г. Санкт-Петербург |
|
19 сентября 2012 г. |
Дело N А56-71685/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Марченко Л.Н.
судей Лариной Т.С., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шайдаковым И.Е.
при участии:
от заявителя: Неделин А.А., доверенность от 30.12.2011
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8224/2012) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2012 по делу N А56-71685/2011 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Инженерная компания "МК"
о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 17, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованиями: признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - Инспекция N 12) по государственной регистрации изменения местонахождения общества с ограниченной ответственностью "Инженерная компания "МК" (ОГРН 1033500351500; далее - ООО "Инженерная компания "МК"), обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 15, регистрирующий орган) внести запись о признании недействительной государственной регистрации изменения местонахождения ООО "Инженерная компания "МК" (дело N А56-68668/2011).
Заявление Инспекции N 17 в отношении Инспекции N 15 по Санкт-Петербургу выделено в отдельное производство определением арбитражного суда от 28.12.2012 с присвоением номера дела А56-71685/2011.
Решением суда от 13.03.2012 отказано Инспекции N 17 в удовлетворении заявления об обязании Инспекции N 15 внести запись о признании недействительной государственной регистрации изменения местонахождения ООО "Инженерная компания "МК".
В апелляционной жалобе Инспекция N 17, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение от 13.03.2012 отменить и обязать Инспекцию N 15 внести запись о признании недействительной государственной регистрации изменения местонахождения ООО "Инженерная компания "МК".
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Инспекции N 17 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция N 15 о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещена, в судебное заседание своего представителя не направила, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы в ее отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, осудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По смыслу вышеуказанных норм, государственный орган вправе оспорить в судебном порядке ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) других органов, осуществляющих публичные полномочия, при условии, что эти решения (действия) противоречат закону и нарушают охраняемые законом права и интересы граждан, организаций либо иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем Инспекцией N 17 не указаны конкретные юридические либо физические лица, чьи охраняемые законом права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушаются записью о государственной регистрации ООО "Инженерная компания "МК" по адресу:195427, Санкт-Петербург, просп. Светлановский, дом 4, корп. 1, кв. 59.
Единственным лицом, заявившем требование о признании этой записи недействительной, является Инспекция N 17. Однако, приведенные в обоснование этого требования мотивы - невозможность осуществлять за обществом налоговый контроль - статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрены, поскольку данная функция налогового органа не относится к предпринимательской либо иной экономической деятельности. Для осуществления возложенных законом публичных функций налоговые органы наделены специальными полномочиями, реализовать которые в полной мере способны и обязаны, не прибегая к оспариванию решений о государственной регистрации юридических лиц.
В компетенцию налоговых органов и Инспекции N 17 в частности, не входит осуществление надзора за действиями регистрирующих органов и контроля достоверностью сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление Инспекции N 17 не отвечает интересам Федеральной налоговой службы России, представителями которой выступают налоговые органы, а преследует местнические цели отдельно взятой инспекции, основанные на ложном понимании интересов государственной службы.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона о регистрации записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Исключительный перечень таких документов применительно внесению изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, установлен нормами статьи 17, а порядок государственной регистрации - статьей 18 Закона о регистрации.
Вместе с тем, сведений о том, что Инспекция N 17 обращалась к регистрирующему органу с заявлением о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении местонахождения ООО "Инженерная компания "МК" с представлением необходимых документов и в удовлетворении просьбы было отказано, заявителем в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено.
Предусмотренных законом оснований для возложения на регистрирующий орган обязанности осуществлять действия по государственной регистрации заявителем не указано и из материалов дела не усматривается, а налоговый орган не является полномочным лицом по подаче такого рода заявлений в отношении ООО "Инженерная компания "МК".
Решение Инспекции N 12 о государственной регистрации изменения местонахождения общества недействительным не признано. Более того, в силу пункта третьего части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранение допущенных нарушений прав и интересов заявителя (применительно к настоящему спору - аннулирование внесенной в ЕГРЮЛ записи) является обязанностью того органа, осуществляющего публичные полномочия, которым такие нарушения допущены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ.
Следовательно, при отсутствии указанных оснований регистрирующий орган обязан произвести регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
По смыслу Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Таким образом, представление недостоверных сведений при государственной регистрации юридического лица и его реорганизации влечет иные правовые последствия, нежели указанные налоговым органом в рассматриваемом заявлении.
При таком положении довод инспекции N 17 о недостоверности информации относительно адреса местонахождения ООО Инженерная компания "МК" не является достаточным основанием для удовлетворения заявленного требования и возложения на Инспекцию N 15 обязанности осуществлять регистрационные действия.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Апелляционные доводы Инспекция N 17 не основаны на нормах права, в связи с чем не приняты судом апелляционной инстанции во внимание.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2012 по делу N А56-71685/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Марченко |
Судьи |
Т.С. Ларина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71685/2011
Истец: Межрайонная ИФНС России N17по Санкт-Петербургу
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N15 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Инженерная компания "МК", Семенов Александр Анатольевич