Связь без помех
Как создать систему управления рисками в телекоммуникационной компании
Зачем оператору связи нужна система управления рисками? Во-первых, рынок телекоммуникационных услуг - это высококонкурентная среда, в которой показатели эффективности и прибыльности не всегда могут быть улучшены за счет увеличения тарифов на оказываемые услуги. Кроме того, инвесторы все чаще интересуются наличием у операторов реализованных систем управления рисками: их отсутствие может служить сигналом о недостаточной эффективности и прозрачности компании. поговорим о том, как разработать и внедрить такую систему.
К наиболее распространенным факторам*(1) диктующим телекоммуникационным компаниям необходимость создания систем управления рисками (СУР) или внедрения в бизнес-процессы отдельных элементов риск-менеджмента, относятся:
появление новых услуг и тарифных схем, требующих их интеграции в существующую бизнес- и техническую среду;
рост абонентской базы оператора и усложнение проведения расчетов;
необходимость поиска новых конкурентных преимуществ;
стремление к увеличению стоимости капитала;
ужесточение требований к уровню ответственности и подотчетности менеджмента компании перед акционерами и владельцами.
Достичь поставленных целей телекоммуникационные компании могут, следуя как минимум одной из двух предложенных стратегий.
Развивать и внедрять новые, более совершенные и высокодоходные сервисы и предлагать их абонентам раньше, чем это сделают конкуренты.
Снизить или минимизировать потери, связанные с возможными рисками компании. Как показывает практика, телекоммуникационные компании все чаще выбирают именно второй подход, то есть минимизацию потерь и повышение эффективности внутренней организации бизнеса за счет совершенствования внутренних бизнес-процессов операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Повышение эффективности внутренней организации бизнеса обусловливает, прежде всего, необходимость совершенствования функций сформированной в компании системы внутреннего контроля. И здесь оптимальное решение - внедрение функции управления рисками в дополнение к существующей в компании системе внутреннего контроля.
Основные зоны потерь и специфика рисков операторов связи
Каждая компания при создании системы риск-менеджмента самостоятельно определяет области своей деятельности, которые, на ее взгляд, наиболее подвержены влиянию рисковых факторов. Основная доля потерь телекоммуникационных компаний определяется рисками, характерными для операционной деятельности компании-оператора. Иными словами, речь идет о бизнес-процессах, непосредственно связанных с оказанием и предоставлением оператором услуг связи своим клиентам.
Для каждой телекоммуникационной компании (для операторов как сотовой, так и фиксированной связи) характерны специфичные риски, обусловленные особенностями отрасли. Например, при разработке и внедрении новых услуг, развитии сетей и строительстве новых объектов связи возможно нарушение сроков работы подрядными организациями, недостаток финансовых средств. В текущей деятельности нельзя исключить угрозы незаконного подключения, кражи трафика, перехода клиента к другому оператору, отсутствия возможности быстро отреагировать на запросы клиентов и другие риски. Появление и развитие новых технологий, увеличение спектра предоставляемых и совершенствование уже имеющихся услуг абонентам, расширение географии присутствия - все это усложняет цепочку формирования доходов компании - оператора связи. Как показало исследование, проведенное в 2006 году компанией "Квазар-Микро", оператор сотовой связи в процессе операционного цикла теряет в среднем до 16% своих доходов. Усложнение каждого этапа формирования доходов приводит к увеличению числа потенциальных областей их потерь - рисковых зон. На рис. 1 показаны потенциальные рисковые зоны на этапах операционного цикла оказания услуги телекоммуникационной компании.
Практика в области риск-менеджмента, накопленная за последние годы операторами связи, свидетельствует, что самые распространенные, а главное, существенные риски -это риски операционной деятельности. При этом очевидно, что перечень этих рисков актуален как для операторов фиксированной, так и для операторов сотовой связи. К таким рискам можно отнести:
несовершенство бизнес-процессов;
некорректность настроек используемого оборудования (некорректная тарификация);
некорректность конфигурации, интеграции используемого коммутационного и биллин-гового оборудования;
мошенничество (fraud);
развитие конкурирующих технологий и действия конкурентов;
развитие и ввод в эксплуатацию новых сетей связи;
внедрение и развитие новых услуг;
технологические сбои (аварии) в работе;
ошибки персонала.
"Рис. 1. Потенциальные рисковые зоны на этапах операционного цикла"
По данным того же исследования, потери от наступления негативных событий, связанных с операционными рисками, обусловлены для операторов сотовой и фиксированной связи действиями различного рода факторов (таблица).
В результате компания-оператор может недополучить доходы и понести убытки, а кроме того, исказить финансовую отчетность. Все это негативно отразится на инвестиционной привлекательности компании и ее репутации.
Ключевые этапы внедрения СУР в телекоммуникационных компаниях
Практический опыт построения СУР в российских компаниях реального сектора незначителен. В российском законодательстве отсутствуют нормативные документы, четко регламентирующие порядок создания и функционирования СУР на предприятиях. В результате телекоммуникационные компании самостоятельно формируют концепцию создания и внедрения СУР, вырабатывают методы ее реализации.
Таблица. Структура потерь операторов связи от операционных рисков,
% от общего дохода
Фиксированные | Сотовые | |
Ошибки оптимизации маршрутизации | 2,1 | 0,7 |
Ошибки тарификации | 0,7 | 0,5 |
Ошибки выставления счета | 0,6 | 1,7 |
Внутреннее мошенничество | 1,2 | 1,6 |
Мошенничество со стороны других операторов | 0,6 | 0,3 |
Внешнее мошенничество | 1,9 | 1,1 |
Ошибки оплаты интерконнекта | 0,7 | 0,7 |
Внедрение новых продуктов/тарифов | 2,0 | 0,9 |
Недостаточная интеграция систем | 0,8 | 1,2 |
Несостоятельные системы и процессы управления | 0,9 | 0,8 |
Неполные/некорректные данные об использовании | 0,8 | 1,3 |
Кредитные схемы | 0,6 | 1,7 |
Другое | 0,3 | - |
Итого | 13,3 | 12,4 |
Сегодня многие крупные российские операторы связи уже открыто заявляют о том, что успешно преодолели период внедрения системы риск-менеджмента и занимаются ее дальнейшим совершенствованием, в частности расширением функциональных возможностей и автоматизацией процедур. Однако большая часть телекоммуникационных компаний только планируют внедрение СУР и заинтересованы в выборе оптимального подхода к ее созданию, поэтому опыт коллег для них крайне важен. Так, реализация работ по проекту внедрения СУР в одном из крупных операторов сотовой связи осуществлялась в последовательности, представленной на рис. 2. Проект внедрения СУР одного из крупных операторов фиксированной связи был реализован по-другому (рис. 3). Но и в том и другом случае уже на первых этапах внедрения СУР эти операторы смогли:
получить представление о наиболее важных рисковых зонах, областях своей деятельности, требующих дальнейшего детального анализа, исследования и контроля;
сформировать карту существенных рисков с выявлением наиболее значимых областей;
выбрать целевую модель управления компанией с учетом СУР.
Кроме того, в обеих компаниях были созданы подразделения по управлению рисками.
Результаты внедрения СУР
Компании операторов, где системы риск-менеджмента уже созданы и функционируют, а также предприятия, находящиеся еще только в стадии внедрения СУР, отмечают эффективность таких систем. Так, в результате внедрения СУР в одной из крупнейших телекоммуникационных компаний размер потерь за год снизился почти на 30%, а рейтинг ее корпоративного управления возрос на 2 балла (по таким пунктам, как "Прозрачность, раскрытие информации и аудит" и "Структура и эффективность СД").
/----------------------\ /----------------\ /--------------------\
| I этап | | II этап | | III этап |
| Выявление рисковых | | Оценка рисков | | Создание среды |
| зон/областей |----| |---| управления рисками |
| | | Анализ и оценка| | |
|Определение и описание| | существующих | | Разработка и |
| областей потери | |и потенциальных | |внедрение контролей:|
| доходов оператора | | рисков потери | | механизмов/систем |
| | | доходов | | устранения утечки |
\----------------------/ \----------------/ \--------------------/
Рис. 2. Этапы работ по созданию системы управления рисками потери доходов
Операторы связи, имеющие практику в области создания систем риск-менеджмента, отмечают следующие положительные результаты:
получение и накопление опыта проведения процедур диагностики, оценки, актуализации рисков и разработки контрольных мероприятий;
своевременное и систематическое информирование акционеров и высшего руководства компании о причинах возникновения и величине фактических и вероятных убытков;
повышение инвестиционной привлекательности компании;
соответствие лучшим мировым практикам.
Отметим, однако, что процесс создания и внедрения СУР в телекоммуникационных компаниях сопровождается рядом проблем, в числе которых:
отсутствие или несовершенство методической базы на первых этапах внедрения;
неподготовленность персонала к выполнению процедур, связанных с управлением рисками;
недостаток квалифицированных кадров;
ориентация только на отдельные виды рисков (операционные, стратегические и т.д.);
отсутствие или недостаток автоматизированных решений, покрывающих всю функциональность СУР.
Проблемы и недостатки сопровождают процесс внедрения или изменения любой системы управления. Поэтому многие телекоммуникационные компании уже сейчас заняты поиском альтернативных путей дальнейшего развития и совершенствования СУР. Так, некоторые операторы уже планируют внедрение комплексных СУР, которые предполагают:
управление всеми типами рисков (а не только рисками операционной деятельности);
формирование ключевых показателей эффективности СУР для оперативного мониторинга;
переход от качественной оценки рисков к количественной.
/-------------\ /-------------\ /----------------\ /------------\
| I этап | | II этап | | III этап | | IV этап |
|Разработка и | |Диагностика и| | Подготовка и | | Разработка |
|согласование |----|классификация|--|реализация плана|--| и внедрение|
| подходов к | |операционных | | мероприятий по | | концепции |
| управлению | | рисков | | внедрению СУР | | комплексной|
|операционными| | | | | | СУР |
| рисками | |Качественная | | | | |
| | | оценка | | | | |
| | |операционных | | | | |
| | | рисков | | | | |
| | | | | | | |
| | | Создание | | | | |
| | | перечня | | | | |
| | | контрольных | | | | |
| | | процедур | | | | |
\-------------/ \-------------/ \----------------/ \------------/
Рис. З. Этапы внедрения комплексной системы управления рисками
Большинство телекоммуникационных компаний в ближайшем будущем планируют автоматизировать управление рисками либо на уровне бизнеса, либо на уровне отдельных бизнес-процессов. Кроме того, практически все операторы намерены в дальнейшем уделять больше внимания обучению специалистов, задействованных в процессах управления рисками, а также руководителей подразделений риск-менеджмента. Индивидуальный подход к созданию СУР в телекоммуникационной компании обеспечивает исключительную гибкость ее использования и возможность поэтапного внедрения инструментов идентификации оценки, анализа и мониторинга рисков в зависимости от реальных потребностей.
К. Тихомиров,
главный консультант департамента управления рисками
компании ISG
"Риск-менеджмент", N 9-10, сентябрь-октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О том, какими причинами руководствуются британские компании, внедряя комплексные системы управления рисками, см. на с. 86.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020