город Москва |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А40-130614/11-135-497 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Кораблевой М.С., Тихонова А.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вороновой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Элинг Спорт"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 18.06.2012 по делу N А40-130614/11-135-497,
принятое судьей Дудкиным В.В.
по заявлению ООО "Элинг Спорт" (ОГРН 1027739049524)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка,
об обязании заключить договор аренды земельного участка
при участии в судебном заседании:
от ООО "Элинг Спорт" Крылов И.Г. по доверенности от 12.03.2012,
Щуршунская Н.А.по доверенности от 01.06.2012
Сытина Л.Б.по доверенности от 21.08.2012
от ДЗРМ Нагорная М.Ю. по доверенности от 10.01.2012 N ЗЗ-н-82/12
УСТАНОВИЛ:
ООО "Элинг Спорт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленный письмом от 25.10.2011 N 33-5-2006/11-(0)-1, в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 33 км., с кадастровым номером 77:05:0008007:1008для размещения объектов торговли;
об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Элинг Спорт" в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, МКАД, 33 км., с кадастровым номером 77:05:0008007:1008 для размещения объектов торговли на срок 49 лет.
Решением суда от 18.06.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение ООО "Элинг Спорт" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение норм процессуально права, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решение, обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал требования и доводы жалобы, представитель ответчика заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.07.2006 N 27-07-06, заключенного с ООО "Кофе-МАКС", 15.08.2006 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ООО "Элинг Спорт" на следующий объект: - наименование объекта: "объект незавершенного строительства"; условный номер объекта: 3069535; назначение объекта: "нежилое"; адрес: г.Москва, МКАД, 33км.
11.10.2010 сведения о сформированном земельном участке под объектом незавершенного строительства, находящегося в собственности заявителя, были внесены в Государственный кадастр недвижимости, участок поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 77:05:0008007:1008, что подтверждается Кадастровым паспортом земельного участка от 29.09.2011 N 77/501/11-54496
06.10.2011 заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы (через службу "одного окна") с заявлением, которому присвоен вх. от 06.10.2011 N 33-5-2006/11-(0)-0, с приложением к нему всех необходимых документов, об оформлении договора аренды земельного участка, заключаемого с правообладателями зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, являющихся объектами незавершенного строительства.
25.06.2011 Департамент земельных ресурсов отказал заявителю в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, МКАД, 33 км., с кадастровым номером 77:05:0008007:1008 со ссылкой на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП запрашиваемый документ не может быть оформлен, поскольку согласно постановлению Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (ред. 28.06.2011) "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", Департамент земельных ресурсов города Москвы принимает правовые акты о предоставлении земельных участков собственникам объектов незавершенного строительства на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Полагая, что Департамент земельных ресурсов города Москвы необоснованно отказал в заключении договора аренды земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании данного отказа незаконным.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель как собственник объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0008007:1008, обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об оформлении договора аренды на указанный земельный участок.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 23.12.2008 N 8985/08, в силу положений ст.35 Земельного кодекса РФ не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
В силу п.4 ст.11.8 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договором аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования, им на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об изъятии спорного земельного участка из оборота или об ограничении в обороте в силу ст.27 Земельного кодекса РФ, заявитель имеет право на приобретение права аренды земельного участка с кадастровым номером 77:05:0008007:1008.
Порядок подготовки, согласования и выдачи заявителям договора аренды земельного участка, заключаемого с правообладателями зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, являющихся объектами незавершенного строительства, определен Административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" в городе Москве (Приложение N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.05.2011 N 190-ПП).
Заявителем был предоставлен в Департамент (через службу "одного окна") полный пакет документов, необходимой для оформления договора аренды. Каких-либо замечаний к форме, содержанию и комплектности представленных документов Департамент в своем отказе не предъявлял. Кроме того, заявителем вместе с заявкой был сдан проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:05:0008007:1008.
Департамент в своем отказе ссылается на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП запрашиваемый документ не может быть оформлен, поскольку согласно постановлению Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (ред. 28.06.2011) "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", Департамент земельных ресурсов города Москвы принимает правовые акты о предоставлении земельных участков собственникам объектов незавершенного строительства на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Однако заявитель не может самостоятельно напрямую обратиться в ГЗК за разрешением данного вопроса, поскольку вынесение такого рода вопросов на ГЗК является обязанностью именно Департамента. Именно Департаменту, в рамках рассмотрения заявки заявителя от 06.10.2011 N 33-5-2006/11-(0)-0, надлежало обратиться в ГЗК, поскольку в соответствии абзацами 2 и 3 раздела "1. Общие положения" Положения о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 310 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы", вопросы на заседания Комиссии вносят органы исполнительной власти города Москвы, в компетенцию которых входит рассмотрение соответствующих вопросов; на рассмотрение Комиссии вносятся вопросы при наличии заключений, представленных отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города в пределах их компетенции.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что, во-первых, Постановление Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП не содержит положений о предоставлении земельных участков в аренду на основании решения ГЗК и не содержит указания на необходимость предоставления заявителями решений ГЗК. Во-вторых, на момент подачи заявителем заявления в Департамент о предоставлении земельного участка в аренду (06.10.2011), предоставление государственной услуги "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" осуществлялось на основании Постановления Правительства Москвы от 11.05.2011 N190-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы", а не на основании Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Перечень документов, необходимых при обращении за предоставлением государственной услуги установлен в п.2.6.2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.05.2011 N 190-ПП. Указанный перечень не содержит также указания на необходимость предоставления заявителями решений ГЗК.
Кроме того, заявитель не просил принять правовой акт, а просил заключить договор аренды, поскольку при заключении предыдущего договора аренды от 19.12.2008 Департаменту для его заключения не надо было принимать правовой акт. Правовой акт ранее уже был принят распоряжением Премьера Правительства Москвы от 04.04.1997 N 350-РП и распоряжением Префекта ЮАО города Москвы от 11.06.1997 N 01-21-721, которые в настоящее время не отменены.
При этом, апелляционным судом установлено, что изначально земельный участок предоставлялся первому собственнику (застройщику) ООО "Ампекс" на основании распоряжения Премьера Правительства Москвы от 04.04.1997 N 350-РП и распоряжения Префекта ЮАО города Москвы от 11.06.1997 N 01-21-721 "О предоставлении Обществу "Ампекс" земельного участка на МКАД 33кв. (со стороны Москвы), ост. "Кемпинг "Солнечный" по договору аренды земельного участка от 16.07.1997 N М-05-1776 площадью 9000кв.м на срок до 11.05.2002, разрешенное использование "под проектирование, строительство и эксплуатацию объекта мелкорозничной торговли -кафе", однако не имел кадастровый номер, поскольку на тот момент еще не был принят ФЗ от 02.01.200 N 28-ФЗ.
Строительство производилось в период действия разрешения на строительство в 1999-2002, однако объект не был введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, поскольку ООО "Ампекс" был признан банкротом и в отношении него было введено конкурсное производство в соответствии с определением Арбитражного суда города Москвы от 04.11.2003 по делу N А40-26274/03-101-156.
Как результат завершения конкурсного производства, объект был продан с торгов конкурсным управляющим, где покупателем выступил ООО "Успех", к которому в соответствии с ч. 3 ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ, перешло права пользования земельным участком, занятым объектом незавершенного строительства и необходимого для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний его собственник.
Затем с принятием ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000 N 28-ФЗ границы указанного выше участка были уточнены, участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему N77:05:0008007:136
В соответствии с распоряжением Префекта ЮАО города Москвы от 26.12.2007 N 01-41-3034 с последующим собственником ООО "Элинг Спорт" был заключен договор аренды земельного участка от 19.12.2008 N М-05-509190. Земельный участок был предоставлен в аренду как часть участка с кадастровым номером 77:05:0008007:136 сроком на 11 месяцев 28 дней.
В 2010 году в соответствии с распоряжением Департамента от 11.08.2010 N 30 был сформирован другой земельный участок под объектом незавершенного строительства, сведения о формировании земельного участка под объектом завершенного строительства были внесены в государственный кадастр недвижимости 11.10.2010 с присвоением земельному участку кадастрового номера 05:0008007:1008, что также подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0008007:1008 был сформирован Департаментом для размещения именно объекта незавершенного строительства, испрашиваемый земельный участок был образован путем выделения из земельного участка с кадастровым номером 77:05:0008007:136. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 28.09.2011 N 77/501/11-54496 на выделенном земельном участке расположен объект незавершенного строительства.
Таким образом, испрашиваемый заявителем в аренду земельный участок с кадастровым номером 77:05:0008007:1008 создан уполномоченным органом исполнительной власти по итогам кадастрового учета в 2010 году из состава земельного участка с кадастровым номером 77:05:0008007:136, который в свою очередь был образован из того земельного участка, который в 1997 году выделялся для строительства объекта недвижимости, который заявитель и приобрел в собственность в 2006 году.
Для ввода объекта незавершенного строительства в эксплуатацию необходимо оформление земельно-правовых отношений в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, поскольку обязательными документами, прилагаемыми заявлению, являются правоустанавливающие документы на земельный участок, заявитель не может ввести принадлежащий ему объект в эксплуатацию и его эксплуатировать в установленном законом порядке без оформленного договора аренды.
Таким образом, заявитель обладал исключительным правом на оформление земельно-правовых отношений в отношении испрашиваемого участка.
Учитывая, что при обращении с заявлением 06.10.2011 N 33-5-2006/11-(0)-0 заявитель предоставил полный пакет документов, необходимых для оформления договора аренды, - то бездействие государственного органа, выразившееся в неосуществлении подготовки проекта договора аренды земельного участка, неосуществлении направления его заявителю с предложением заключить соответствующий договор, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, апелляционный суд считает необходимым указать на то, что даже отрицательное решение Градостроительно-земельной комиссии и предусмотренный Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП в связи с получением такого решения порядок действий Департамента земельных ресурсов города Москвы, не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на получение земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 200 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о признании отказа государственного органа в подготовке проекта договора аренды земельного участка незаконным и обязании государственного органа подготовить соответствующий проект и направить его заявителю.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.06.2012 по делу N А40-130614/11-135-497 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленный письмом от 25.10.2011 N 33-5-2006/11-(0)-1, в заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 33 км., с кадастровым номером 77:05:0008007:1008.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Элинг Спорт" (ОГРН 1027739049524) в течение 30 дней со дня принятия судебного акта проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, МКАД, 33 км., с кадастровым номером 77:05:0008007:1008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130614/2011
Истец: ООО "Эленг Спорт", ООО "Элинг Спорт"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы