г. Пермь |
|
14 сентября 2012 г. |
Дело N А50-24595/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рубцовой Л. В.,
судей Назаровой В.Ю., Шварц Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.
при участии:
от истца, третьего лица - ТСЖ "Мильчакова,112 представители не явились, извещены надлежащим образом
от ответчика - Администрации г. Перми: Герлиц Л.М. по доверенности от 05.07.2012 г.
от третьего лица - Администрации Дзержинского района г. Перми: Беляев Н.П. по доверенности от 15.09.2011 г.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - ТСЖ "Данилиха"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2012 года
по делу N А50-24595/2011,
принятое судьей Султановой Ю.Т.,
по иску товарищества собственников жилья "Данилиха" (ОГРН 1065900050985, ИНН 5903076377)
к Администрации города Перми
третьи лица: Администрация Дзержинского района города Перми, товарищество собственников жилья "Мильчакова, 11"
об обязании предоставить место сбора и накопления отходов в районе многоквартирных домов,
установил:
Товарищество собственников жилья "Данилиха" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Дзержинского района города Перми с исковым заявлением об обязании предоставить место сбора и накопления отходов в районе многоквартирных домов по адресам: улица Горняков, 6, улица Связистов, 5 города Перми, соответствующее пункту 8.2.5. "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64.
Определением арбитражного суда к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственников жилья "Мильчакова, 11", подготовка дела к судебному разбирательству окончена, проведение судебного разбирательства назначено на 22 марта 2012 года (л.д. 44-45).
Позже истец заявил ходатайство об уточнении предмета иска, просил обязать Администрацию города Перми предоставить за счет земель, находящихся в муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не разграничена, место сбора и накопления отходов в районе многоквартирных домов по адресам: улица Горняков, 6, улица Связистов, 5 города Перми, соответствующее пункту 8.2.5. "СанПиН" 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 (л.д. 57).
Ходатайство рассмотрено арбитражным судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено.
Определением арбитражного суда по ходатайству истца суд произвел замену ответчика на Администрацию города Перми на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Дзержинского района города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился с апелляционной жалобой. Полагает, что ненадлежащее исполнение местной администрацией полномочий по организации сбора бытовых отходов на территории осуществления деятельности ТСЖ "Данилиха" и "Мильчакова,11", объединяющих собственников помещений многоквартирных домов по адресам: ул. Горняков,6, ул. Связистов,5 и Мильчакова,11 в г. Перми, свидетельствует о нарушении местной администрацией права указанных лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное ФЗ "Об охране окружающей среды". Со ссылкой на п. 5.5.1, 5.5.2 Правил благоустройства и содержания территории г. Перми (утв. Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 г. N 8) указывает, что территориальным органом администрации г. Перми обеспечивается в районе жилой застройки размещение места сбора и (или) накопления отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании заявили возражения против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в качестве правового обоснования иска, истец ссылается на пункт 48 статьи 41 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13 марта 1996 года, Решение Пермской городской Думы от 29 июня 2006 года N 128 "О структуре администрации города Перми", Решение Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 года N 207 "О территориальных органах администрации города Перми", Постановление Администрации города Перми N 809 "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов на территории города Перми", часть 24 пункт 1 статьи 16, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 7Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645010.
В качестве фактических обстоятельств истец ссылается на то, что судом общей юрисдикции 04 июля 2011 года принято решение по делу N 2-263-2011, на основании которого признана незаконной установка мусорной площадки и мусорных контейнеров Товариществом собственников жилья "Данилиха" и Товариществом собственников жилья "Мильчакова, 11" под окнами дома по улице Связистов, 5 города Перми.
По мнению истца, ответчик ненадлежащим образом осуществляет свои полномочия по организации сбора бытовых отходов на территории осуществления деятельности Товариществ собственников жилья многоквартирных домов, находящихся по адресам: город Пермь, ул. Горняков, 6, Связистов, 5, Мильчакова, 11, чем нарушает права соответствующих лиц на благоприятную окружающую среду.
Истец отмечает и то, что для установки контейнеров для сбора мусора должна быть оборудована специальная контейнерная площадка с бетонным и асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта, размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., и не более 100 м.
По мнению истца, ответчик обязан обеспечить в районе жилой застройки размещение мест сбора и (или) накопления отходов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с тем, что ответчик не исполнил свои обязательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Пересмотрев материалы дела в порядке ст. 266 - 268 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта на основании следующего.
В соответствии с п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ), а также на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п.п. 2.3. ст. 13 ФЗ N 89-ФЗ организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В целях реализации полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации, переработки отходов в городе Перми приняты следующие муниципальные правовые акты:
-Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4;
Правила обращения с отходами на территории города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2001 N 99;
Порядок выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов на территории города Перми, утвержденный постановлением администрации города Перми от 25.11.2010 N 809.
Пермская городская Дума решением от 12.09.2006 N 207 "О территориальных органах администрации города Перми" наделила территориальные органы администрации города Перми следующими полномочиями в данной сфере: по организации проведения работ по ремонту и капитальному ремонту подходе подъездных путей к местам сбора и (или) накопления отходов, расположенных на земель участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, по ликвидации несанкционированных свалок, реализации общегородских программ и операций в сфере благоустройства в пределах административных границ; по выдаче разрешения на размещение мест сбора и (или) накопления отходов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с установленным администрацией города Перми Порядком выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов, по контролю за организации сбора и (или) накопления отходов в части соблюдения Правил обращения с отходами на территории города Перми, по организации вывоза с территории общего пользования мусора, образовавшегося в результате проведения комплексной уборки территории.
Реализация возложенных на территориальные органы администрации города Перми полномочий осуществляется в рамках выделенных средств по ведомственным целевым программам.
Истец указывает на возникновение у ответчика обязательства предоставить истцу место сбора и накопления отходов на территории города Перми на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Перми, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, вопреки доводам истца, судом первой инстанции правомерно установлено, что на основании указанных выше норм права у ответчика не возникает такой обязанности. Ответчик является органом, призванным обеспечить условия надлежащего исполнения обязательств, в том числе, юридическими лицами, в сфере обращения с отходами путем выдачи соответствующего разрешения.
В соответствии с пл. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В случае создания в многоквартирном доме товарищества собственников жилья на него в соответствии со ст. 138 ЖК РФ возлагается обязанность осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом 8 ЖК РФ.
В соответствии с п. 3.7.1. постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборники для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Таким образом, если место сбора и накопления отходов определено ТСЖ на земельном участке, входящем в общую долевую собственность дома, то есть согласование такого места сбора с органами местного самоуправления не требуется, данное решение принимается на общем собрании собственников помещений дома с учетом требований санитарного и иного законодательства.
Кроме того, истец не представил доказательств того, что в спорных домах не имеется возможности использовать мусоросборные камеры для временного хранения твёрдо-бытовых отходов до момента их сбора в установленном порядке, как и не представил доказательств того, что на территории земельного участка, относящегося к общей собственности собственников многоквартирных домов, не имеется возможности организовать иное место сбора и накопления отходов, кроме той площадки, обязанность по демонтажу которой принял суд общей юрисдикции.
В случае, если место сбора отходообразователем - ТСЖ "Данилиха" выбрано на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, то законодательством установлен иной порядок получения разрешения на размещение места сбора и (или) накопления отходов, предусмотренный решением Пермской городской Думы от 26.06.2001 года N 99 "Об утверждении Правил обращения с отходами на территории города Перми".
Согласно п. 3.1.2 Правил обращения с отходами на территории города Перми, организация сбора и вывоза отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с Порядком выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов, установленных администрацией города Перми.
В соответствии с Порядком выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов на территории города Перми, утвержденном постановлением администрации города Перми от 25.11.2010 года N 809 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или) накопления отходов на территории города Перми" отходообразователь подает в территориальный орган администрации города Перми заявление установленного образца с приложением документов, указанных в п. 3.6. Порядка.
Заявление установленного образца о выдаче разрешения на размещение места сбора и (или) накопления отходов с приложением необходимых документов в администрацию района не поступало.
Согласно п. 3.7.12 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. N 207, администрация района выдает разрешения на размещение мест сбора и (или) накопления отходов, расположенных только на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что Администрация города Перми, администрации районов города Перми не наделены полномочиями и не обязаны предоставлять место сбора и накопления отходов на территории города Перми, а лишь имеют право выдавать разрешения отходообразователям на размещение мест сбора и (или) накопления отходов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Порядком, установленным на основании постановления администрации города Перми от 25.11.2010 N 809.
Таким образом, у апелляционного суда в соответствии со ст. 270 АПК РФ отсутствуют основания для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
Госпошлина по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2012 года по делу N А50-24595/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.В.Рубцова |
Судьи |
В.Ю.Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24595/2011
Истец: ТСЖ "Данилиха"
Ответчик: Администрация города Перми, Администрация Дзержинского района г. Перми
Третье лицо: Администрация города Перми, Администрация Дзержинского района г. Перми, ТСЖ "Мильчакова, 11"