город Ростов-на-Дону |
|
20 сентября 2012 г. |
дело N А32-42244/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаовым Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2012 по делу N А32-42244/2011 (судья Тарасенко А.А.) по исковому заявлению Администрации муниципального образования город Краснодар к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Успех-М" об обязании снять с кадастрового учета земельный участок,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:43:0416076:8.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общества с ограниченной ответственностью "Успех-М".
Решением суда от 20.06.2012 в иске отказано. Суд указал, что в данном деле не заявлено требований о признании действий (бездействия) кадастровой палаты незаконными, а поскольку спорный земельный участок является ранее учтенными, сведения о нем не носят временный характер, то, следовательно, участок не подлежат снятию с кадастрового учета по правилам статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Администрация обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение отменить, поскольку это необходимо в целях переформирования земельного участка.
В судебное заседание представители лиц. участвующих в деле, не явились. Отзыв не представлен. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов гражданского оборота.
Допустимые способы защиты предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закрепленный в ней перечень не является исчерпывающим, однако данная статья содержит указание на необходимость закрепления иных способов защиты законом.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что требование о снятии земельного участка с кадастрового учета не предусмотрено законом в качестве самостоятельного способа защиты права.
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно только с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Возможность снятия с кадастрового учета земельного участка предусматривается Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" в следующих случаях:
- земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости;
- сведения о земельном участке носят временный характер; согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер; если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 ст. 24 Закона случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.
В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
"Временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае:
истечения срока действия "временного" статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него;
представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют "временный" статус;
представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 23:43:0416076:8 следует, что земельный участок был внесен в государственный кадастр недвижимости 05.01.2004 (л.д.21-29).
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01.03.2008) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, в силу п. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" спорный земельный участок считается ранее учтенным.
Понятие преобразования земельного участка дано в Федеральном законе "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2 части 2 статьи 7), составляющем наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами правовую основу регулирования кадастровых отношений.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости).
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости предоставляется одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
В силу части 6 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в порядке, установленном статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что земельный участок не подлежит снятию с учета по правилам ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Данный вывод суда документально не опровергнут и подтверждается материалами дела.
Действия кадастровой палаты, выразившиеся в принятии решения об отказе в снятии с кадастрового участка спорных земельных участков, по правилам гл. 24 АПК РФ в рамках настоящего дела не обжалуются и доказательства нарушения ответчиком положений ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не представлены.
Истец не указал норму Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", которая явилась бы основанием для обязания ответчика снять с кадастрового учета спорные земельные участки.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о необходимости формирования территории, не являются предусмотренным законом условием для снятия спорного земельного участка с кадастрового участка.
В исковом заявлении и апелляционной жалобе истец подтвердил, что у кадастровой палаты отсутствуют основания для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета.
Из материалов дела не усматривается, что ответчик каким-либо образом препятствует истцу в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, в том числе в преобразовании.
Отсутствие со стороны ответчика нарушений прав истца свидетельствует об отсутствие у сторон спора о праве, как обязательного условия предоставления судебной защиты в порядке искового производства.
Доводы о невозможности преобразования участка документально не подтверждены и не обоснованы ссылками на конкретные нормы закона.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2012 по делу N А32-42244/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Х. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42244/2011
Истец: Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ФБУ "Кадастровая палата" по Краснодарскому краю, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "Успех-М"