г. Киров |
|
18 сентября 2012 г. |
Дело N А28-5296/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика: Черезовой Е.П., действующей на основании доверенности от 17.09.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2012 по делу N А28-5296/2012, принятое судом в составе судьи Вылегжаниной С.В.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
(ИНН: 4345211049, ОГРН: 1074345054090)
к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Марика"
(ИНН: 4348016864, ОГРН: 1024301348004),
о взыскании штрафных санкций в размере 11362,90 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (далее - Управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Марика" (далее - Общество, страхователь) о взыскании штрафных санкций в размере 11362,90 руб., за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Принимая решение от 13.07.2012 о частичном удовлетворении требований Управления, Арбитражный суд Кировской области размер финансовых санкций, подлежащих взысканию с Общества, уменьшил до 2840,72 руб. со ссылкой на статью 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Управление с принятым решением суда в части снижения размера финансовых санкций не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит в указанной части решение суда отменить и взыскать с Общества финансовые санкции в полном размере.
По мнению заявителя жалобы, у суда первой инстанции не было оснований для снижения штрафных санкций, поскольку снижение штрафа в 4 раза является несоразмерным допущенному правонарушению и ведет к нарушению принципа справедливости.
То обстоятельство, что правонарушение было совершено Обществом впервые, не может быть признано смягчающим обстоятельством, т.к. такое обстоятельство является обстоятельством, не отягчающим ответственность виновного лица.
Также, по мнению Управления, не может признаваться обстоятельством, смягчающим вину страхователя, совершение правонарушения неумышленно, т.к. совершение правонарушения по неосторожности является одной из форм вины.
Отсутствие ущерба от допущенного Обществом нарушения не может признаваться смягчающим вину обстоятельством, поскольку вмененный страхователю состав правонарушения не поставлен в зависимость от наступления каких-либо материальных последствий. Невыполнение страхователем предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанности и осознание практически полной безнаказанности (штраф уменьшен до крайне незначительной для юридического лица суммы), ставит под угрозу охраняемые общественные отношения по контролю за своевременным и правильным представлением сведений, что способствует, по мнению заявителя жалобы, возникновению у субъектов данных отношений крайне пренебрежительного отношения к охраняемым нормам и вменяемым им обязанностям.
Апеллянт указывает, что создание условий, в которых участники системы обязательного пенсионного страхования игнорируют требования закона, осознавая свою безнаказанность, ставят под угрозу осуществление гарантированных государством социальных обязательств.
С учетом изложенного, Управление считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой им части подлежит отмене, поскольку принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также без учета фактических обстоятельств по рассматриваемому спору.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество возражает против изложенных в ней доводов, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Управления.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества поддержала свою позицию по спору, представила документ (копию платежного поручения N 434 от 31.07.2012) об уплате финансовой санкции в сумме 2 840 рублей 72 копейки.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом был нарушен срок для представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 9 месяцев 2011, что послужило основанием для начисления страхователю финансовых санкций в размере 11362,90 руб.
В связи с неуплатой Обществом в установленный в требовании от 13.02.2012 срок для добровольной уплаты штрафа (12.03.2012), Управление обратилось за взысканием финансовых санкций в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", пришел к выводу об обоснованности требований Управления. Однако, оценив представленные в материалы дела документы и обстоятельства допущенного нарушения, посчитал, что имеются основания для уменьшения взыскиваемых финансовых санкций до 2840,72 руб.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, выслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статьям 6 и 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) Общество зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) Общество предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет следующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; сумму заработка, на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), которым, в частности, регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Перечень обстоятельств является открытым.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (пункт 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением проведена проверка своевременности представления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 9 месяцев 2011. Факт допущенного Обществом нарушения зафиксирован в акте проверки от 01.12.2011 N 809.
13.01.2012 Управлением принято решение N 809 о привлечении Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 11362,90 руб. При этом в названном решении Управление указало, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность Общества за совершение данного нарушения, им не выявлено.
13.02.2012 Управлением в адрес Общества было направлено требование с предложением добровольно в срок до 12.03.2012 уплатить начисленные ему штрафные санкции.
В данном случае суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Общество своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнило, и, соответственно, к страхователю обоснованно были применены финансовые санкции.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что:
- правонарушение совершено Обществом впервые и неумышленно,
- допущенное страхователем нарушение не повлекло за собой неблагоприятных правовых последствий в виде причинения ущерба бюджету,
- допущенное нарушение устранено Обществом самостоятельно.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно признал их в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность.
В данном случае суд апелляционной инстанции считает, что признание судом первой инстанции перечисленных выше обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа до 2840,72 руб. является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит, в связи с чем признаются несостоятельными доводы Управления о несоразмерности допущенному Обществом нарушению снижение размера штрафа в 4 раза и о том, что во вменяемом Обществу составе правонарушения не предусмотрено наступление каких-либо материальных последствий. При этом заявитель жалобы полагает, что угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении страхователя к исполнению своих обязанностей.
Между тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что доказательств недобросовестного поведения и явного пренебрежения Обществом своих обязанностей в качестве страхователя, Управлением в материалы дела не представлено.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции в обжалуемой Управлением части законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2012 по делу N А28-5296/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (ИНН: 4345211049, ОГРН: 1074345054090) в указанной части - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5296/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
Ответчик: ООО фирма "Марика"