника финансирования дефицитов бюджетов, отражающий принадлежность источника финансирования дефицита бюджета соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Выделяются следующие коды элементов источника финансирования дефицитов бюджетов:
01 - федеральный бюджет;
02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
04 - бюджет городского округа;
05 - бюджет муниципального района;
06 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
07 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
10 - бюджет поселения.
В рамках программ (подпрограмм) (14-17 разряды 20-значного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации) законодательными актами субъектов Российской Федерации или решением муниципальных образований производится (при необходимости) дальнейшая детализация подстатей источников финансирования дефицитов бюджетов с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.
Классификация операций сектора государственного управления.
Это новая составная часть бюджетной классификации Российской Федерации, поэтому в ближайшее время в рамках будущих Указаний обязательно появятся необходимые расшифровки каждой из детализирующих ее статей и подстатей.
Добавлю лишь, что коды статей и подстатей классификация операций сектора государственного управления, относящиеся к расходам бюджетов, или, если так пока привычнее, коды экономической классификации расходов бюджетов, применяемой в 2007 году, останутся неизменными, в связи с чем, и их расшифровки перейдут в описание новой классификации без каких-либо кардинальных изменений.
Ну что же, можно сказать, что мы достаточно близко познакомились с новой бюджетной классификацией. Однако с уверенностью можно сказать, что у участников бюджетного процесса будут возникать вопросы по ее применению. Может быть, и сейчас многие положения нового Бюджетного кодекса в части бюджетной классификации нуждаются в более подробных комментариях, но подробный разбор отдельных вопросов применения бюджетной классификации и не был целью нашего исследования.
Думаю, многие уже знают, что в настоящее время (на дату написания статьи) Министерством финансов РФ разработан проект Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, планируемый к введению в действие с 1 января 2008 года, который проходит согласование с департаментами Минфина России и в ближайшее время соответствующим приказом он будет утвержден.
Безусловно, Указания снимут массу основных вопросов о бюджетной классификации, но не стоит забывать, что отдельные вопросы, связанные с ее применением Указания не закроют, и участникам бюджетного процесса на региональном и местном уровнях, в свете полномочий которыми их наделил новый Бюджетный кодекс в рамках главы 4 "Бюджетная классификация Российской Федерации, эти вопросы придется решать самостоятельно.
Д.В. Новиков,
советник Отдела методологии бюджетного учета,
бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента
бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 15, сентябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь и далее по тексту приведены цифровые коды классификаций, входящих в состав бюджетной классификации Российской Федерации, использованные в проекте приказа "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", разработанного Минфином России и планируемого к введению в действие с 1 января 2008 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427