Тула |
|
19.09.2012 |
Дело N А62-3655/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Игнашиной Г.Д. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Прониной О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности г. Смоленска Главного управления МЧС России по Смоленской области (регистрационный номер 20АП-4391/12) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.08.2012 по делу N А62-3655/2012, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Терешкова Александра Викторовича, д. Новосельцы Смоленского района (ОГРН 304673111700036, ИНН 673100724300) к Отделу надзорной деятельности г. Смоленска Главного управления МЧС России по Смоленской области об оспаривании постановления от 05.05.2012 о привлечении к административной ответственности, в отсутствие лиц., участвующих в деле, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Терешков Александр Викторович (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности г. Смоленска Главного управления МЧС России по Смоленской области (далее - административный орган) от 05.05.2012 N 265 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции в решении от 06.08.2012 указал, что административный орган не представил доказательства, подтверждающие совершение предпринимателем вмененного ему административного правонарушения.
В своей апелляционной жалобе ОНД г. Смоленска ГУ МЧС по Смоленской области просит решение суда отменить, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. В силу статей. 121, 123 АПК РФ считаются извещенными о времени и месте судебного разбирательства.
Государственным инспектором города Смоленска по пожарному надзору 03.05.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 265 (л. д. 11), из которого следовало, что ИП Терешков А.В. 18 апреля 2012 г. в 05 час. 00 мин. в помещении магазина "Продукты", расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Гарабурды, д. 15а, нарушил Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, п. 60. Им в помещении магазина использовался морозильный ларь в условиях, не соответствующих требованиям инструкции организации-изготовителя, что явилось причиной пожара, которым повреждено принадлежащее ИП Светловой Н.И имущество на сумму 29640 руб.
Постановлением административного органа от 05.05.2012 N 265 ИП Терешков А.В. привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 41000 рублей.
Частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Пунктом 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 и действовавших на момент совершения нарушения и на момент вынесения оспариваемого постановления, установлено, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается, в том числе, использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.
В силу пунктов 4 и 6 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.
Таким образом, обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются только в протоколе об административном правонарушении, который и является основанием для вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не содержатся конкретные сведения о вменяемых Предпринимателю нарушениях.
Указанные обстоятельства лишают Предпринимателя возможности воспользоваться гарантиями, предусмотренными КоАП РФ, направленными на защиту прав привлекаемого к ответственности лица (представлять объяснения, возражения, воспользоваться помощью защитника и др.).
Так, согласно тексту оспариваемого постановления административным органом установлено, что бытовой электроприбор (морозильный ларь) в помещении магазина "Продукты" использовался в условиях, не соответствующих требованиям инструкции организации-изготовителя, что повлекло возникновение пожара и повреждение имущества ИП Светловой Н.И на сумму 29640 руб.
Вместе с тем, сведения о том, какие конкретно требования инструкции организации-изготовителя нарушены Предпринимателем, равно как и сведения об организации-изготовителе оборудования в тексте постановления не указаны, соответствующие конкретные непротиворечивые сведения административным органом в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлены.
Из материалов дела N 32 по факту пожара, произошедшего 18.04.2012 в магазине по адресу: г. Смоленск, ул. Гарабурды, 15А (объяснения Терешкова А.В., постановление N 32 об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.04.2012), усматривается, что в магазине ИП Терешкова А.В. находились холодильник для напитков, морозильный ларь фирмы "Протэк", холодильная витрина "Иней".
Также в постановлении N 32 об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.04.2012 указано, что согласно требованиям инструкции по эксплуатации морозильных ларей "Протэк" изделие должно подключаться к питающей линии через автоматический выключатель электромагнитной защиты. Изделие должно быть заземлено, заземление должно периодически проверяться. Запрещается эксплуатация оборудования с отсутствующим и неисправным заземлением без автоматического выключателя защиты.
Нарушения указанных требований опровергаются представленной Предпринимателем квитанцией N 000486* от 14.02.2012 (л. д. 32), согласно которой произведена проверка работы электрооборудования на витринах, ларях и шкафу (витрина "Лида", ларь "Протэк", шкаф холод.)
При рассмотрении настоящего дела представитель административного органа считал, что ИП Терешковым А.В. эксплуатировалось иное оборудование, а именно морозильный ларь ANT Salzburg (Австрия).
Суд правомерно признал ненадлежащими доказательствами представленные ответчиком дополнительные документы (л. д. 104-116), поскольку они опровергают первоначальные выводы административного органа, не были предметом исследования и оценки в рамках административного дела. Указанные документы получены вне рамок проверки, основаны на материалах фотосъемки, произведенной без участия понятых. Изображение на представленной фотографии является неотчетливым. Информация, изложенная в письме ИП Митчурова В.М. от 30.07.2012, является мнением подписавшего данное письмо лица, не является экспертным заключением, получена без предупреждения лица об ответственности за дачу ложных показаний.
Кроме того, административный орган в обоснование своей позиции сослался на техническое заключение N 96 о причинах пожара, произошедшего 18 апреля 2012 года в магазине "Продукты", расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Гарабурды, 15А (далее - Техническое заключение N 96).
Основанием для подготовки данного заключения явился запрос дознавателя ОНД г. Смоленска Прохоркина Е.В. N 762-2-6-9 от 20.04.2012 (л.д. 22, 80).
Сведения о наличии правовых оснований для такого процессуального действия как "запрос" представителем административного органа в ходе судебного заседания не представлены.
При этом экспертиза в соответствии с требованиями Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации либо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не назначалась, эксперт об ответственности не предупреждался. ИП Терешков А.В. о назначении экспертизы не был уведомлен и, не имел возможностью воспользоваться всеми правами, предоставленными КоАП РФ при назначении экспертизы (в т. ч. правом заявить отвод эксперту.
Из содержания Технического заключения N 96 усматривается, что выводы данного заключения сделаны специалистом, который в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации либо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к участию в процессуальных действиях не привлекался.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Несоблюдение административным органом требований
законодательства при получении доказательств влечет невозможность их использования в подтверждение совершения Предпринимателем вменяемого правонарушения.
Более того, согласно выводам Технического заключения N 96 причиной пожара послужило загорание горючих материалов, расположенных в очаговой зоне пожара, а источником зажигания послужило тепловое проявление электрического тока при одном из аварийных пожароопасных режимов работы удлинителя, расположенного на уровне напольного покрытия среди торговых прилавков.
В Техническом заключении N 96 также указано, что существует три вида аварийного пожароопасного режима работы электросети, которые могут привести к возгоранию: короткое замыкание, перегрузка и большие переходные сопротивления.
Сведения о причине аварийного пожароопасного режима работы в Техническом заключении N 96 отсутствуют, равно как и отсутствуют данные, исключающие вероятность возникновения аварийного пожароопасного режима работы электросети (например, короткого замыкания) вследствие перепадов напряжения, иных внешних технических причин.
Таким образом, причинно-следственная связь между отсутствием инструкции и возникновением пожара не установлена и никакими доказательствами не подтверждена.
При указанных обстоятельствах отраженное в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении нарушение, вмененное Предпринимателю, не подтверждается никакими представленными в материалы дела доказательствами, полученными с соблюдением требований законодательства.
Более того, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства уничтожения или повреждения чужого имущества (а именно, доказательства повреждения имущества ИП Светловой Н.И. на сумму 29640 руб., о чем указано в оспариваемом постановлении) либо доказательства причинения легкого или средней тяжести, вреда здоровью человека.
В связи с этим ответчик не обосновал основания для квалификации вмененного заявителю нарушения по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, событие административного правонарушения и факт его совершения привлекаемым к ответственности лицом в отсутствие допустимых и достоверных доказательств не могут быть признаны установленными.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.08.2012 по делу N А62-3655/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ. Кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3655/2012
Истец: ИП Терешков А.В.
Ответчик: Отдел надзорной деятельности г.Смоленска Главного управления МЧС России по Смоленской области