г. Саратов |
|
21 сентября 2012 г. |
Дело N А12-8226/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тертышникова Виталия Владимировича (Волгоградская область, г.Волжский)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "26" июня 2012 года по делу N А12-8226/2012 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Тертышникова Виталия Владимировича (Волгоградская область, г.Волжский),
заинтересованные лица:
филиал N 8 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (404130, Волгоградская область, г.Волжский, пр.Ленина, д.1),
Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (400131, г.Волгоград, ул.Донецкая, д.16, ОГРН 1023403435637, ИНН 3444050993)
о признании незаконным решения N 1025 от 06.03.2012 в части,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тертышников Виталий Владимирович (далее - Тертышников В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения филиала N 8 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - филиал) от 06.03.2012 N 1025 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 138 355, 34 рублей; об обязании филиала выделить Тертышникову В.В. средства на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 138 355, 34 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2012 предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Тертышников В.В., не согласившись с вынесенным решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.09.2011 предпринимателем принята на работу на должность финансового директора по совместительству Дворяк Анну Ивановну (далее - Дворяк А.И.) с должностным окладом 35 000 руб.
Через три месяца Дворяк А.И. ушла в отпуск по беременности и родам, предоставив к оплате листок нетрудоспособности на период с 28.12.2011 по 15.05.2012. По указанному листку нетрудоспособности страхователем начислено пособие по беременности и родам в размере 175 389,20 руб. Пособие рассчитано исходя из среднего дневного заработка работника в размере 1 252,78 руб. При исчислении пособия страхователь по заявлению работника использовал порядок расчета, действовавший до 01.01.2011, т.е. учитывалась заработная плата работника за фактически отработанное время у Тертышникова В.В.
В дальнейшем страхователь обратился в филиал N 8 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) с заявлением о возмещении средств на выплату пособия по временной нетрудоспособности и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 157 511, 34 руб.
Фондом проведена камеральная проверка документов, представленных страхователем. Результаты проверки зафиксированы в акте от 03.02.2012 N 1025.
Решением Фонда от 06.03.2012 N 1025 страхователю частично возмещены расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 19 156,34 руб., в том числе, 18 717,47 руб. - пособие по беременности и родам, 438,87 руб. - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности. Фондом отказано в возмещении понесенных страхователем расходов в сумме 138 355 руб.
Расчет пособия по беременности и родам Дворяк А.И. произведен Фондом исходя из минимального размера оплаты труда - 4 611 руб., установленного действующим законодательством на день наступления страхового случая, т.е. 28.12.2011.
Не согласившись с решением фонда в части отказа в возмещении предпринимателю 138 355 руб., предприниматель обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что предприниматель злоупотребил своим правом на возмещении понесенных расходов на цели обязательного социального страхования.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что штатное расписание о введении должности финансового директора утверждено Тертышниковым В.В. за один день до принятия Дворяк А.И. на работу. До этого времени у предпринимателя отсутствовало штатное расписание и должность финансового директора. Хозяйственную деятельность предприниматель вел самостоятельно без привлечения наемных работников.
После ухода Дворяк А.И. в отпуск по беременности и родам и на момент рассмотрения дела в арбитражном суде должность финансового директора вакантна.
Финансовый директор Дворяк А.И. на условиях совместительства отработала у ИП Тертышникова В.В. в октябре 2011 года - 4 дня (начислена заработная плата в размере 7 166,67 руб.), в ноябре 2011 года - 4 дня (начислена заработная плата в размере 7 866,67 руб.), в декабре 2011 года - 4 дня (начислена заработная плата в размере 7 590,70 руб.). Остальное время Дворяк А.И. находилась в отпуске без сохранения заработной платы.
В статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ от 16.07.1999) указано, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Пунктом 2 статьи 6 названного закона установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены виды государственных пособий, в том числе пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) установлено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Статьей 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (ред. от 25.02.2011) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ) установлено, что положения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3 Закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12. 2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07. 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя.
Согласно частям 1, 4 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения; в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщики имеют право: при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая; проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из указанной нормы и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Из указанного следует, что субъект предпринимательской деятельности самостоятельно определяет виды и направления своей деятельности, осуществляет прием на работу требуемых ему специалистов и решает вопрос о размере их заработной платы, однако она должна быть реальной, и подтверждена документально.
Факт наступления страхового случая подтвержден материалами дела.
Суд первой инстанции оценив доказательства, представленные в материалы дела, пришёл к обоснованному выводу, что прием на работу Дворяк А.И. на должность финансового директора не был обусловлен производственной необходимостью. При этом отсутствует экономическая целесообразность установления финансовому директору Дворяк А.И. заработной платы в размере 35 000 руб. при работе при совместительству (при этом заработная плата бухгалтера и администратора за полностью отработанный месяц при полной ставе составляла 10 000 руб.).
С учетом вышеизложенного требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 12 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по апелляционной жалобе в случае оспаривания ненормативного акта налогового органа составляет для него 100 руб.
Принимая во внимание то, что в удовлетворении жалобы предпринимателю отказано, с него в порядке статьей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию госпошлина в размере 100 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2012 года по делу N А12-8226/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Тертышникова Виталия Владимировича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8226/2012
Истец: ИП Тертышников В. В., представитель ИП Тертышникова В. В. Матвеева Ю. В.
Ответчик: Филиал N 8 Государственного учреждения Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ГУ ВРО ФСС РФ, ГУ-Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ