г. Москва |
|
17 сентября 2012 г. |
Дело N А41-631/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Нетребской А.С.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя- Торбенко Д.В. по доверенности от 14.06.2012;
от Администрации - Лопаткина Я.Г. по доверенности от 03.07.2012 N 1150/34;
от Комитета - не явились, извещены;
от Главы - Лопаткина Я.Г. по доверенности от 03.07.2012 N 1150/34,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Серпухова Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2012 года по делу N А41-631/12, принятое судьей Васильевой Е. В. по заявлению индивидуального предпринимателя Жуковой А. Л. (ИНН 504303122295) к Администрации города Серпухова Московской области, третьи лица: Комитет по управлению имуществом Администрации города Серпухова Московской области, Глава города Серпухова Московской области, о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Жукова Анна Львовна обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений) к Администрации города Серпухова Московской области с требованиями:
- признать незаконными бездействие Администрации города Серпухова Московской области, выразившееся в отказе внести изменения в постановления Главы города Серпухова от 18.12.2009 N 2636 и от 19.10.2005 N 1764;
- признать незаконным отказ Администрации города Серпухова Московской области от 08.12.2011 N вх-6/3459;
- обязать Администрацию города Серпухова внести следующие изменения: в названии и п. 1 постановления Главы города Серпухова от 18.12.2009 N 2636 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" после слов "Московское шоссе" дополнить словами "рядом с АЗС "НЕФТО"; в названии и в п. 1 слова "для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" заменить словами "для строительства автомойки и техцентра для ремонта автомобилей и благоустройства прилегающей территории"; в названии постановления Главы города Серпухова от 19.10.2005 N 1764 "О предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л. места размещения строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей, расположенного по адресу: г. Серпухов, Московское шоссе (рядом с АЗС "НЕФТО"), на период проектирования" слова "(рядом с АЗС "НЕФТО") заменить словами "рядом с АЗС "НЕФТО"; в п. 1 после слов "Московское шоссе" дополнить словами "рядом с АЗС "НЕФТО"; в названии, п. 1, 2 и пп. 3.1 слова "строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" заменить словами "строительства автомойки и техцентра для ремонта автомобилей и благоустройства прилегающей территории" в соответствующих падежах.
- взыскать с Администрации города Серпухова расходы на оплату услуг представителя в сумме 60.000 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Комитет по управлению имуществом Администрации города Серпухова Московской области, Глава города Серпухова Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2012 года по делу N А41-631/12 заявление индивидуального предпринимателя Жуковой А. Л. удовлетворено частично. Признаны незаконными бездействие Администрации города Серпухова Московской области в части отказа внести изменения в постановление Главы города Серпухова от 18.12.2009 N2636 и отказ Администрации г. Серпухова Московской области от 08.12.2011 Nвх-6/3459; суд обязал Администрацию г. Серпухова Московской области внести изменения в постановление Главы города Серпухова от 18.12.2009 N 2636 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Жуковой А.Л., в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" в части указания адреса земельного участка и вида разрешенного использования земельного участка, согласно постановлению Главы города Серпухова от 27.02.2010 N305, а также взыскал с Администрации города Серпухова Московской области в пользу индивидуального предпринимателя Жуковой А. Л. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 60.000 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации г. Серпухова Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-4409/12, согласно которому предприниматель Жукова А. Л. обязана вернуть спорный земельный участок арендодателю по акту, а так же установлено, что на момент рассмотрения дела договор аренды спорного земельного участка от 23.06.2010 N 6131-П-3-2012 между Комитетом по управлению имуществом Администрации города Серпухова Московской области и индивидуальным предпринимателем Жуковой А. Л. является не заключенным. По мнению Администрации, в случае, если решение по делу N А41-4409/2012 вступит в силу без изменений, Администрация г. Серпухова не сможет исполнить решение суда по настоящему делу. Администрация со ссылкой на статью 199 ГК РФ также указывает, что заявителем пропущен срок на обжалование действий Администрации г. Серпухова.
В дополнении к апелляционной жалобе Администрация также ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно взысканы с заинтересованного лица расходы по оплате услуг представителя в сумме 60.000 руб., поскольку акт, предоставленный заявителем в обоснование судебных расходов на оплату услуг представителя, не подтверждает факт оплаты таких услуг; платежные поручения в материалы дела не предоставлены. Администрация г. Серпухова со ссылкой на данные о стоимости услуг адвокатов в г. Москве и Московской области, имеющихся в сети Internet, указывает, что расходы истицы на услуги адвоката завышены не менее чем в два раза. В подтверждение указанного довода заинтересованное лицо представило распечатки о стоимости юридических услуг с сайтов advokat24.su, advokatchernikov.ru, uristadvokat.ru.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя, Администрации города Серпухова Московской области и Главы города Серпухова Московской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
В порядке части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которому предоставление таких земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Кодекса.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является начальным этапом формирования земельного участка и определения его функционального назначения.
Из материалов дела следует, что 19.10.2005 Главой города Серпухова Московской области вынесено постановление N 1764 "О предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л. места размещения строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей, расположенного по адресу: г. Серпухов, Московское шоссе (рядом с АЗС "НЕФТО"), на период проектирования", которым индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л. предварительно согласовано место размещения строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей на земельном участке площадью 1610 кв.м, расположенном по адресу: г. Серпухов, Московское шоссе, на период проектирования (л. д. 6).
Постановлением Главы города Серпухова Московской области от 09.11.2009 N 2331 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" утверждена схема расположения из состава земель населенных пунктов земельного участка площадью 1610 кв.м, расположенного в границах муниципального образования "Город Серпухов Московской области" по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, установлен вид разрешенного использования земельного участка - "для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" (л. д. 8).
Вышеуказанный земельный участок 30.11.2009 постановлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:58:030201:46, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 10.06.2010 N 5058/201/10-1814, в котором указаны вид разрешенного использования земельного участка - "для строительства автомойки и техцентра для ремонта автомобилей и благоустройства прилегающей территории", адрес земельного участка: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, рядом с АЗС "НЕФТО" (л. д. 13-15).
Главой города Серпухова Московской области 18.12.2009 вынесено постановление N 2636 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей", пунктом 1 которого индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л. предоставлен в аренду на три года (с 01.12.2009 по 30.11.2012) из состава земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 50:58:030201:46 площадью 1610 кв.м, расположенный в границах муниципального образования "Город Серпухов Московской области" по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей (л. д. 5).
Между Комитетом по управлению имуществом Администрации г. Серпухова (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Жуковой А.Л. (арендатор) 23.06.2010 заключен договор аренды земли N 6131-II-3-2012, согласно которому арендодатель на основании постановлений Главы города N 2636 от 18.12.2009, N 305 от 27.02.2010 предоставляет арендатору в аренду из состава земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 50:58:030201:46 площадью 1610 кв.м, расположенный в границах муниципального образования "Город Серпухов Московской области" по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, рядом с АЗС "НЕФТО" для строительства автомойки и техцентра для ремонта автомобилей и благоустройства прилегающей территории (л. д. 9-11).
Из изложенного следует, что в рассматриваемом случае между сторонами фактически сложились правоотношения, связанные с предоставлением земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Федеральный закон N 221-ФЗ такие характеристики земельного участка, как вид разрешенного использования и адрес объекта недвижимости, относит к дополнительным сведениям, а значит, если уникальные характеристики земельного участка остаются неизменными, его следует считать сформированным независимо от того, изменяется ли вид разрешенного использования земельного участка, а также его адрес.
Индивидуальный предприниматель Жукова А. Л. 10.05.2011 обратилась к Главе г. Серпухова с заявлением о внесении изменений в постановление о предоставлении земельного участка от 18.12.2009 N 2636 в части адреса земельного участка и вида его разрешенного использования, а именно - в названии и в п. 1 после слов "Московское шоссе" дополнить словами "рядом с АЗС "НЕФТО"; в названии и в п. 1 слова "для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" заменить на "для строительства автомойки и техцентра для ремонта автомобилей и благоустройства прилегающей территории" (л. д. 21).
В своем ответе на указанное заявление Глава г. Серпухова сообщил заявителю (письмо от 20.07.2011 - л.д. 16), что в целях контроля за использованием вышеуказанного земельного участка произведено его обследование, по результатам которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:58:030201:46 площадью 1610 кв.м не осваивается и не используется в соответствии с разрешенным использованием по договору аренды. В связи с тем, что заявителем не выполнены условия постановления Главы города от 19.10.2005 N 1764, администрация отказала ему в принятии решения о внесении изменений в постановление Главы города N 2636 от 18.12.2009, указав, что намерена расторгнуть вышеуказанный договор аренды.
Заявитель 23.11.2011 повторно обратился к Главе г. Серпухова с заявлением о внесении изменений в постановления Главы города Серпухова от 18.12.2009 N 2636 и от 19.10.2005 N 1764, в указании адреса земельного участка и вида его разрешенного использования, указав, что сообщением Управления Росреестра по Московской области от 2.10.2011 N 58/029/2011-381 ему отказано в государственной регистрации договора аренды от 23.06.2010 N 6131-II-3-2012 ввиду разночтений в постановлениях Главы города Серпухова от 18.12.2009 N 2636 и от 19.10.2005 N 1764, в указании адреса земельного участка и вида его разрешенного использования (л. д. 17-18).
Письмом от 08.12.2011 N вх-6/3459 Администрация города Серпухова Московской области отказала заявителю в удовлетворении его заявления о внесении изменений в постановления Главы города Серпухова от 18.12.2009 N 2636 и от 19.10.2005 N 1764, указав, что намерена досрочно расторгнуть договор аренды (л. д. 22).
Как установлено материалами дела, в целях приведения в соответствие правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, Главой города Серпухова 27.02.2010 вынесено постановление N 305 "О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 09.11.2009 N 2331 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей". Пунктом 1 указанного постановления внесены следующие изменения в постановление Главы города Серпухова от 09.11.2009 N 2331: в названии и в п. 1 после слов "Московское шоссе" дополнены слова "рядом с АЗС "НЕФТО"; в названии и в п. 1 слова "для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" заменены словами "для строительства автомойки и техцентра для ремонта автомобилей и благоустройства прилегающей территории" (л. д. 7).
Таким образом, данным постановлением уточнены дополнительные характеристики земельного участка (вид разрешенного использования, адрес земельного участка), формируемого посредством вынесения органом местного самоуправления постановлений от 19.10.2005 N 1764 "О предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л. места размещения строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей, расположенного по адресу: г. Серпухов, Московское шоссе (рядом с АЗС "НЕФТО"), на период проектирования" и от 09.11.2009 N 2331 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей".
Данные постановления приняты органом местного самоуправления в порядке подпункта 1 пункта 5 статьи 30 ЗК РФ, предусматривающего выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, внесение Главой города Серпухова изменений в постановление от 09.11.2009 N 2331 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" в части адреса и вида разрешенного использования земельного участка, предусматривает приведение в соответствие правоустанавливающих документов на земельный участок, принятых в порядке подпункта 1 пункта 5 статьи 30 ЗК РФ, как постановления Главы города Серпухова от 09.11.2009 N 2331 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей", так и постановления от 19.10.2005 N 1764 "О предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л. места размещения строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей, расположенного по адресу: г. Серпухов, Московское шоссе (рядом с АЗС "НЕФТО").
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконным бездействия Администрации города Серпухова Московской области, выразившегося в отказе внести изменения в постановление Главы города Серпухова от 19.10.2005 N 1764, и обязания внести изменения в данное постановление.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Вместе с тем, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 7 статьи 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Статьей 607 ГК РФ определено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В кадастровом паспорте земельного участка от 10.06.2010 N 5058/201/10-1814 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:58:030201:46 площадью 1610 кв.м, указаны вид разрешенного использования земельного участка - "для строительства автомойки и техцентра для ремонта автомобилей и благоустройства прилегающей территории", адрес земельного участка: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, рядом с АЗС "НЕФТО" (л. д. 13-15).
Постановление Главы города Серпухова Московской области от 18.12.2009 N 2636 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей", являющееся основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду, должно отражать достоверные и полные сведения о земельном участке и соответствовать как предыдущим актам органа местного самоуправления о формировании данного земельного участка, так и сведениям государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования заявителя о признании незаконными бездействия Администрации города Серпухова Московской области, в части отказа во внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 18.12.2009 N 2636 и отказ Администрации г. Серпухова Московской области от 08.12.2011 Nвх-6/3459 подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд правомерно удовлетворил требования заявителя об обязании Администрации г. Серпухова Московской области внести изменения в постановление Главы города Серпухова от 18.12.2009 N 2636 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л., в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" в части указания адреса земельного участка и вида разрешенного использования земельного участка, согласно постановлению Главы города Серпухова от 27.02.2010 N 305.
Заинтересованное лицо в апелляционной жалобе ссылается на преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-4409/12, согласно которому предприниматель Жукова А. Л. обязана вернуть спорный земельный участок арендодателю по акту, а так же установлено, что на момент рассмотрения дела договор аренды спорного земельного участка от 23.06.2010 N 6131-П-3-2012 между Комитетом по управлению имуществом Администрации города Серпухова Московской области и индивидуальным предпринимателем Жуковой А. Л. является не заключенным. По мнению Администрации, в случае, если решение по делу N А41-4409/2012 вступит в силу без изменений, Администрация г. Серпухова не сможет исполнить решение суда по настоящему делу.
Указанные доводы Администрации города Серпухова апелляционный суд находит несостоятельными. Предметом спора по делу N А41-4409/12 является расторжение договора аренды спорного земельного участка N 6131-II-3-2012 от 23.06.2010 и обязание индивидуального предпринимателя Жуковой А. Л. возвратить Комитету по управлению имуществом Администрации г. Серпухова указанный земельный участок. Между тем, по настоящему делу судом первой инстанции удовлетворены требования заявителя в части оспаривания бездействия Администрации города Серпухова Московской области, в части обязания Администрации г. Серпухова Московской области внести изменения в постановление Главы города Серпухова от 18.12.2009 N 2636 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю Жуковой А. Л., в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей" в части указания адреса земельного участка и вида разрешенного использования земельного участка.
Указанное постановление от 18.12.2009 N 2636 никем не оспорено и не признано недействительным, а требования заявителя направлены на приведение его в соответствие с постановлением Главы города Серпухова от 27.02.2010 N 305 "О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 09.11.2009 N 2331 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, для строительства автомойки и автосервиса для ремонта автомобилей".
Обстоятельства расторжения договора аренды, заключенного на основании постановления от 18.12.2009 N 2636, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Администрация со ссылкой на статью 199 ГК РФ также указывает, что заявителем пропущен срок на обжалование действий Администрации г. Серпухова.
В порядке части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Апелляционный судом установлено, что оспариваемый заявителем отказ оформлен письмом Администрации города Серпухова Московской области от 08.12.2011 N вх-6/3459, с заявлением в арбитражный суд предприниматель обратилась 14.12.2011, то есть с соблюдением установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срока для обжалования действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Таким образом, апелляционный суд находит несостоятельным довод заинтересованного лица о пропуске заявителем срока на обжалование действий Администрации г. Серпухова.
Кроме того, несостоятельна ссылка Администрации на статью 199 ГК РФ, поскольку настоящий спора рассматривается в порядке главы 24 АПК РФ, регулирующей рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в указанной части.
Заявитель просил взыскать с Администрации города Серпухова расходы на оплату услуг представителя в размере 60.000 рублей.
В порядке части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно Информационному письму от 13 августа 2004 г. N 82 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела. Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2007 г. N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступавших в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает из размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Истцом в материалы дела представлены: соглашение на оказание юридической помощи в суде от 13.10.2011, заключенное между индивидуальным предпринимателем Жуковой А. Л. и адвокатом Зотовой В. А., акт выполненных работ к указанному соглашению, в котором отражен перечень выполненных последним работ в рамках рассматриваемого спора на общую сумму 60.000 руб.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 21.12.2004 г. N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понес?нные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя. Реализация судом права уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов, возможна в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с Администрации города Серпухова Московской области в пользу индивидуального предпринимателя Жуковой А. Л. расходов по оплате услуг представителя в сумме 60.000 руб. 00 коп.
В дополнении к апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно взысканы с заинтересованного лица расходы по оплате услуг представителя в сумме 60.000 руб., поскольку акт, предоставленный заявителем в обоснование судебных расходов на оплату услуг представителя, не подтверждает факт оплаты таких услуг; платежные поручения в материалы дела не предоставлены. Администрация г. Серпухова со ссылкой на данные о стоимости услуг адвокатов в г. Москве и Московской области, имеющихся в сети Internet, указывает, что расходы истицы на услуги адвоката завышены не менее чем в два раза. В подтверждение указанного довода заинтересованное лицо представило распечатки о стоимости юридических услуг с сайтов advokat24.su, advokatchernikov.ru, uristadvokat.ru.
Между тем, заявителем представлена квитанция к приходному кассовому ордеру от 15.11.2011, подтверждающая уплату индивидуальным предпринимателем Жуковой А. Л. адвокату Зотовой В. А. 60.000 руб. по соглашению на оказание юридической помощи в суде.
Ссылку Администрации г. Серпухова на распечатки о стоимости юридических услуг с сайтов advokat24.su, advokatchernikov.ru, uristadvokat.ru апелляционный суд находит несостоятельной, поскольку указанные распечатки не являются официальными данными статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, носят общий характер и не позволяют определить их идентичность услугам, оказанным заявителю, следовательно не подтверждают чрезмерности понесенных обществом расходов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2012 года по делу N А41-631/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Серпухова Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-631/2012
Истец: ИП Жукова А. Л.
Ответчик: Администрация г. Серпухов
Третье лицо: Глава г. Серпухова, Глава г. Серпухова Московской области, Комитет по управлению имуществом г. Серпухов Московской области, Комитет по управлению имуществом г. Серпухова, Администрация города Серпухов МО