г. Киров |
|
17 сентября 2012 г. |
Дело N А28-5381/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Корякиной Н.В., действующей на основании доверенности от 01.08.2012 N 8,
представителя ответчика: Шиловой Е.Б., действующей на основании доверенности от 03.07.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.07.2012 по делу N А28-5381/2012, принятое судом в составе судьи Бельтюковой С.А.,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области
(ИНН: 4312124087, ОГРН: 1024300752442)
к закрытому акционерному обществу "Алгар"
(ИНН: 4312140716, ОГРН: 1094312001233),
о взыскании финансовых санкций в размере 24126,11 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области (далее - Управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к закрытому акционерному обществу "Алгар" (далее - Общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2011 в сумме 24126,11 руб.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.07.2012 требования Управления были удовлетворены частично. При этом размер финансовых санкций, подлежащих взысканию с Общества, судом первой инстанции был уменьшен до 4825,22 руб. со ссылкой на статью 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Управление с принятым решением суда в части снижения размера финансовых санкций не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит в указанной части решение суда отменить и взыскать с Общества финансовые санкции в полном размере.
По мнению заявителя жалобы, у суда первой инстанции не было оснований для снижения штрафных санкций, поскольку применение санкций за допущенное Обществом нарушение предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. При этом в названном законе нормы, освобождающей от ответственности за указанные правонарушения, не предусмотрено.
Общество было поставлено в известность о выявленных нарушениях законодательства, однако никаких мер к его устранению страхователем не предпринималось.
Таким образом, Управление считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене, поскольку принято с нарушением норм материального права, а также без учета фактических обстоятельств, установленных по рассматриваемому спору.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество возражает против изложенных в ней доводов, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представители сторон поддержали свои позиции по спору.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом был нарушен срок для представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2011, что послужило основанием для начисления страхователю финансовых санкций в размере 24126,11 руб.
В связи с неуплатой Обществом в установленный в требовании от 25.04.2012 N 1 срок для добровольной уплаты финансовых санкций (06.05.2012), Управление обратилось за взысканием финансовых санкций в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", пришел к выводу об обоснованности требований Управления. Однако, оценив представленные в материалы дела документы и обстоятельства допущенного нарушения, пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения взыскиваемых финансовых санкций до 4825,22 руб.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статьям 6 и 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем и зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ) Общество предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет следующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; сумму заработка, на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), которым, в частности, регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе камеральной проверки, проведенной Управлением, установлен факт несвоевременного представления Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2011.
Допущенное Обществом нарушение зафиксировано в акте камеральной проверки от 02.03.2012 N 8.
29.03.2012 Управлением принято решение N 4 о привлечении Общества к ответственности в виде взыскания финансовых санкций, начисленных в соответствии с частью 3 статьи Закона N 27-ФЗ в сумме 24126,11 руб.
25.04.2012 Управлением в адрес Общества направлено требование N 1 с предложением уплатить начисленные санкции добровольно в срок до 06.05.2012. Требование Обществом исполнено не было.
В данном случае суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Общество своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнило (этот факт Обществом не оспаривается), и, соответственно, к страхователю обоснованно были применены финансовые санкции.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что:
- пропуск срока составил всего 1 день и произошел из-за неустойчивой работы электронного ресурса предприятия;
- допущенное Обществом нарушение было им устранено самостоятельно,
- ранее таких нарушений Обществом не допускалось,
- обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исполняются Обществом своевременно.
Данные факты (их существование Управлением не опровергается) суд первой инстанции обоснованно признал обстоятельствами, смягчающими ответственность.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что при вынесении решения о привлечении Общества к ответственности Управление указало на отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя.
Довод Управления об отсутствии в законодательстве нормы, освобождающей от ответственности за допущенное правонарушение, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку снижение размера финансовых санкций не является освобождением от ответственности.
Тот факт, что Обществом в добровольном порядке не была уплачена начисленная ему финансовая санкция, автоматически не свидетельствует об отсутствии у суда оснований для рассмотрения вопроса о возможности снижения финансовой санкции. При этом судом апелляционной инстанции учтено, что доказательств недобросовестного поведения Общества заявителем жалобы в материалы дела не представлено.
Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что фактически позиция Управления сводится к несогласию с оценкой обстоятельств по делу, установленных судом первой инстанции при снижении размера санкций, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.07.2012 по делу N А28-5381/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области (ИНН: 4312124087, ОГРН: 1024300752442) в указанной части - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5381/2012
Истец: ГУ-Управление ПФ РФ в Кирово-Чепецком районе Кировской области
Ответчик: ЗАО "Алгар"