г. Томск |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А45-15791/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Кривошеина С.В., Усанина Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Смагин А.В. по доверенности от 06.02.2012;
от заинтересованного лица: Федорова С.А.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г.Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Федоровой Светланы Александровны
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.06.2012
по делу N А45-15791/2012 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Государственного учреждения Новосибирского регионально отделения Фонда социального страхования к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному району г. Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Федоровой Светлане Александровне
о признании недействительным постановления от 30.03.2012,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования (филиал N 1) (далее - Фонд социального страхования, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г. Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Федоровой Светланы Александровны (далее - судебный пристав-исполнитель, апеллянт) от 30.03.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Решением суда от 18.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, судебный пристав-исполнитель обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд социального страхования возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на её удовлетворении, представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29.03.2012 Государственным учреждением - Новосибирского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) на принудительное исполнение в отдел судебных приставов по Центральному району г.Новосибирска было предъявлено постановление N740 от 26.03.2012 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование в отношении ООО "Продиндустрия".
К постановлению было приложено заявление от 26.03.3012 N 08-02/01/2985, в котором указывалось на отсутствие данных о расчетном счете должника, а также о наложении ареста на имущество должника.
30.03.2012 судебным приставом-исполнителем Федоровой С.А. было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В обоснование отказа в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указал пункт 4 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - несоответствие представленного документа положениям пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Не согласившись с данным постановлением Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что основания для отказа в возбуждении исполнительного производства отсутствовали, Фондом соблюдены требования Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" и Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2010 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
Часть 14 статьи 19 данного закона устанавливает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Статья 20 Федерального закона N 212-ФЗ в части 2 предусматривает, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 7 статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Таким образом, в силу изложенных норм Федерального закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов принудительное взыскание страховых взносов производится судебным приставом-исполнителем на основании поступившего к нему постановления органа Фонда социального страхования о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
Пункт 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве относит к исполнительным документам, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Из данных норм следует, что акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае приложения к ним документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
При отсутствии таких документов, акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе постановление органа Фонда социального страхования о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, не могут признаваться исполнительным документов, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю.
При этом, суд апелляционной инстанции, исходя из системного толкования приведенных норм Федерального закона N 212-ФЗ о том, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается не только при отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах плательщика в банке, но и при отсутствии открытых счетов в банках, и Закона об исполнительном производстве, считает, что при отсутствии у организации счетов в банках, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств являются исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, только если к ним приложен документ, подтверждающий отсутствие у организации открытых счетов в банке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что к постановлению о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование было приложено заявление от 26.03.3012 N 08-02/01/2985, в котором указывалось на отсутствие у заявителя данных о расчетном счете должника.
Однако данное заявление не может быть принято в качестве документа, подтверждающего отсутствие у должника расчетных счетов.
Доказательств того, что Фондом социального страхования принимались какие-либо меры для получения необходимых ему сведений для осуществления непосредственных функций, в том числе и от налогового органа, в материалах дела нет.
Изложенное свидетельствует о том, что при обращении с заявлением о возбуждении исполнительного производства органом Фонда социального страхования не было представлено документального подтверждения проведения действий по обращению взыскания на денежные средства плательщика страховых взносов, не приложено инкассовых поручений, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета ООО "Продиндустрия", о неисполнении требований Фонда в связи с отсутствием на его счетах денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований и, кроме того, не представлено сведений об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов ООО "Продиндустрия", на которые могло быть обращено взыскание.
Доказательства отсутствия возможности запросить у налогового органа сведения о юридическом лице - ООО "Продиндустрия" и представления сведений об отсутствии в банках счетов должника на момент предъявления постановления судебному приставу-исполнителю отсутствуют в материалах дела.
При изложенных обстоятельствах выводы суда о том, что исполнительный документ и приложенные к нему документы отвечали требованиям действующего законодательства, являются необоснованными.
Согласно пункт 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Соответственно, постановление органа Фонда социального страхования о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, к которому не приложены указанные в пункте 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве документы (сведения об отсутствии у плательщика страховых взносов счетов а банках), является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Как отмечает суд апелляционной инстанции в настоящее время правом обращать взыскание по недоимкам, пеням и штрафам на иное имущество должников - организаций и индивидуальных предпринимателей обладают следующие контролирующие органы: налоговые и таможенные органы, органы ПФР, ФСС России, такое право предоставлено также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, что следует из статьи 47 НК РФ, статьи 158 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации от 27.11.2010 N 311-ФЗ, статьи 20 Закона N 212-ФЗ, части 13 статьи 25, пункта 4 части 8 статьи 33 и пункта 5 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Суд первой инстанции, указывая на специальный характер Закона N 212-ФЗ по отношению к Закону об исполнительном производстве в части особенностей порядка исполнения постановления органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика не обосновал указанную позицию со ссылкой на нормы права.
Поскольку как указывалось выше пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительными документами являются "акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований", то значит, акты органов, осуществляющих контрольные функции (далее - контролирующих органов), о взыскании денежных средств без приложения указанных документов или без представления доказательств об отсутствии информации о счетах должника не являются исполнительными документами и, следовательно, не должны приниматься к принудительному исполнению судебными приставами-исполнителями и другими должностными лицами службы судебных приставов.
Несмотря на то, что Закон об исполнительном производстве не уточнил, какие именно документы должны быть приложены к акту контролирующего органа, их характер, реквизиты и принадлежность, еще во время действия Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (подп. 5 пункта 1 статьи 7), имевшего такую же норму, этот недостаток частично был восполнен Минюстом России совместно с существовавшим в то время Министерством РФ по налогам и сборам и Фондом социального страхования РФ.
В двух разработанных Минюстом России и налоговым ведомством документах установлено, в частности, что постановление налогового органа должно направляться в службу судебных приставов с обязательным приложением ряда документов. В их числе - извещение банка о помещении расчетных документов о взыскании задолженности в картотеку с отметкой банка об их неоплате из-за отсутствия средств на счетах должника.
Представляется не лишним полностью привести требования этих документов: Постановление налогового органа направляется в службу судебных приставов сопроводительным письмом. Вместе с постановлением налоговый орган в обязательном порядке направляет:
- расшифровку задолженности налогоплательщика с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации. В случае последующего изменения реквизитов счетов либо кодов бюджетной классификации налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня изменений направить в службу судебных приставов уточненную расшифровку;
- перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, принятых налоговыми органами для обеспечения решения о взыскании налога или сбора в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса РФ.
В случае открытия налогоплательщиком счетов в банках и иных кредитных организациях после вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня получения таких сведений направить в службу судебных приставов соответствующую информацию;
- извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - приложение 23 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"... с отметкой банка "не оплачено из-за отсутствия средств на сч. N");
- имеющиеся у налогового органа сведения:
- об имуществе налогоплательщика-организации или налогового агента - организации (в т.ч. дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах, реализация которых, по мнению налогового органа, даст наибольший эффект, с приложением выписки из баланса должника по статьям актива, а также форм, отражающих расшифровку дебиторской задолженности;
- о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
- фактические адреса, телефоны головной организации и структурных подразделений;
- сведения о результатах мер по розыску налогоплательщика и его имущества, осуществленных правоохранительными органами по запросу налогового органа;
- сведения о наличии кассовых аппаратов и мест их установки.
Аналогичное требование о таком же извещении банка содержится и в документе, разработанном Минюстом России совместно с Фондом социального страхования России. Пункт 7 Порядка взаимодействия Фонда социального страхования Российской Федерации, его исполнительных органов и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России N 317, ФСС России N 280 от 10.12.2003, зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2003 N 5344).
01.01.2010 вступили в силу Закон N 212-ФЗ и Федеральный закон от 24.07.2009 N213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", разделившие налоговую и пенсионную реформы и заменившие единый социальный налог страховыми взносами. В связи с этим ПФР и ФССП России разработали и 21.01.2011 подписали Соглашение о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов (далее - Соглашение о взаимодействии). Указанным соглашением вновь была подтверждена необходимость приложения к постановлениям об обращении взысканий на иное имущество должников, направляемым в подразделения судебных приставов, извещений банков о помещении расчетных документов в картотеку с отметкой об их неоплате в связи с отсутствием средств; также было разъяснено, как взыскатель должен доказывать отсутствие информации о счетах должника.
Кроме того, распоряжением Правления ПФР от 14.04.2010 N 100р были утверждены Методические рекомендации по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пункте 2.5 которых также конкретно указано, какие документы должны быть приложены к направляемому судебному приставу-исполнителю постановлению, подтверждающие отсутствие или нехватку денежных средств на счетах должника или отсутствие информации об его счетах.
Указанное, по мнению суда апелляционной свидетельствует о необходимости единого подхода к порядку направления исполнительных документов, направляемых контролирующими органами (ПФР и ФСС в частности) в службу судебных приставов для взыскания недоимки по страховым взносам за счет имущества должника в принудительном порядке.
Оснований считать, что в данном случае подлежат применению положения пункта 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве не имеется, т.к. согласно пунктам 1, 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, пени, штрафы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.
Таким образом, для установления факта недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя контролирующему органу необходимо вынести решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При этом, действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления контролирующим органом действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов, а также пеней и штрафов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, одним из этапов которой является обязательное вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате этой недоимки.
Несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение безусловным образом влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности, но и с законностью процедур взыскания, применяемых контролирующим органом. Меры принудительного взыскания за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества страхователя представляют собой последовательные этапы единого процесса бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Однако как следует из материалов дела, заявителем на момент принятия постановления, предъявленного на исполнение судебному-приставу-исполнителю вопрос о наличии у должника счетов в банках и достаточности на счетах денежных средств не был исследован, в противном случае, соответствующие документы о наличии или отсутствии у должника счетов в банках могли быть приложены Фондом социального страхования в службу судебных приставов.
Следовательно, в связи с несоблюдением Фондом социального страхования порядка принудительного взыскания недоимки по страховым взносам за счет имущества должника, постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства от 30.03.2012 является законным, основания для признания его недействительным отсутствуют.
Указанный подход согласуется с позицией ВАС РФ, установленной в определении от 29.06.2012 N ВАС-7906/12 по делу N А59-4759/2011, а также окружного суда (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2012 по делу N А46-8723/2011).
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 18.06.2012 об удовлетворении заявленных Фондом социального страхования требований в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 июня 2012 года по делу N А45-15791/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Государственному учреждению Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования (филиал N 1) в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г. Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Федоровой Светланы Александровны от 30.03.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15791/2012
Истец: Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 3, ГУ-Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: СПИ ОСП по Центральному району УФССП по Новосибирской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, УФССП России по Новосибирской области
Третье лицо: Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Центральному району г. Новосибирска Федеровой С. А.