г. Томск |
|
18 сентября 2012 г. |
Дело N А27-9355/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2012 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Коробкова М.Ф. по доверенности от 15.03.2012 г. (на один год)
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 21 июня 2012 года по делу N А27-9355/2012 (судья Мишина И.В.)
по заявлению Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
к Администрации Кемеровского муниципального района, г.Кемерово
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка, изложенного в письме от 19.01.2012 г. N 323
УСТАНОВИЛ:
Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - заявитель, ДОСААФ России, организация) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Администрации Кемеровского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка под базу отдыха, площадью 15 070 +/- 214, 83 кв.м. по адресу: Кемеровский район, д. Городок, оформленного письмом от 19.01.2012 N 323.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие оснований у Администрации для отказа в принятии положительного решения о приватизации земельного участка и направлении заявителю проекта договора купли-продажи, просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.06.2012, требования удовлетворить, также полагает, что права ДОСААФ России на спорный земельный участок подлежали переоформлению по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ФЗN137); статьей 36 ЗК РФ не предусмотрено действие органа власти как "оставление заявления без рассмотрения", в связи с чем, ответ Администрации Кемеровского муниципального района N 323 от 19.01.2012 следует рассматривать как отказ в реализации законного права ДОСААФ России на приватизацию земельного участка.
В судебном заседании представитель организации поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, в суде первой инстанции, просит суд апелляционной инстанции обжалуемый судебный акт отменить.
Администрация Кемеровского муниципального района в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не представила, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, что соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие ее представителя при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.12.2011 ДОСААФ России обратилось в Администрацию Кемеровского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 15 070 +/- 214, 83 кв.м. с кадастровым номером 42:04:0216006:1, расположенного по адресу: Кемеровский район, д. Городок.
19.01.2012 Администрация, рассмотрев поступившее от организации заявление, направило в адрес заявителя письмо от 19.01.2012 N 323, в котором ДОСААФ России было отказано в рассмотрении по существу указанного заявления со ссылкой на многократное превышение площади испрашиваемого земельного участка площади, занятой объектами недвижимости, принадлежащими ДОСААФ России на праве собственности.
Полагая, что указанное письмо является решением администрации об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, нарушающим ее права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, организация обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с соответствующим заявлением.
С учетом статьи 49 АПК РФ и недопустимостью одновременного изменения заявителем при рассмотрении спора предмета и основания иска суд первой инстанции рассмотрел спор по первоначально заявленным требованиям.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 20, статьей 29, пунктами 1,5,6 статьи 36 ЗК РФ, положениями пункта 4 Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пришел к выводу о том, письмо от 19.01.2012 N323 не содержит сведений о принятии Администрацией по результатам рассмотрения заявления ДОСААФ России решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с чем, заявленное организацией в рамках настоящего дела требование о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка под базу отдыха площадью 15 070 +/- 214, 83 кв.м., изложенного в письме от 19.01.2012 N 323, удовлетворению не подлежит.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Заявитель является собственником базы отдыха, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 42:04:0216001:0004, включающей в себя: летний домик N 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42-АГ 810019 от 14.10.2011, летний домик N 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42-АГ 810229 от 14.10.2011, летний домик N 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42-АГ 810309 от 14.10.2011, летний домик N 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42 АГ 735181 от 14.10.2011, летний домик N5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42АГ 735180 от 14.10.2011, ТП 190 ВЛ-0,4 кВ (сооружения энергетики и электропередачи), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42-АГ 840719 от 14.10.2011 на основании акта приема- передачи объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кемеровской области, передаваемых от Общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)" при реорганизации в форме преобразования в Общероссийскую общественно-государственную организацию "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России".
Земельный участок площадью 9,4 га, выделенный для коллективного садоводства и строительства базы отдыха, был закреплен на праве бессрочного пользования земельный участок за Кемеровским областным комитетом ДОСААФ г. Кемерово, о чем в книге записей государственных актов на право пользования землей произведена запись N 1577 (государственный акт на право пользование землей, выданный 17.11.1986 исполнительным комитетом Кемеровского районного (городского) Совета народных депутатов).
В свою очередь, Распоряжением Администрации Кемеровского района от 20.12.2005 N 3060-р, изданным в связи с ходатайством Кемеровского областной организации Общероссийской организации РОСТО (ДОСААФ) от 10.06.2005 и результатами межевания объектов землеустройств утверждены материалы инвентаризации земельного участка, относящегося к категории - земли особо охраняемых территорий и их объектов (рекреационного назначения), расположенного в л. городок Старочервовской сельской территории общей площадью 1,5070 га, предоставленного ранее в постоянное (бессрочное) пользование под базу отдыха.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Согласно статье 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Согласно данному Приказу к заявлению о приобретении прав на земельный участок, прилагаются следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В абзаце 4 пункта 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О указано, что из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Следуя материалам дела, в обжалуемом ответе заявителю указано на необходимость подтверждения экономической обоснованности размера испрашиваемого земельного участка, размера его площади, необходимой для эксплуатации недвижимости в виду многократного превышения площади испрашиваемого земельного участка площади, которая занята объектами недвижимости.
Обоснований и доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной в заявлении площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности, в том числе в заявленных целях заинтересованному лицу на момент обращения не представлялось.
С учетом изложенного, доводы заявителя о том, что сам по себе факт формирования и постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, факт нахождения на земельном участке объектов недвижимости является основанием для предоставления спорного земельного участка в собственность без указания в заявлении о предоставлении земельного участка оснований в каком порядке должен быть предоставлен спорный земельный участок (за плату и под какую ставку, целевое использование, отчужден ли он в порядке приватизации), в том числе, без указания обоснования размера испрашиваемого земельного участка для выкупа с учетом статьи 33 ЗК РФ, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя в обосновании своих возражений на отзыв Администрации (л.д. 30-34), в котором указывается на отнесение земельного участка к "особо охраняемым природным территориям", в связи с чем, не может быть приватизирован, не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку отказ в предоставлении в собственность спорного земельного участка по данному основанию заявитель не получал.
Кроме того, следует отметить, что в ходе рассмотрения апелляционной жалобы ДОСААФ России не указаны предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Ссылка в судебном заседании представителя подателя апелляционной жалобы на неполное выяснение арбитражным судом первой инстанции обстоятельств дела, судом апелляционной инстанции отклоняется, с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств и представленных доказательств, судом первой инстанции в рамках первоначально заявленных требований нормы процессуального и материального права применены верно.
Заявитель в суде апелляционной инстанции подтвердил, что обращаясь в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации, по существу обратился о признании бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района незаконным, с требованием обязать принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
Учитывая подписание письма Администрации Кемеровского муниципального района N 323 от 19.01.2012 Заместителем главы района председателем КУМИ Н.С. Лазовской, суд апелляционной инстанции считает, что собственник объектов недвижимости не лишен возможности обратиться с самостоятельным заявлением о признании действия (бездействия) незаконными.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и свидетельствующих о несоответствие оспариваемого письма от 19.01.2012 N 323 о невозможности рассмотрения по существу заявления о предоставлении спорного земельного участка в собственность закону или иному нормативному правовому акту, в том числе, нарушение прав и законных интересов заявителя, учитывая, что заявитель не лишен возможности повторно обратиться с заявлением о принятии соответствующего решения и заключении договора купли-продажи земельного участка в уполномоченный муниципальный орган исполнительной власти (Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района), экономически обосновав размер испрашиваемого земельного участка в соответствии с нормами статьи 33 ЗК РФ, и опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющимися в силу статей 268, 270 АПК РФ основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решением суда первой инстанции, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21 июня 2012 года по делу N А27-9355/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9355/2012
Истец: Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России Кемеровской области", Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", ООГО "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
Ответчик: Администрация Кемеровского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6037/12
05.06.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6144/12
18.03.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9355/12
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6037/12
18.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6144/12
18.07.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6144/12
21.06.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9355/12