г. Челябинск |
|
20 сентября 2012 г. |
Дело N А07-9015/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Ермолаевой Л.П., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2012 по делу N А07-9015/2011 (судья Масалимов А.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
Правительства Республики Башкортостан - Ступин С.П. (доверенность от 15.12.2010);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - Валиахметова Э.К. (доверенность от 04.09.2012 N 433-д).
Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества, ответчик) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 203 451 кв. м, по адресу: Республики Башкортостан, город Уфа, Кировский район, номер объекта: 02:55:040167:127, относящийся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли общего пользования; восстановлении положения земельного участка общей площадью 203 451 кв. м, по адресу: Республики Башкортостан, город Уфа, Кировский район, номер объекта: 02:55:040167: 127, существовавшее до проведения регистрации права собственности Российской Федерации (с учетом уточнения истцом предмета заявленных требований, принятого арбитражным судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 2, л. д. 29-33).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее также третьи лица) (т. 1, л. д. 1-2).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также третье лицо) (т. 1, л. д. 131-132).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее также третье лицо) (т. 2, л. д. 24-25).
Решением суда первой инстанции от 06.07.2012 (резолютивная часть объявлена 05.07.2012) в удовлетворении исковых требований отказано.
С принятым решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Правительство (далее также - податель жалобы) просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что из представленных в материалы дела документов, а именно копии кадастровой выписки и копии свидетельства о праве собственности, соответствующих пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, видно, что спорный земельный участок относится к категории "земли населенных пунктов". Однако суд первой инстанции, ссылаясь на план лесонасаждений Уфимского лесничества Бельского лесхоза от 1996 года, который не относится к документам, указанным в пункте 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, делает вывод о том, что спорный земельный участок относится к категории "земли лесного фонда", что, по мнению истца, является неверным.
Как отмечает податель жалобы, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации допускается нахождение леса не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. В данном случае лес располагается на участке, отнесенном к категории "земли населенных пунктов". К федеральной же собственности относятся только лесные участки в составе земель лесного фонда. Таким образом, право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в отсутствие правовых оснований.
Также судом ошибочно применен пункт 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
От ответчика и третьих лиц письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителей подателя жалобы и ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
На вопросы суда пояснил, что в качестве обстоятельств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок не мог относиться к федеральной собственности, истец указывает на распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 N 762-р, а также на то, что с момента вступления в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года все леса, находящиеся в пределах городской черты, относятся к городским лесам.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов (земли общего пользования), общей площадью 203 451 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, кадастровый номер 02:55:04 01 67:127 (т. 1, л. д. 42).
Основанием для государственной регистрации в свидетельстве о регистрации указано постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и распоряжение ТУ Росимущества от 16.07.2010 N 418.
Правительство, полагая, что отсутствовали основания возникновения права собственности на указанный земельный участок у Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт нахождения спорного земельного участка в пределах городской черты не влечет изменение его категории с земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Принятие решения о переводе земельного участка лесного фонда в земли иных категорий является исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации. Однако, доказательств того, что Правительством Российской Федерации было принято решение о переводе спорного участка лесного фонда в категорию земель - земли поселений, либо делегировании указанных полномочий Правительству Республики Башкортостан не представлено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Свои требования в рамках настоящего дела истец обосновывает исключением спорного земельного из государственного лесного фонда распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 N 762-р (т. 1, л. д. 67-71).
Между тем, указанное распоряжение не может быть принято в качестве доказательства правомерного отнесения спорного участка к землям населенных пунктов.
Так, в соответствии с ранее действовавшими нормативными актами, регулирующими земельные отношения, к лесам общегосударственного значения (в составе лесов особого назначения) относились городские леса, что следует из статей 14, 37, 49 Лесного кодекса РСФСР 1923 года.
В соответствии со статьей 155 Земельного кодекса РСФСР 1922 года в состав государственных земельных имуществ не входят земли, находящиеся под лесами, горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр. Все эти земли находятся в управлении соответствующих ведомств на основании особых о том правил. По миновании надобности в означенных землях для специальных целей они поступают в состав государственных земельных имуществ.
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства СССР от 17.06.1977 единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников.
Спорный земельный участок находится в городской черте города Уфа.
Между тем, нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков, а является основанием для проведения процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, сам по себе факт нахождения спорного земельного участка в пределах городской черты не влечет за собой изменение его категории с земель лесного фонда в земли населенных пунктов, на что верно указал арбитражный суд первой инстанции.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.
Однако, доказательств того, что Правительством Российской Федерации было принято решение о переводе спорного участка лесного фонда в категорию земель - земли поселений, не представлено.
Довод истца о том, что с момента вступления в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года все леса, находящиеся в пределах городской черты, относятся к городским лесам и исключаются из земель лесного фонда (т. 1, л. д. 6), подлежит отклонению как основанный на неверном толковании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В нарушение изложенных норм истец не представил ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции доказательства того, что спорный земельный участок никогда не относился к землям лесного фона, а всегда находился в составе территории города Уфы (акты об установлении городской черты города Уфы).
При указанных обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для признания исковых требований истца обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.07.2012 по делу N А07-9015/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9015/2011
Истец: Правительство РБ, Правительство Республики Башкортостан
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан
Третье лицо: Администрация ГО г. Уфа РБ, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерство лесного хозяйства РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5627/13
26.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5627/13
14.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11910/12
20.09.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8760/12
06.07.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-9015/11