Особенности налогообложения при продаже работ и услуг в Казахстане
Предположим, что имеет место услуга, включающая в себя как саму услугу, так и товар. Пусть это будет разработка (моделирование) чего-либо (оборудования), дизайн-проект, поставка того, что смоделировано, а также его сборка.
В состав данной услуги входит: изучение клиента, изучение (анализ) осуществляемой им деятельности, разработка дизайн-проекта, подбор или разработка необходимого оборудования (товара), поставка и установка этого оборудования (товара).
Если представить этот договор как договор поставки, то получится, что в понятие поставки товара будет включен как сам товар, так и все, что сопутствует появлению этого товара и доведению его до состояния, пригодного к использованию.
Процедурами, действиями (но не услугами), сопутствующими выполнению данной услуги, являются:
изучение политики клиента, осуществляемой им деятельности;
установка (монтаж) оборудования.
В то же время установка оборудования может стать самостоятельной услугой, предусмотренной в основном договоре.
Таким образом, услуги, оказываемые по данному направлению, можно разделить на основные и сопутствующие. И в соответствии с "технологией" услуги на территорию Казахстана приходятся именно сопутствующие услуги (монтаж, установка).
Согласно подпункту "е" пункта 4 статьи 5 Конвенции об устранении двойного налогообложения, организация, основной вид деятельности которой (разработка, дизайн-проект оборудования) находится в России, а на территории Казахстана оказываются только сопутствующие услуги, - является резидентом России, и, следовательно, постоянное место деятельности российской организации (по основной услуге) находится в России, и в Казахстане постоянное учреждение не создается.
В то же время стоит подумать над комплектным договором, в котором будет как минимум три составные части:
разработка дизайн-проектов;
поставка товара;
монтаж оборудования.
Такая разбивка позволит избежать головной боли как у наших налоговых органов, так и у казахстанских. К чему приведет такая разбивка по налогу на прибыль:
по 1 и 3 части казахстанская организация-покупатель вынуждена будет недоплатить поставщику 20%;
по 2 части речь идет о продаже товара, или, как это именуется в Налоговом кодексе Казахстана, - внешнеторговая операция. Эта операция освобождена от удержания налога на прибыль.
Где уплачивается налог на прибыль. Резиденты и нерезиденты
По правилам седьмой статьи Конвенции, если на территории Республики Казахстан российская организация не создает представительства (постоянного учреждения), то весь налог на прибыль исчисляется и уплачивается в России.
Все было бы хорошо, но Налоговый кодекс Казахстана предусматривает иной подход к правилам уплаты налога на прибыль. И фактически независимо от того, создается или не создается на территории Казахстана постоянное учреждение, налог (или что-то вроде него) должен быть уплачен там.
Прежде чем объяснять дальше, следует остановиться на понятиях "резидент" и "нерезидент".
Если организация зарегистрирована в России, то она резидент России, в то же время для Казахстана она нерезидент.
И если покупателем российской организации является какое-либо лицо в Казахстане, то это значит следующее:
российская организация получает доход от источников за пределами РФ;
казахстанское лицо выплачивает доход нерезиденту;
нерезидент, получающий доход в другом государстве, подлежит особому контролю и налогообложению как в родном государстве (России), так и в неродном (Казахстане).
Кроме того, если покупателем чего-либо является лицо из другого государства (Казахстана) и факт покупки происходит на той территории, то считается, что реализация имеет место в том государстве (Казахстане).
В зависимости от условий соглашений между странами или местным законодательством такая деятельность может приводить к созданию постоянного учреждения (оно же представительство, место постоянной деятельности, место предпринимательской деятельности, место извлечения дохода и т.п.).
Факт создания постоянного учреждения устанавливается на основании либо международных соглашений, либо в соответствии с законодательством того государства, на территории которого такая деятельность осуществляется.
Между Россией и Казахстаном заключена Конвенция от 18.10.96 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход и капитал", и там таковые условия прописаны.
Создание постоянного учреждения
При каких же условиях российская организация создает в Казахстане постоянное учреждение?
В соответствии со статьей 5 Конвенции под постоянным учреждением понимается постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность.
По Конвенции (ст. 5) термин "постоянное учреждение (представительство)" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве.
Также термин "постоянное учреждение" включает следующие понятия:
строительную площадку, или строительный, монтажный или сборочный объект, или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, если только такая площадка или объект существуют в течение более 12 месяцев или такие услуги оказываются в течение более чем 12 месяцев;
оказание услуг, включая консультационные, оказываемые резидентами через служащих или другой персонал, нанятый резидентом для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) в пределах страны более чем 12 месяцев.
По Конвенции, если для работы на территории Казахстана будут наняты работники с целью выполнения тех же функций, что выполняются на территории России, и общая деятельность (контракты с организациями Казахстана) будет более года, это приведет к созданию постоянного представительства (подп. "в" п. 3 ст. 5 Конвенции).
Получается, что служащие или персонал, нанятый для этих целей, - это специально нанятые работники, в контракте с которыми или на основании каких-то еще сведений должно следовать, что их работа связана с деятельностью в Казахстане, а вот срок действия контрактов должен контролироваться по правилам НК РК.
По законодательству Казахстана, если нерезидент осуществляет постоянную деятельность (извлечение дохода) в Казахстане, он будет считаться резидентом РК, и, следовательно, все налоги будет уплачивать в полном объеме там.
Осуществление постоянной деятельности (извлечения дохода) на "налоговом языке" называется "постоянным учреждением".
По Налоговому кодексу Казахстана (ст. 177) постоянное место деятельности и образование постоянного учреждения несколько иные.
Так, постоянное учреждение включает как само место деятельности (место управления и место осуществления и управления деятельности по производству товаров, всей цепочки по продвижению товаров до момента их реализации), так и отдельные позиции, не связанные с товаром (например, реализация услуг).
Согласно статье 177 НК РК, оказание услуг на территории Казахстана непрерывно более 90 календарных дней в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в данном налоговом периоде, через служащих или персонал, нанятый для этих целей, приводит к образованию постоянного учреждения.
К образованию постоянного учреждения приводит заключение любого договора с кем-то, кто будет представлять интересы российской организации в Республике Казахстан, действовать или заключать от ее имени контракты (договоры, соглашения). И при этом сезонные перерывы в деятельности не приводят к ликвидации постоянного учреждения.
Уплата налога с доходов, получаемых в Республике Казахстан
Итак, при продаже чего-либо (кроме договора поставки товаров) в Казахстане российская организация либо создает там постоянное учреждение, либо не создает его.
Если постоянное учреждение создается:
российская организация становится налогоплательщиком в Казахстане и встает там на налоговый учет;
в Казахстане уплачиваются все налоги на прибыль (подоходный корпоративный налог и налог на чистый доход).
Если постоянное учреждение не создается:
российская организация в Казахстане на учет не встает;
получает свои доходы от источников - покупателей из Казахстана без удержания какого-либо налога (на прибыль), но особенности при этом возникают (они описаны ниже).
Налог с доходов при создании постоянного учреждения
По Налоговому кодексу Казахстана, даже если нерезидент и подпадает под создание постоянного учреждения в Казахстане, на налоговый учет в республике он может и не вставать (ст. 186 указанного Налогового кодекса).
Контроль за тем, что деятельность нерезидента привела к созданию постоянного учреждения, будет осуществляться через контрагентов - источников выплат доходов.
Так, если нерезидент создаст в РК постоянное учреждение, налог с получаемых доходов рассчитывается следующим образом.
Сначала определяется корпоративный подоходный налог (ст. 184 и 135 НК РК) по формуле:
(Доходы - Расходы) х 30% = корпоративный подоходный налог.
Затем исчисляется налог на чистый доход (ст. 185 и 135 НК РК) по формуле:
(Доходы - Корпоративный подоходный налог) х 15% = налог на чистый доход.
Итого сумма налога, подлежащего уплате в бюджет Казахстана по деятельности в республике, равна сумме корпоративного подоходного налога и налога на чистый доход.
Под доходами и расходами понимаются доходы и расходы, получаемые и осуществленные в Республике Казахстан. В расходы можно включать также все расходы, непосредственно связанные с получением доходов в Казахстане.
Если же нерезидент Казахстана, создавший постоянное учреждение, не встанет на налоговый учет, источник выплаты дохода должен будет удержать 20% от контрактной суммы как налог на доходы нерезидентов (ст. 186 НК РК)
Уплаченный в Казахстане налог может быть зачтен при уплате налога на прибыль в России (см. ниже).
Налоги при получении доходов от казахстанских источников без
создания постоянного учреждения
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан, если резидент РК выплачивает доход российской организации, российская организация получит не все по договору, а за минусом удержанного источником выплаты налога в размере 20% (подоходный налог нерезидента РК от источника выплаты - ст. 180 НК РК).
Это неправомерно и противоречит Конвенции, но казахстанский Налоговый кодекс именно так прописал правила игры, и повлиять на получаемую от казахстанских источников ситуацию невозможно.
В то же время в Налоговом кодексе Казахстана (для соблюдения правил приличия международных договоров) прописан порядок, при котором налог платится, но как бы возвращается.
Порядок получения дохода от покупателей в Казахстане российской организацией без уплаты там налога на прибыль (глава 31, ст. 198, 198-1 НК РК) таков.
Как только заключается договор на оказание услуг с резидентом РК (он же налоговый агент), с ним же и с одним из банков РК заключается тройственный договор об открытии условного банковского вклада и банк открывает банковский счет для налога на прибыль российской организации.
Сразу же после заключения такого договора резидент РК (налоговый агент) регистрирует договор в своей налоговой инспекции.
В момент оплаты услуг российской организации резидент РК (налоговый агент) 20% от причитающейся к уплате суммы перечисляет на банковский счет для уплаты налога на прибыль и сообщает об этом в свой налоговой орган, а 80% перечисляет за сами услуги.
В периоде, в котором имело место такая реализация, необходимо включить в состав расчета налоговой базы по налогу на прибыль всю сумму выручки из казахстанских источников, и, следовательно, придется заплатить налога на прибыль на территории РФ, т.е. отвлечь еще 24% от полученной суммы выручки.
Когда контракт закроется, российская организация подает заявление в налоговый орган Казахстана на возврат удержанной суммы налога.
В зависимости от результата рассмотрения вопроса о возврате налога он либо будет возвращен российской организации, либо будет окончательно уплачен в бюджет. Причем надо отметить, что за время "нахождения" налога на банковском счете на всю сумму будут начисляться банковские проценты. И их "судьба" будет соответствовать судьбе самого налога - либо их получит российская организация, либо бюджет Казахстана.
Налог вроде бы не уплачивается в Казахстане, так как деньги находятся на специальном банковском счете, а не в бюджете республики. Но и забрать их просто так нельзя.
Поскольку налог в Казахстане не уплачен, то его придется заплатить в России.
Кроме того, на условном банковском счете будут накапливаться проценты - доходы российской организации. Следовательно, с них также придется уплачивать налог на прибыль.
Расчет казахстанской стороны строится на общепринятых правилах уплаты и зачета налога. Правило таково: если в одном государстве налог уплачен, в другом государстве он зачитывается.
И именно этим продиктовано правило главы 27 и 28 НК РК, согласно которому у нерезидентов, получающих доходы от источников в Казахстане, должен быть удержан налог в размере 20% от контрактной суммы. Удерживать его должны покупатели - резиденты Казахстана.
Для покупателей это удобно. Да и российская организация не должна озадачиваться процедурой возврата налога.
Однако дело в том, что по правилам российского Налогового кодекса (ст. 7) налог будет считаться уплаченным за границей России только при соблюдении международных договоров.
И следовательно, удержанные и уплаченные казахстанскими источниками 20% не будут рассматриваться нашими налоговыми органами как факт уплаты налога. Да и статья 7 Конвенции требует уплаты налога на территории России.
Зачет налога при уплате налога на прибыль в России
При уплате налога на прибыль в Казахстане его можно зачесть при уплате налога на прибыль на территории РФ, что соответствует и конвенции между Россией и Казахстаном (ст. 23 Конвенции).
В соответствии со статьей 311 НК РФ необходимо будет выполнить следующие действия:
получить подтверждение от источника выплаты о том, что он уплатил сумму налога в бюджет (платежное поручение с отметкой банка и письмо). Подтверждение должно быть датировано тем же налоговым периодом, в котором уплачивается налог на прибыль в российский бюджет;
иметь в наличии подлинный контакт со всеми приложениями и всем, что подтверждает исполнение контракта;
вести раздельный учет доходов, полученных из источников в России и за ее пределами.
В декларации по налогу на прибыль (утв. приказом Минфина России от 07.02.06 N 24н по строке 240 листа 02 "Расчет налога на прибыль организаций" показывается уплаченная сумма налога (в пределах предельной суммы) с распределением этой суммы по бюджетам (строки 250 и 260).
Предельная сумма определяется в соответствии с требованием пункта 3 статьи 311 НК РФ. Наш Налоговый кодекс не позволяет вычитать налога больше, чем его должно было бы быть при расчете по правилам кодекса.
Расчет делается следующим образом: берем сумму дохода, полученного за пределами РФ, вычитаем все расходы, связанные с получением данного дохода, и разницу умножаем на 24%.
А теперь сравниваем полученную сумму налога с уплаченной суммой налога.
Если уплаченная сумма налога оказалась больше рассчитанной, то сумма превышения уплаченного налога над расчетным теряется (идет за счет чистой прибыли) и в зачет (и в налоговую декларацию) принимается расчетная сумма налога.
Если уплаченная сумма налога окажется меньше расчетной, то фактически уплаченная сумма принимается в зачет (отражается в налоговой декларации).
НДС
Продаваться будет:
реально сам товар (оборудование);
услуги по дизайну;
услуги по монтажу, сборке оборудования.
Если товар находится на территории РФ, то продажа его за границу РФ облагается НДС по ставке 0%.
Особенности в бухгалтерском и налоговом учете будут следующие.
Учет реализации товаров за границу должен быть организован отдельно. Отслеживаться должна каждая операция (сделка).
Под каждую сделку по реализации должен быть организован детальный учет соответствующих расходов (закупка оборудования, транспортные расходы).
Учитывая, что у организации будет реализация как по обычной ставке 18%, так и по ставке 0%, но при этом имеют место "общие" расходы (аренда офиса, зарплата административного персонала и т.д.), должен быть организован расчет НДС в составе общих расходов. И при наличии реализации по разным ставкам "общий" НДС должен распределяться в соответствии с объемом реализации.
При каждой реализации за границу в течение 180 дней должен быть собран комплект документов в соответствии со статьей 165 НК РФ. И в месяце, в котором будет собран полный комплект документов, необходимо в декларации "заявить" данную реализацию. Данная особенность вызвана тем, что нулевую ставку организация обязана подтвердить. Поэтому помимо декларации организация должна подать в налоговую инспекцию как саму декларацию, так и все документы, относящиеся к данной реализации. А учитывая, что сама реализация происходит по ставке 0%, но закупка оборудования осуществляется в России по ставке 18%, возникает то, что называется "возмещением" НДС из бюджета.
Следовательно, налоговые органы будут проверять обоснованность возмещения.
Согласно внутренним требованиям налоговых органов, при такой проверке проверяется вся цепочка продажи - от первичного продавца товара до факта пересечения товара границы РФ. И согласно данному требованию, налоговые органы рассылают запросы в налоговые органы по местонахождению организации - первичного продавца товара, а также в таможенные органы по месту пересечения границы.
Если товар (оборудование) производится за границей и перевозится непосредственно в Казахстан минуя завоз на территорию РФ, то данная операция будет считаться НДС - необлагаемой и НДС по данной операции исчисляться не будет.
Правда, в этом случае опять же возникнут особенности в ведении бухгалтерского учета. Так как реализация будет "облагаемая" и "необлагаемая", необходимо будет вести раздельный учет всех расходов и распределять "общие" расходы и НДС по ним на соответствующую реализацию (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Если товар поступает на территорию Казахстана, то по Налоговому кодексу Казахстана товар, поступаемый в республику через границу, подлежит обложению НДС (ст. 213 НК РФ). Ситуация очень похожа на российскую. Делается это для уравновешивания цен завозимых товаров, и товаров, производимых в республике.
Платить этот налог должен будет покупатель этого товара (ст. 207 НК РФ).
Таким образом, у российской организации - продавца независимо от условий поставки не возникает проблем с казахстанским таможенным НДС.
Теперь посмотрим, какая ситуация складывается при реализации услуг покупателям в Казахстане (покупатель услуг - казахстанская сторона). Так как покупателем услуг будет иностранная организация, то местом реализации будет не Россия (п. 1, 2 ст. 148 НК РФ). Следовательно, для российской организации это будет "необлагаемая" операция.
Последствия в налоговом учете те же, что и при "необлагаемой" операции по реализации товаров.
Однако при оплате услуг казахстанская сторона вынуждена будет недоплатить своему поставщику сумму НДС по потребленным услугам.
Так, в соответствии со статьей 221 НК РФ потребитель услуги должен включить себе в налоговую базу сумму дохода, подлежащую уплате по контракту. Вся контрактная стоимость становится базой по НДС.
Но: в статье 215 НК РФ дается определение места реализации услуг. Для нашего случая (наших услуг) местом их реализации (подп. 5 п. 2 данной статьи) является место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности лица, выполняющего работы (оказывающего услуги).
Вся предпринимательская деятельность российского продавца осуществляется в России, за исключением одной части услуг - сборки, монтажа оборудования.
Следуя данной логике, казахстанским НДС должна облагаться только стоимость монтажа.
Кроме того, в пункте 3 той же статьи говорится: "Если реализация товаров (работ, услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других основных товаров (работ, услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных товаров (работ, услуг)".
Монтаж является не чем иным, как сопутствующей услугой (работой) по отношению и к разработке проекта, и к поставке самого оборудования.
Местом реализации (местом деятельности) при разработке дизайн-проекта является территория России.
Местом реализации товара (п. 1 ст. 215), так как товар "родом" не из Казахстана, Казахстан не является. Следовательно, по сопутствующей услуге (работе) НДС не должен возникать.
Ставка НДС в Республике Казахстан на этот год составляет 14%. В последующие годы НДС будет снижаться.
Если все же НДС будет удерживаться покупателем услуг - казахстанской стороной, то российская организация недополучит по контракту сумму НДС. И следовательно, возникнут проблемы по валютному контролю.
Как один из вариантов выхода из положения (для целей валютного контроля), в контрактах стали делать следующую вставку в раздел ценообразования: цена контракта определена без учета косвенных налогов стран, резидентами которых являются поставщик (продавец, исполнитель) и покупатель (заказчик).
НДФЛ
Для разрешения этих вопросов необходимо руководствоваться Конвенцией между Правительством России и Правительством Казахстана об устранении двойного налогообложения от 18.10.96, а также статьей 207 НК РФ.
Рассмотрим порядок обложения доходов российского сотрудника.
В логике уплаты налога на доходы физических лиц заложены два принципа:
место источника дохода - из какой страны поступают доходы;
резидентство - количество дней в году нахождения человека в том или ином государстве.
В статье 15 Конвенции фактически установлен принцип резидентства уплаты налога. Это значит:
если физическое лицо находится на территории РФ не менее 183 дней в году и источник выплаты дохода российская организация, налог платится в России;
если физическое лицо находится на территории России менее 183 дней в году и источник выплаты дохода - российская организация, не имеющая на территории Казахстана постоянного учреждения, налог платится в России;
если физическое лицо находится на территории России менее 183 дней в году и источник выплаты дохода - российская организация, имеющая на территории Казахстана постоянное учреждение, налог платится в Казахстане, но засчитывается при уплате налога в России (ст. 15 Конвенции, ст. 232 НК РФ, ст. 142, 146, 176, 187, 187.1 НК РФ).
Если российская организация заключит трудовой договор с работником - гражданином Казахстана и:
российская организация не будет иметь постоянного учреждения в Казахстане;
российская организация будет выплачивать доход работнику;
работник основное время (более 183 календарных дней в году) будет проводить на территории Казахстана и выполнять работу там же, то подоходный налог будет уплачиваться следующим образом:
- на территории России российская организация (согласно ст. 207 НК РФ) будет рассчитывать и уплачивать НДФЛ по ставке 30%;
- на территории Казахстана налог не уплачивается (ст. 15 Конвенции и ст. 170 НК РФ). Тем не менее работник - резидент Казахстана в конце года должен подать декларацию (ст. 171 НК РФ) в налоговый орган Казахстана и отразить в ней данные полученные доходы.
Если российская организация заключит трудовой договор с работником - гражданином Казахстана и:
российская организация создаст в Казахстане постоянное учреждение;
через постоянное учреждение российская организация будет выплачивать доход работнику;
работник основное время (более 183 календарных дней в году) будет проводить на территории Казахстана и выполнять работу там же, подоходный налог будет уплачиваться следующим образом:
- на территории России российская организация, согласно статье 7 НК РФ и статье 15 Конвенции, налог исчислять и уплачивать не будет;
- на территории Казахстана постоянное учреждение будет являться налоговым агентом по уплате индивидуального подоходного налога с работника в порядке, установленном статьями 142, 146, 176, 187, 187.1 НК РФ. Ставка индивидуального подоходного налога в Казахстане - 10%. Из подлежащего уплате дохода разрешается производить вычеты (ст. 149 и 152 НК РФ). Уплата налога производится ежемесячно (до 20-го числа следующего месяца - ст. 147 НК РФ) исходя из предполагаемого годового сотрудника работника.
ЕСН
Плательщиком налога является то лицо, от кого работник получает доход.
И если источник выплаты дохода - российская организация, то независимо от того, кому осуществляется выплата - резиденту или нерезиденту (гражданину или не гражданину РФ) - ЕСН возникает у российской стороны (на территории России).
Составной частью социального налога в России являются взносы:
в фонды медицинского страхования;
Пенсионный фонд РФ;
ФСС России.
Помимо этого есть еще одна часть социального налога - страхование от несчастных случаев на производстве (травматизм).
В каких случаях доходы работников облагаются ЕСН
Обложение данным налогом иностранных граждан, заключивших трудовые договоры с российским организациями, закреплено и другими законодательными актами, действующими в данной сфере.
Независимо от того, находится работник - иностранный гражданин в России или работает за пределами Российской Федерации, если контракт с ним заключен от имени российской организации, социальные налоги уплачиваются в России. Это и есть принцип резидентства источника выплаты. Но к этому надо сразу добавить, что если российская организация создаст на территории того же Казахстана постоянное учреждение, то эта организация станет резидентом одновременно двух стран.
И по налоговому законодательству Казахстана, если на территории этой страны буду приниматься на работу работники или для работы там будут привлекаться специалисты как из России, так и из других стран, социальные налоги придется уплачивать и в Казахстане.
Льготы по уплате социальных налогов в России
При выплате доходов работникам при работе их в российской организации не облагаются отдельные доходы.
Согласно Федеральному закону от 15.12.01 N 167-ФЗ, если иностранный работник не находится на территории РФ (на него не оформлены - разрешение на временное пребывание, вид на жительство), то обязательному пенсионному страхованию он не подлежит.
Надо признать, что это показная льгота, так как реального уменьшения суммы налога для организации нет. Дело в том, что Пенсионный фонд рассматривается в России как "кошелек", из которого всем пенсионерам платится пенсия. А пополняться это "кошелек" должен за счет работодателей, и общая сумма поступления в кошелек (независимо от того, в какой "отдел") не должна быть ниже установленного размера (ст. 243 НК РФ - 20%).
Если с работником (россиянином или иностранцем) будет заключен не трудовой договор, а договор гражданско-правового характера, то не уплачиваются взносы в ФСС (п. 3 ст. 238 НК РФ) и "налог на травматизм" (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Таким образом, если работник - гражданин России, все социальные налоги уплачиваются в российский бюджет в полном объеме.
Если работник организации - не гражданин России и не пребывает в России, то за него не платятся страховые взносы в ПФ. Тем не менее сам социальный налог уплачивается в полном объеме.
Если же с работником (независимо от гражданства) заключен гражданско-правовой договор, не платится ФСС и налог на травматизм.
На территории Казахстана социальный налог (аналог нашего ЕСН) возникает только в случае создания там постоянного учреждения и выплаты через него доходов работникам (прием их на работу от имени учреждения, начисление им доходов, выплата доходов).
Следует отметить, что на территории Казахстана действует ограничение по привлечению на работу иностранцев - не граждан Казахстана.
С. Кузнецова,
генеральный директор "БК консалтинг"
"Практический бухгалтерский учет", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455