Комментарий к письму Минфина РФ
от 8 октября 2007 г. N 03-11-04/3/392
Опубликованный документ, без сомнения, порадует фирмы и предпринимателей, которые торгуют кулинарной продукцией. Разъяснения специалистов Минфина вносят долгожданную ясность в проблему налогообложения подобной деятельности. Речь идет о продажах на территории муниципальных образований, где введен "вмененный" режим в отношении услуг общественного питания.
Площадь или количество работников?
Кулинарная продукция и полуфабрикаты традиционно пользуются высоким спросом у населения. Поэтому неудивительно, что подобные товары предлагают все большее число представителей бизнеса. Как в специализированных помещениях, так и "по совместительству" - в заведениях общепита (столовых, кафе и т.п.) и в розничных магазинах. Однако неоспоримая выгода этой деятельности имеет и обратную сторону. Подчас довольно сложно решить, какие налоги следует с нее платить и каким образом их рассчитывать. В особенности если в кулинарном отделе или магазине организованы условия для потребления покупателями приобретенной продукции "на месте", то есть специально с этой целью установлены столики. Ситуация усугубляется и тем, что по данному вопросу на сегодняшний день нет прямых указаний в Налоговом кодексе, а также единства во мнениях ведомственных специалистов.
Согласно налоговому законодательству, услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга относятся к услугам общественного питания (ст. 346.27 НК РФ). Которые в свою очередь подлежат переводу на уплату ЕНВД. Причем в данном случае возможно применение "вмененки" по двум разным видам деятельности. В зависимости от того, обладает ли объект общепита залом обслуживания посетителей. Если такая площадь предусмотрена и не превышает 150 кв. м, то физическим показателем для расчета налога служит ее величина. Если нет, ЕНВД считают по показателю "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" (ст. 346.29 НК РФ). Однако в случае "кулинарно-потребительской" торговли этот простой алгоритм не помогает понять, как именно бизнесмен должен рассчитываться с бюджетом. Поскольку затруднение возникает уже при поиске ответа на вопрос о наличии или отсутствии зала обслуживания посетителей в точке общепита.
Мнения разделились
Итак, предположим, что рядом с кулинарным отделом для удобства покупателей и с целью их привлечения установлены столики, за которыми можно перекусить приобретенной продукцией. Ранее и финансовые, и налоговые специалисты придерживались мнения, что в этом случае торговлю изделиями кулинарии никак нельзя отнести к услугам общественного питания, оказываемым через объекты без зала обслуживания посетителей (см., например, письмо Минфина России от 26.10.2006 N 03-11-04/3/474, письмо УФНС России по Московской области от 07.02.2007 N 24-16/0106). То есть налог нужно считать по показателю площади такого зала. Причем финансисты указывали, что она должна быть выделена в инвентаризационных документах. Каким же образом поступать "кулинару", если такой участок обслуживания в бумагах не предусмотрен, оставалось неясным.
Возможно, именно поэтому работники Минфина впоследствии "подкорректировали" свою точку зрения. Так, в письме от 06.03.2007 N 03-11-04/3/63 они отметили, что отдел кулинарии, расположенный в кафе, будет считаться объектом общепита с залом обслуживания посетителей, только если такая площадь фигурирует в инвентаризационных документах. В противном случае показателем для расчета ЕНВД служит количество работников.
И, наконец, в опубликованном письме финансисты дали четкий ответ в этом же ключе о налогообложении специализированного магазина-кулинарии. Они указали, что сам факт установки столиков для покупателей еще не означает наличия зала обслуживания посетителей. Поскольку организация условий для потребления продукции - неотъемлемая часть "общепитовских" услуг согласно налоговому законодательству. Таким образом, если в документах на помещение "потребительская" площадь не выделена, "вмененный" налог считают по количеству работников. Независимо от наличия или отсутствия условий для питания в кулинарном магазине. То есть показатель площади нужно использовать только тогда, когда ее величина подтверждена документально.
Грядут перемены
Заметим, что столь полезные и долгожданные для "кулинаров" разъяснения останутся актуальными лишь до конца нынешнего года. Дело в том, что законодательный пробел относительно налогообложения отделов и магазинов кулинарии уже устранен. Соответствующие поправки в статью 346.27 Налогового кодекса, внесенные Законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ*(1), вступят в силу 1 января 2008 года. Согласно новому порядку, все "кулинарные" объекты общепита будут отнесены к объектам без зала обслуживания посетителей. Таким образом, ломать голову над выбором физического показателя ЕНВД фирмам и предпринимателям, ведущим такую деятельность, больше не придется.
А.П. Андреева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 22, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Глава 26.3 Налогового кодекса в редакции данного документа опубликована в "НА" N 12, 2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.