г. Саратов |
|
20 сентября 2012 г. |
Дело N А06-657/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пригаровой Н.Н.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Астрахани (ОГРН 1023000827255, ИНН 3015056724, 414000, Астраханская обл., Астрахань г., Калинина ул., 32),
на решение арбитражного суда Астраханской области от 05 июля 2012 года
по делу N А06-657/2012, (судья Блажнов Д.Н.),
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Астрахани (ОГРН 1023000827255, ИНН 3015056724, 414000, Астраханская обл., Астрахань г., Калинина ул., 32),
к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр развития молодежных инициатив" (ОГРН 1023000867669, ИНН 3015039180, 414000, Астрахань Город, Н.Качуевской Улица, 6б),
о взыскании 82 127 рублей,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Астрахани (далее - УПФ России в Кировском районе г. Астрахани, Управление, Пенсионный фонд) к муниципальному бюджетному учреждению "Центр развития молодежных инициатив" (далее - МБУ "Центр развития молодежных инициатив", Учреждение) о взыскании 82 127,00 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05 июля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
УПФ России в Кировском районе г. Астрахани не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, УПФ России в Кировском районе г. Астрахани проведена камеральная проверка представленного МБУ "Центр развития молодежных инициатив" 14.02.2011 расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования 9 месяцев 2010 года, результаты которой были зафиксированы в акте N 04001530002672 от 18.05.2011.
По результатам данной проверки Пенсионный фонд, на основании указанного акта поверки, вынес решение от 23.06.2011 N 04001511РК0002990 о привлечении МБУ "Центр развития молодежных инициатив" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в виде штрафа в сумме 82 127 руб.
Кроме того, УПФ России в Кировском районе г. Астрахани в адрес Учреждения было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 04001540053102 от 25.07.2011, которым МБУ "Центр развития молодежных инициатив" предлагалось уплатить сумму штрафа добровольно до 13.08.2011.
В связи с тем, что до настоящего времени Учреждением данное требование в добровольном порядке не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Управлением при привлечении Учреждения к ответственности были допущены существенные процессуальные нарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" МБУ "Центр развития молодежных инициатив" является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что расчётным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страхователь обязан своевременно представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и составления акта) предусмотрено, что Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Расчёт Учреждением представлен 14.02.2011, то есть с нарушением сроков.
Вместе с тем, судами обеих инстанций установлено, что Пенсионным фондом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к ответственности, выразившиеся в неизвещении Учреждения о дате рассмотрении материалов проверки.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно статье 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании части 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 4 часть 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма почтовый реестр
Именно на данную норму права ссылается Управление, указывая на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу о непредставлении расчета уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ со стороны Учреждения.
Однако при рассмотрении данного дела следует учитывать положения части 2 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которым руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Кроме того, частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При этом неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, только в том случае, если это лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Из материалов дела следует, что акт камеральной проверки от 18.05.2011 N 04001530002672 составлен Управлением в отсутствие представителя Учреждения, в акте отсутствуют как подпись представителя МБУ "Центр развития молодежных инициатив" о получении данного акта, так и отметка об отказе Учреждения от подписания акта.
Акт проверки и уведомления были отправлены по юридическому адресу МБУ "Центр развития молодежных инициатив", что соответствует реестрам заказной корреспонденции, но в адрес последнего не поступили, так как в материалах дела отсутствуют доказательства вручения почтовой корреспонденции Учреждению; и Пенсионный фонд, привлекая Учреждение к финансовой ответственности, не располагало подтверждением того, что МБУ "Центр развития молодежных инициатив" получило акт проверки и надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В подтверждение направления УПФ России в Кировском районе г. Астрахани в адрес Учреждения уведомления о дате рассмотрения акта камеральной проверки Пенсионным фондом представлен почтовый реестр, копия почтового уведомления о вручении корреспонденции.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что почтовый реестр, свидетельствующий о направлении Управлением Учреждению уведомления о месте и времени рассмотрения материалов проверки, не является надлежащим извещением Учреждения о месте и времени рассмотрения материалов проверки, поскольку не подтверждает факт получения МБУ "Центр развития молодежных инициатив" данного уведомления. На момент вынесения решения Пенсионный фонд не располагал сведениями о получении Учреждением уведомления о месте и времени рассмотрения материалов проверки. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Однако указанное обстоятельство само себе не свидетельствует о надлежащем извещении ответчика о дате рассмотрения акта камеральной проверки, поскольку положение о том, что направленное по почте заказным письмом уведомление о рассмотрении материалов проверки считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, применению не подлежит в силу отсутствия такового в Законе N 212-ФЗ (Постановление ФАС Поволжского округа от 10.03.2009 г. N А55-10402/2008, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.05.2012 г. N А53-23541/2011).
Вопреки определению Арбитражного суда Астраханской области от 07.06.2012 Управлением не представлены доказательства извещения Учреждения о подписания акта проверки и доказательства получения МБУ "Центр развития молодежных инициатив" извещения о рассмотрении материалов проверки.
Суд апелляционной инстанции считает, что допущенные УПФ России в Кировском районе г. Астрахани нарушения процедуры привлечения Учреждения к ответственности являются существенными, поскольку МБУ "Центр развития молодежных инициатив" не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Федерального закона N 212-ФЗ.
Допущенные Пенсионным фондом процессуальные нарушения дают основания считать решение от 23.06.2011 N 04001511РК0002990 незаконным, так как факт уклонения Учреждения от получения акта проверки и факт его получения заказным письмом Управлением не доказаны.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Апелляционную жалобу УПФ России в Кировском районе г. Астрахани следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Астраханской области от 05 июля 2012 года по делу N А06-657/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Н. Пригарова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-657/2012
Истец: УПФР в Кировском районе г. Астрахани
Ответчик: МУ "Центр развития молодежных инициатив", Муниципальное учреждение "Центр развития молодежных инициатив"