г. Самара |
|
18 сентября 2012 г. |
Дело N А55-14914/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Николаевой С.Ю., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2012 г. в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу истца - Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2012 года, принятое по делу N А55-14914/2012, судья Рысаева С.Г.,
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824), г.Самара,
к Самарскому областному фонду инвалидов в Афганистане (ОГРН 1026300006457), г.Самара,
о взыскании долга 396 114 руб. 10 коп. и пени 579 530 руб. 71 коп.,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Самарскому областному фонду инвалидов в Афганистане о взыскании долга по арендной плате за период с 01.01.2007 г. по 05.12.2011 г. в размере 396 114 руб. 10 коп. и пени за просрочку платежей за период с 13.02.2007 г. по 05.12.2011 г. в размере 579 530 руб. 71 коп.
Исковое требование обосновано ненадлежащим исполнением ответчиком договора аренды земельного участка от 25.05.1998 г. N 30673а (после перерегистрации - N 014931з).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2012 года иск удовлетворен частично, с Самарского областного фонда инвалидов в Афганистане в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области взыскан долг 177 855 руб. 50 коп., пени 274 223 руб. 66 коп.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования Министерства удовлетворить в полном объеме.
В обоснование своей просьбы истец в апелляционной жалобе указал, что договором было предусмотрено право арендодателя на изменение размера арендной платы в соответствии с законодательством. Поскольку новая методика исчисления размера арендной платы была принята в соответствии с постановлениями Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 и от 06.08.2008 г. N 308, истец полагает допустимым применение указанных нормативных актов при рассмотрении дела.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
25.05.1998 г. между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Самары (арендодатель) и Самарским областным фондом инвалидов в Афганистане (арендатор) был заключен договор N 30673а аренды земельного участка, по условиям которого на основании постановления Главы г.Самары N 1566 от 03.11.1994 г. арендодатель передал арендатору в аренду на срок с 03.11.1994 г. по 03.11.2004 г. земельный участок, имеющий кадастровый номер 206, площадью 6699,0 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, ул.Кабельная, д.177.
В соответствии с пунктом 2.1 договора арендная плата установлена в размере 36174,6 руб. за 1998 год. Размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с постановлениями органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые ставки арендной платы и льготы (уменьшение арендной платы или полное освобождение от нее).
Срок внесения арендных платежей в договоре определен поквартально: 15.01., 15.04., 15.07., 15.10.
В случае неуплаты арендной платы в установленный срок договором определено, что арендатор уплачивает неустойку в размере 0,3% от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Поскольку по истечении срока действия договора арендатор с согласия арендодателя продолжал пользоваться арендованным земельным участком, в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
На основании Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" и постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области" права и обязанности по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Самара перешли к Министерству имущественных отношений Самарской области.
Истец, предъявляя иск о взыскании арендной платы за период с 01.01.2007 г. по 05.12.2011 г. в размере 396 114 руб. 10 коп. исчислял арендную плату по иной методике, установленной постановлениями Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, от 06.08.2008 г. N 308, от 24.04.2009 г. N 227:
За 2007 г. истец начислил арендную плату в размере 15062,16 руб. в год (арендная плата, установленная на 2006 г. (13946,40 руб. в год) х 1,08 (коэффициент инфляции 2007 г.).
За 2008 г. истец начислил арендную плату в размере 16116,48 руб. в год (арендная плата, установленная на 2007 г. (15062,16 руб. в год) х 1,07 (коэффициент инфляции 2008 г.).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.04.2009 г. N 227 арендная плата на 2009 и 2010 года определяется по формуле Ап=А2+(А1-А2) х 0,25, где А1 - размер арендной платы по состоянию на 01.01.2009 г., а А2 - размер арендной платы по состоянию на 01.01.2008 г.
Исчисленная по указанной методике арендная плата в период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г. составила по расчетам истца 112 330 руб. 29 коп. в год или 9 360 руб. 83 коп. в месяц.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 г. N 660 арендная плата на 2011 год определяется по формуле Ап=А2+(А1-А2) х 0,35, где А1 - размер арендной платы по состоянию на 01.01.2009 г., а А2 - размер арендной платы по состоянию на 01.01.2008 г.
Исчисленная по указанной методике арендная плата в период с 01.01.2011 г. по 05.12.2011 г. составила по расчетам истца 138 247 руб. 78 коп. в год или 12 567 руб. 98 коп. в месяц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен и органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком. В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является нарушением условий договора о согласованном размере арендной платы.
Вместе с тем договор аренды, заключенный в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может содержать методику расчета размера арендной платы, которая включается в этот договор в качестве его условий в соответствии с актами органов государственной власти и местного самоуправления, принятыми в порядке, установленном пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса.
В рассматриваемом деле увеличение размера арендной платы, предъявленной к оплате, обусловлено не повышением базовых ставок, а изменением Министерством методики определения арендной платы в одностороннем порядке.
Поскольку при заключении договора от 25.05.1998 г. N 30673а арендодатель и арендатор согласовали определенную методику для установления арендной платы, указанная формула должна быть сохранена и при смене арендодателя. После согласования сторонами методика (формула) определения размера арендной платы стала условием договора аренды о размере арендной платы и ее изменение возможно только в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Содержащееся в пункте 2.3 договора условие о том, что размер платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке в связи с постановлениями органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые ставки арендной платы и льготы (уменьшение арендной платы или полное освобождение от нее), подлежит толкованию с учетом согласования сторонами договора определенного порядка формирования платы. Системное толкование условий договора аренды от 25.05.1998 г. N 30673а указывает на то, что арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять лишь показатели, используемые в качестве коэффициентов при расчете и не наделен правом вносить коррективы в способ определения размера арендных платежей посредством упразднения старых или введения новых расчетных коэффициентов.
Поскольку положения договора аренды от 25.05.1998 г. N 30673а не предусматривают возможности изменения в одностороннем порядке методики расчета арендной платы, утвержденной в качестве его условия, принятие правительством Самарской области постановления от 21.06.2006 г. N 74 и последующих нормативных актов само по себе не может повлечь за собой автоматического пересмотра способа расчета размера платежей за пользование земельным участком, который подлежит применению к отношениям сторон в силу заключенного между сторонами договора.
Указанная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 г. N 1709/11 по делу N А55-35889/2009 и определяет судебную практику применения правовых норм по делам со схожими фактическими обстоятельствами.
В соответствии с согласованной сторонами методикой исчисления размера арендной платы в период с 01.01.2007 г. по 05.12.2011 г. у ответчика образовалась задолженность в размере 177 855 руб. 50 коп. Указанная сумма обоснованно в соответствии со статьями 307, 309, 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации была взыскана судом первой инстанции с ответчика.
Так же обоснованно в силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с условиями заключенного договора с ответчика были взысканы пени в размере 274 223 руб. 66 коп.
В силу изложенного жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2012 года, принятое по делу N А55-14914/2012, оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - Министерства имущественных отношений Самарской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А.Терентьев |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14914/2012
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Самарский областной фонд инвалидов в Афганистане