Неверный ход
Как не ошибиться при поиске топ-менеджера
Любая компания может столкнуться с ситуацией, когда она вынуждена расстаться с вновь принятым на работу высшим руководителем. В результате страдает репутация как работодателя, так и сотрудника. Кроме того, компании придется потратиться на поиск нового кандидата. Есть ли способ избежать подобных проблем?
Подбор топ-менеджера с помощью кадрового агентства в среднем обходится в сумму, эквивалентную 30% годового заработка такого сотрудника. Компания может заняться поиском кандидата на высший пост и самостоятельно, но сэкономить при этом вряд ли удастся - подбор сотрудника такого ранга потребует отвлечения значительных ресурсов.
Как правильно подобрать топ-кандидата
Многие российские компании организуют поиск сотрудников для выполнения новых задач, например для внедрения комплексной информационной системы или организации работы с ключевыми клиентами. Речь также может идти о ситуации, когда генеральный директор компании или собственник, выполняющий его функции, решает делегировать часть своих полномочий наемному менеджеру. Риск принять на работу кандидата, не соответствующего должности, возможен в первую очередь из-за того, что работодатель неправильно формулирует требования. Приведенная на следующей странице таблица иллюстрирует основные проблемы, возникающие при подборе топа, а также методы их решения.
Таблица. Методы снижения риска при подборе топ-менеджеров
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Ситуация | Способ решения |
|-------------------------------------------------+------------------------------------------------|
|Неполно или неправильно сформулированы профессио-|Нужно не только выдвигать формальные требования|
|нальные требования к кандидату |(пол, возраст, образование, опыт работы и т.п.),|
| |но и определять задачи, которые будет выполнять|
| |сотрудник |
|-------------------------------------------------+------------------------------------------------|
|Неправильно определена вилка по зарплате и способ|Необходимо провести бенчмаркинг*(1) по конкрет-|
|стимуляции. Сильные кандидаты отказываются рас-|ной позиции среди узкой группы компаний-конку-|
|сматривать позицию. Риск появляется из-за от-|рентов силами независимой специали зированной|
|сутствия объективных данных по зарплате и соцпа-|компании. Проведение бенчмаркинга сотрудниками|
|кету на топ-позициях в данном сегменте рынка |отдела маркетинга или службы безопасности может|
| |повлечь получение неточных данных и утечку|
| |информации к конкурентам |
|-------------------------------------------------+------------------------------------------------|
|Кандидаты подобраны, однако не в полной мере|В этой ситуации компания рискует получить|
|соответствуют поставленным задачам, поскольку|руководителя, который тратит ресурсы, а с|
|поиск велся бессистемно |задачей не справляется. Поэтому следует|
| |применить процедуру системного прямого поиска.|
| |Поиск включает следующие этапы: определение|
| |компаний-доноров - мест сосредоточения нужных|
| |кандидатов, сбор данных по их должностям и|
| |телефонам, звонок конкретным лицам с предложени-|
| |ем о встрече. Не следует забывать и о том, ради|
| |чего применяется executive search, - о нахожде-|
| |нии мотивов для переманивания специалистов |
|-------------------------------------------------+------------------------------------------------|
|Менеджер, казавшийся подходящим по всем|Необходимо использовать современные высокоточные|
|параметрам, не справляется с задачами, хотя на|системы тестирования сотрудников при участии|
|предыдущей работе показывал высокие результаты.|опытных консультантов. Причем искать|
|Так часто бывает при переходе топа из западной|топ-менеджеров следует не только по резюме,|
|компании в российскую. Причина - неправильно|хедхантер должен разбираться в бизнес-процессах|
|проведена оценка профессиональных компетенций|конкретных отраслей |
|кандидата | |
|-------------------------------------------------+------------------------------------------------/
|Найденный кандидат, отвечающий требованиям пос-|Причины: |
|тавленной задачи и давший согласие на работу на|- недостаточное изучение мотивов кандидата на|
|оговоренных условиях: |предварительных встречах; |
|- в последний момент меняет свои требования; |- кандидат имеет еще одно предложение от другого|
|- отказывается от предложения после личной|работодателя, которое он не озвучил. Рекрутер,|
|встречи с работодателем; |если и догадался об этом, все же рекомендовал|
|- не собирался принимать предложение и использо-|встретиться с работодателем; |
|вал его как средство шантажа против своего нынеш-|- работодатель начал занижать предлагаемую|
|него работодателя |зарплату и условия соцпакета; |
| |- работодатель и кандидат психологически несов-|
| |местимы. |
| |Нужен профессиональный оценщик не только рабочих|
| |компетенций, а более узкий специалист - оценщик|
| |по внутренней мотивации и социальной зрелости |
|-------------------------------------------------+------------------------------------------------|
|В биографии кандидата обнаружились факты, проти-|Необходимо собрать рекомендации от непосредст-|
|воречащие его резюме или дающие работодателю по-|венных руководителей кандидата с предыдущих мест|
|вод для сомнения |работы. Такая проверка нередко оказывается|
| |точнее и глубже, чем та, которую проводит служба|
| |безопасности |
|-------------------------------------------------+------------------------------------------------|
|Кандидат соответствует всем требованиям, но|Проблема - в отсутствии системы адаптации|
|уволился до истечения испытательного срока или|менеджера в компании, которую следует начать|
|вскоре после его окончания |проводить. Хедхантеру нужно отслеживать ситуацию|
| |с интеграцией кандидата в структуру организации |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
П. Беленко,
старший партнер консалтинговой группы "ИМИКОР"
"Риск-менеджмент", N 9-10, сентябрь-октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Бенчмаркинг - исследование сопоставимых показателей аналогичных объектов. - Прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020