Поправки по НДС, налоговые льготы и... сообщество бухгалтеров
Из-за растущих госрасходов Минфин России вынужден отказаться от прежней тактики снижения номинальной налоговой нагрузки на экономику как минимум до завершения избирательного цикла. Такое заявление недавно сделал замминистра финансов С.Д. Шаталов. Тем не менее в думском портфеле - несколько законопроектов с преференциями для бизнеса, в том числе призванных улучшить налоговое законодательство. Наш корреспондент, побывавший в Госдуме, рассказывает о наиболее важных инициативах, которые депутаты рассматривают в осеннюю сессию.
Начнем с поправок в Налоговый кодекс. Глобальных изменений не предвидится, что, безусловно, важно для бухгалтеров, привыкших штудировать многостраничные поправки. Все проекты, подготовленные Комитетом Госдумы по бюджету и налогам для рассмотрения, носят точечный характер и направлены на улучшение налогообложения отдельных сфер бизнеса.
Основные налоги
Один из законопроектов, который Госдума приняла в третьем чтении, призван устранить противоречия в 21-й главе "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, возникающие при применении статей 154, 164, 165 и 172 и других положений этой главы. Изменения в статью 154 НК РФ коснутся, в частности, налогоплательщиков, у которых длительность производственного цикла превышает шесть месяцев. Такие организации не должны включать в налоговую базу оплату (частичную оплату), полученную в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Поправки в статьи 164 и 165 НК РФ уточняют основания для применения налоговой ставки в размере 0% налогоплательщиками, осуществляющими деятельность по производству космической техники и исследования космоса. Вводится определение космической техники, а также детальный перечень работ и услуг, связанных с космической деятельностью.
Законопроект также устраняет противоречия, возникающие при проведении налогового вычета, когда расчет за приобретенные товары (работы, услуги) производится имуществом налогоплательщика. В пункте 2 статьи 172 НК РФ уточняется, что при таких расчетах вычету подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком на основании платежного поручения на перечисление денежных средств (п. 4 ст. 168 НК РФ).
Депутаты приняли в первом чтении поправки для страховых организаций, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. От уплаты НДС будут освобождены страховщики, получившие денежные средства в порядке соглашения о прямом возмещении убытков (п. 3 ст. 149 НК РФ). Данное соглашение определяет порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение вреда своему страхователю, и страховщиком лица, ответственного за причиненный вред. Поправки также предполагают возможность включения страховыми организациями в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, выплат в рамках соглашения о прямом возмещении убытков, а также выплат и расходов по оплате услуг специалистов, привлекаемых в рамках подобных соглашений (п. 2 ст. 294 НК РФ).
Зарплатным налогам посвящены два законопроекта с новыми льготами. Проект, предполагающий с 2008 года освобождение от НДФЛ правительственных премий за выдающиеся достижения в области средств массовой информации, уже принят в третьем чтении. Другой подготовленный к первому чтению законопроект устанавливает новые льготы по ЕСН и НДФЛ для судей, прокуроров и следователей. Доходы в виде переданного им бесплатно в собственность жилого помещения, купленного за счет средств федерального бюджета, не будут облагаться этими налогами.
Высокие технологии - вне режима
Депутаты вернулись к рассмотрению вопроса о введении в Налоговый кодекс новой главы 26.5 "Система налогообложения для организаций в области информационных технологий". Напомним, что соответствующий законопроект был принят в первом чтении еще в начале 2006 года. Однако дальше рассматривать его не стали. Вместо этого законодатели предусмотрели в Налоговом кодексе ряд преференций для "айтишников". Например, Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ для компаний, работающих в сфере информационных технологий, была установлена льготная шкала ставок ЕСН и льготы при учете расходов на покупку вычислительной техники.
На заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам 4 октября депутат Н.В. Бурыкина - одна из тех, кто инициировал введение нового спецрежима, так обосновала его необходимость. В 2006 году Госдума пошла навстречу правительству и вместо спецрежима установила для IT-компаний льготы по ЕСН. С момента принятия закона прошло уже более полутора лет, а поправки до сих пор не работают. Дело в том, что согласно Закону N 144-ФЗ получить льготы смогут только те компании, которые прошли государственную аккредитацию. Организовать аккредитацию указанных компаний Министерство информационных технологий на данном этапе не в состоянии. Чтобы стимулировать работу министерства по аккредитации таких компаний, инициативная группа предложила вернуться к вопросу о введении спецрежима. Причем депутаты предлагают значительно расширить список IT-компаний, которые смогут им воспользоваться.
Согласно предложениям, подготовленным ко второму чтению, на новый спецрежим перейдут российские компании, которые разрабатывают и реализуют программы для ЭВМ и баз данных, а также оказывают сопутствующие услуги. Как и в первом варианте законопроекта, в документе, подготовленном ко второму чтению, предполагается, что IT-компании должны будут получить госаккредитацию. В то же время порог для перехода на спецрежим значительно снижен. Доля дохода компаний от данной деятельности должна быть не менее 70% (в том числе от иностранцев - не менее 55%). Раньше аналогичные показатели составляли 90 и 70% соответственно. Планка для показателя среднесписочной численности работников снижена с 50 до 20 человек.
В новую редакцию законопроекта также включены ограничения по видам деятельности. Так, перейти на спецрежим не смогут фирмы, которые производят и реализуют подакцизные товары, добывают и продают полезные ископаемые, перепродают товары, а также те, кто сдает в аренду недвижимое имущество и транспортные средства.
Объект налогообложения "доходы минус расходы" депутаты предлагают заменить объектом "доходы" (налоговая ставка не меняется - 6%). Налог на прибыль, налог на имущество организаций, ЕСН и НДС (кроме подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) IT-компании уплачивать не будут. Ранее принятые льготы по ЕСН для таких компаний разработчики проекта предлагают исключить из Налогового кодекса.
Парламентарии хотели бы ввести новый спецрежим с 2009 года. Но их позицию не разделяет Правительство РФ. Как отметил заместитель руководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин, расходы на оплату труда - наиболее затратная часть для организаций, работающих в сфере информационных технологий. Веденная в 2006 году льгота по ЕСН позволяет значительно сократить затраты таких организаций. Внимание сейчас нужно уделить тому, как сделать ее действенной.
Представитель Минфина России считает, что предложения о введении нового спецрежима, также предусматривающие аккредитацию организаций, не решают основной проблемы. Кроме того, правительство не видит необходимости вводить режим, который практически повторяет уже действующую упрощенную систему налогообложения.
Решать судьбу нового спецрежима депутаты будут на одном из ближайших пленарных заседаний. Скорее всего проект не пройдет второе чтение. Как показывает практика, парламентское большинство не принимает законов, не поддержанных правительством.
Об отмене ККТ, налогах при банкротстве и контроле биоресурсов
На рассмотрении в Госдуме находится несколько законопроектов, которые освобождают от применения ККТ плательщиков ЕНВД. При условии, что последние будут выдавать покупателям документы, подтверждающие оплату приобретенных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Споры об освобождении малого бизнеса от обязанности применять дорогостоящие кассовые аппараты ведутся на протяжении нескольких лет. Последовательным проводником подобной идеи является Минэкономразвития России. По его данным, малый бизнес вынужден ежегодно тратить на содержание ККТ около 20 млрд. руб. Такая нагрузка непомерна для рядовых предпринимателей. Но вероятность того, что какой-нибудь из законопроектов будет принят, невысока. Против этой идеи активно выступают и Минфин, и ФНС России.
Причины две. Во-первых, без ККТ налоговым органам будет трудно отследить наличный оборот в сфере розничной торговли. Во-вторых, именно данные кассового аппарата отражают реальное положение дел в той или иной сфере деятельности и позволяют корректировать базовые показатели доходности. Пострадают от отмены ККТ и производители кассовых аппаратов. Они лишатся более половины основного рынка сбыта своей продукции.
Правительственный законопроект, который согласовывает законодательство о банкротстве с нормами Налогового кодекса, также будет рассмотрен в осеннюю сессию. Представляя проект в первом чтении, замминистра экономического развития и торговли А.В. Шаронов объяснил, что документ предусматривает исключение требования о соответствии графика погашения задолженности в ходе финансового оздоровления требованиям законодательства о налогах и сборах. В проекте также определены основания для предоставления отсрочки или рассрочки на один год по уплате налогов и сборов при заключении мирового соглашения.
Ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов (за исключением морских млекопитающих) будет корректировать законопроект, который проходит второе чтение. Председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления В.С. Мокрый пояснил, что поправки обеспечат более полное освоение водных биоресурсов и позволят увеличить поступления в федеральный бюджет и региональные бюджеты. Законопроект также уточняет порядок уплаты сборов. В частности, установлено, что налоговым периодом для плательщиков сборов за пользование объектами водных биоресурсов является квартал, а сумма сбора за отчетный налоговый период уплачивается до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Размер декретных увеличат
Прошел первое чтение законопроект о внесении изменений в бюджет Фонда социального страхования на 2007 год. В соответствии с проектом с 1 сентября 2007 года увеличивается максимальный размер пособия по беременности и родам с 16 125 до 23 400 руб. в месяц. Документ разработан в целях реализации постановления Конституционного суда РФ от 22.03.2007 N 4-П. В нем суд признал норму о максимальном размере пособия по беременности и родам, установленную в федеральных законах о бюджете ФСС России на 2002-2007 годы, не соответствующей Конституции РФ.
По замыслу разработчиков предлагаемые изменения позволят максимально компенсировать заработок, утраченный женщинами в период отпуска по беременности и родам.
Другие актуальные изменения
В думском портфеле есть еще несколько законопроектов, которые не связаны с финансовыми вопросами, но могут оказать существенное влияние на деятельность компаний. Один из них - проект закона об официальном статистическом учете, который был одобрен депутатами на первом после летнего перерыва заседании. В документе закрепляется обязанность для бизнеса представлять в Росстат первичные статистические и административные данные, в том числе отнесенные к государственным и коммерческим тайнам.
По словам руководителя Росстата В.Л. Соколина, российская статистика существует вне надежного правового поля, поскольку не регулируется федеральным законом. Поэтому в новом документе раскрыто содержание целого ряда понятий в области официального статистического учета, регламентированы вопросы представления первичных статистических данных и их защиты от разглашения.
Еще один законопроект, который Госдума уже приняла в первом чтении, призван усовершенствовать механизмы разрешения корпоративных конфликтов. Проект вносит поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, КоАП РФ, а также в федеральные законы, регулирующие деятельность организаций.
Законопроект поможет исключить возможность "внешне законными средствами осуществлять так называемые корпоративные захваты". В частности, изменения в Арбитражный процессуальный кодекс уточняют перечень категорий корпоративных споров и дополняют данный перечень спорами, связанными с назначением (избранием), прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих (входивших) в состав органов управления и контроля юридического лица. Вводится норма о том, что все споры в отношении одной организации должны рассматриваться арбитражным судом по месту ее нахождения. В АПК РФ планируется закрепить обязанность извещать юридическое лицо о ведущихся в отношении него корпоративных спорах. Поправки в Налоговый кодекс уточняют размер госпошлины при подаче заявлений по корпоративным спорам (2000 руб.).
Председатель Комитета Госдумы по собственности В.С. Плескачевский отметил, что перед разработчиками стояла достаточно сложная задача - одновременно усовершенствовать механизмы защиты прав собственности и не воспрепятствовать при этом законным слияниям и поглощениям предприятий.
Интересный законопроект о мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства РФ, внесли в Госдуму члены одной из партий. Он устанавливает особый порядок оборота для аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ и баз данных на любых видах носителей, лекарственных средств, косметической и парфюмерной продукции, строительных материалов, автомобилей. Данные товары предлагается маркировать специальными марками со штрих-кодом или радиочастотными метками. Вся информация об операциях с товарами будет заноситься в специальные информационные базы данных.
Помимо этого депутаты предлагают вести лицензирование издательской и полиграфической деятельности, а также ужесточить ответственность за распространение и приобретение пиратских дисков. По мнению разработчиков проектов, это позволит решить проблему с пиратством в России.
Ко второму чтению депутаты подготовили законопроект о саморегулируемых организациях. Этот закон позволит бухгалтерским объединениям самостоятельно передавать на рассмотрение органам государственной власти предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики, участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов. В частности, бухгалтерские сообщества получат право самостоятельно разрабатывать положения по бухгалтерскому учету. Помимо этого такие объединения должны будут готовить правила и стандарты для своей деятельности, а также требования к членам сообщества.
Один из докладчиков по проекту В.С. Опекунов подчеркнул, что в представленном документе впервые сформулированы общие правовые основы для создания в России системы саморегулируемых организаций, построенной не на основе конфликта интересов, а на основе баланса интересов предпринимателя и государства. Такой подход, по его словам, является ключевым условием нынешнего этапа экономического развития государства.
Н.П. Епихин,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99