г. Вологда |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А05-2022/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НМНГ-МНА" Ильюшихина И.Н. по доверенности от 20.04.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Козлова Я.Е. по доверенности от 14.03.2012 N 2.2-02/01947, Кузнецовой С.П. по доверенности от 12.04.2012 N 22-02/02984,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июня 2012 года по делу N А05-2022/2012 (судья Максимова С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НМНГ-МНА" (ОГРН 1088383000452; далее - ООО "НМНГ-МНА", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042901604855; далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС N 4) о признании частично недействительными решения от 13.09.2011 N 1912 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 13.09.2011 N 314 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог), заявленной к возмещению, за исключением отказа в применении налоговых вычетов по счету-фактуре общества с ограниченной ответственностью "Нарьянмарнефтегаз" от 31.10.2011 N 14555 на сумму 3249 рублей 51 копейки.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 июня 2012 года по делу N А05-2022/2012 требования общества удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что полный пакет документов, подтверждающих совершение экспортных операций, представлен обществом только в 1 квартале 2011 года. Таким образом, право на предъявление НДС к вычету у ООО "НМНГ-МНА" по экспортным операциям возникло в 1 квартале 2011 года, следовательно, вычеты не могли быть заявлены в декларации за 4 квартал 2010 года.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "НМНГ-МНА" 14.04.2011 представило в МИФНС N 4 уточненную налоговую декларация по НДС за 4 квартал 2010 года, в которой сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, указана в сумме 14 762 350 рублей.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку общества на основе названной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 05.05.2011 N 397 14-18/1520 ДСП.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 28.07.2011 N 1706, исполняющий обязанности начальника налогового органа принял решение от 13.09.2011 N 314 об отказе обществу в возмещении НДС в сумме 14 762 350 рублей, решение от 13.09.2011 N 1912 о привлечении ООО "НМНГ-МНА" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 3 739 560 рублей 40 копеек, предложении уплатить недоимку по данному налогу в сумме 18 697 802 рублей, пени в сумме 487 558 рублей 25 копеек.
В порядке главы 19 НК РФ ООО "НМНГ-МНА" обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, которое решением от 17.11.2011 N 07-10/1/15195 отказало обществу в удовлетворении требований об отмене решений инспекции от 13.09.2011 N 314, 1912.
Общество обжаловало названные решения в арбитражный суд.
В оспариваемых решениях зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном включении в 4 квартале 2010 года в вычеты НДС, предъявленного контрагентом - обществом с ограниченной ответственностью "Лукойл-КОМИ" (далее - ООО "Лукойл-КОМИ) за услуги по добыче нефти, ее перекачке, транспортировке по межпромысловому нефтепроводу за октябрь-декабрь 2010 года, в последующем отгруженной на экспорт.
По утверждению инспекции, в рассматриваемом случае право на налоговые вычеты возникает в момент, когда собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Ввиду того, что реализации нефти на внутреннем рынке в 4 квартале 2010 года не производилось, включение НДС по вышеназванным услугам в вычеты в проверяемом налоговом периоде является неправомерным.
Данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В пункте 1 статьи 172 НК указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями для получения вычета НДС по товарам (работам, услугам) являются: факт приобретения товаров (работ, услуг), принятие приобретенных товаров на учет (оприходование); наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы НДС.
В подтверждение права на налоговые вычеты по НДС за 4 квартал 2010 года по внутреннему рынку общество представило необходимый пакет документов.
При этом не имеет правового значения тот факт, осуществлялась или нет реализация нефти на внутреннем рынке в 4 квартале 2010 года.
Пунктом 3 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
На основании пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Документы, указанные в статье 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения (пункт 10 статьи 165 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
Разделом 3 Учетной политики для целей налогообложения на 2010 год, утвержденной приказом ООО "НМНГ-МНА" от 31.12.2009 N 35 (далее - Учетная политика), определен порядок исчисления НДС.
В частности, пунктом 6 раздела 3 Учетной политики предусмотрено, что суммы НДС, относящиеся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, определяются в следующем порядке:
6.1. сумма НДС по приобретенным товарам (нефти, нефтепродуктам, газу и продуктам газопереработки), используемым при осуществлении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, определяется "прямым" методом, который заключается в том, что по каждой партии отгруженных за текущий период на экспорт товаров определяется сумма "входного" НДС,
6.2. сумма НДС, предъявленная поставщиками услуг, связанных с реализацией товаров на экспорт, определяется "прямым" методом, который заключается в том, что по каждой партии экспортируемого товара определяется сумма "входного" НДС по указанным услугам, относящимся к данной партии товара. В случае невозможности применения "прямого" метода определения "входного" НДС по услугам, относящимся к экспортным операциям, сумма НДС, относящаяся к конкретному "исходящему" счету-фактуре определяется "расчетным" методом, путем умножения суммы НДС по услугам, связанным с реализацией экспортных товаров на соотношение количества товара по конкретному "исходящему" счету-фактуре к общему количеству отгруженного на экспорт в текущем периоде товара по всем "исходящим" счетам-фактурам.
Как правильно указал, суд первой инстанции, поскольку реализации нефти на экспорт в проверяемом периоде (4 квартале 2010 года) не было, оснований для применения пункта 6.2 Учетной политики не имелось.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Восстановление сумм НДС в налоговых декларациях, в которых подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, НК РФ не предусматривает. Статья 170 НК РФ на такие случаи не распространяется.
В оспариваемом решении налоговый орган зафиксировал, что 20.04.2011 обществом представлена налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2011 года, в которой заявлена экспортная выручка по отгрузке нефти, услуги по добыче и транспортировке которой оказаны обществу в 4 квартале 2010 года, а также налоговые вычеты по экспортным операциям. Решением от 22.07.2011 N 272 заявленная к возмещению сумма НДС признана подлежащей возврату.
Кроме того, общество в уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2011 года, представленной в инспекцию 04.06.2012, восстановило НДС, заявленный к вычету в декларации за 4 квартал 2010 года.
Таким образом, потерь бюджета не допущено, двойное возмещение НДС отсутствует.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июня 2012 года по делу N А05-2022/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2022/2012
Истец: ООО "НМНГ-МНА"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7766/12
20.12.2012 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-2022/12
13.09.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6433/12
20.06.2012 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-2022/12