г. Пермь |
|
20 сентября 2012 г. |
Дело N А60-20154/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кощеевой М. Н.,
судей Богдановой Р.А., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андришунас М.Б.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Монолит": не явились,
от ответчиков - Управления городским хозяйством Режевского городского округа, Муниципального образования Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, муниципального образования Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 июня 2012 года
по делу N А60-20154/2012,
принятое судьей Ваниным П.Б.,
по иску ООО "Монолит" (ОГРН 1076671012879, ИНН 6671221337)
к Управлению городским хозяйством Режевского городского округа (ОГРН 1069628000265, ИНН 6628012947), муниципальному образованию Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа (ОГРН 1026601691247, ИНН 6628003011)
о взыскании задолженности за выполненные работы, процентов, упущенной выгоды,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит", истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Управлению городским хозяйством Режевского городского округа, Муниципальному образованию Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа (далее - ответчики) о взыскании 237 998 руб. долга за выполненные работы, 5 764 руб. 84 коп. процентов, 33 319 руб. 72 коп. упущенной выгоды.
До принятия искового заявления к производству истец уточнил исковые требования в части взыскания упущенной выгоды, просил взыскать с ответчика 27 554 руб. 88 коп. упущенной выгоды. Уточнение судом принято на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом в судебном заседании заявлено уточнение исковых требований в части требований о взыскании процентов, а именно истец просил взыскать с ответчика 9 784 руб. 36 коп. процентов. Данное уточнение судом принято на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.06.2012 исковые требования удовлетворены частично. С Управления городским хозяйством Режевского городского округа в пользу ООО "Монолит" взыскано 237 998 руб. долга, 9 731 руб. 39 коп. процентов. При недостаточности денежных средств Управления городским хозяйством Режевского городского округа взыскание произвести с собственника имущества - Муниципального образования Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа за счет средств казны муниципального образования. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Режевского городского округа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда в части удовлетворения иска о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы Администрация указала, что судом неверно применена ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в силу п. 12 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" положения абз. 6 п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011. Спорные правоотношения по муниципальному контракту N 66а/1 от 21.10.2011 возникли после вступления нормы, отменяющей субсидиарную ответственность собственника учреждения, следовательно, Муниципальное образование Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа не является субсидиарным ответчиком.
От истца поступил отзыв, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также от истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заявление истца о рассмотрении дела в отсутствие его представителя рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку истцом в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения суда (в части удовлетворения иска о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности), арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части. Возражений против этого от сторон не поступило.
Как следует из материалов дела, 21.11.2011 между Управлением городским хозяйством Режевского городского округа (заказчик) и ООО "Монолит" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 66а/11 на выполнение работ по содержанию объектов уличного освещения в Режевском городском округе за счет средств местного бюджета.
Объем и стоимость работ были согласованы сторонами при заключении муниципального контракта и сметного расчета.
Стоимость работ определена п.3.1. контракта и локальным сметным расчетом и составляет 237 998 руб.
Срок выполнения работ предусмотрен в п. 2.2. контракта: начало - с момента подписания контракта 21.11.2011, окончание - 15.12.2011.
В подтверждение факта выполнения работ по контракту представлены подписанные сторонами акт о приемке выполненных работ за ноябрь 2011 N 1 от 01.12.2011 и справка о стоимости выполненных работ и затрат от 01.12.2012.
Для оплаты был выставлен счет N 137 от 01.12.2011 на 237 998 руб., а также представлена счет-фактура N 00141 от 01.12.2011 на 237 998 руб.
Согласно п. 3.7. контракта оплата должна быть произведена в течение 10 банковских дней с момента с момента подписания актов выполненных работ.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате выполненных истцом работ послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив факт выполнения истцом работ на спорную сумму доказанным, учитывая отсутствие доказательств погашения ответчиком образовавшейся задолженности, взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по оплате выполненных работ в размере 237 998 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 9 731 руб. 39 коп., исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ 8% годовых, скорректировав количество дней просрочки - 184 дня, а не 185 дней как указал истец в своем расчете.
Выводы суда в этой части сторонами не оспариваются, в связи с чем предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не являются.
Установив, что собственником имущества учреждения - Управления городским хозяйством Режевского городского округа является Муниципальное образование Режевской городской округ, суд первой инстанции на основании п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации возложил субсидиарную ответственность по обязательствам Управления городским хозяйством Режевского городского округа при недостаточности у него денежных средств на муниципальное образование Режевской городской округ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Управление городским хозяйством Режевского городского округа по своей организационно-правовой форме является учреждением и создано для осуществления функций, возложенных на него Положением.
В соответствии с п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
В силу п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Согласно изменениям, внесенным в п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", собственник имущества несет субсидиарную ответственность при недостаточности средств только в отношении казенного учреждения, а автономное и бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам только принадлежащим ему имуществом.
Из материалов дела следует, что Управление городским хозяйством Режевского городского округа создано до внесения вышеуказанных изменений в форме некоммерческого учреждения, по обязательствам которого собственник по нормам действовавшего на тот момент законодательства нес субсидиарную ответственность.
Согласно п. 13 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012.
Федеральным законом N 83-ФЗ предусматривается также, что в переходный период созданные новые бюджетные учреждения и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению учредительных документов такого учреждения (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Из находящегося в открытом доступе сети Интернет на сайте http://sverdlovsk.news-city.info Положения об уполномоченном органе местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управлении городским хозяйством, утвержденном решением Режевской Думы от 28.09.2005 N 53 и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на 27.03.2012 (л.д. 35) следует, что в спорный период с 21.11.2011 по 15.12.2011 Управление городским хозяйством Режевского городского округа тип учреждения в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации не изменяло.
Следовательно, до внесения изменений в Положение и приведения организационно-правовой формы учреждения в соответствие с новой редакцией п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, оснований считать, что муниципальное образование Режевской городской округ не несет субсидиарную ответственность по обязательствам Управления городским хозяйством, не имеется.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения Муниципального образования Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа при недостаточности денежных средств у Управления городским хозяйством Режевского городского округа к субсидиарной ответственности является правильным, а довод ответчика об ошибочном привлечении Муниципального образования Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа является необоснованным.
Учитывая изложенное, в силу ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации требование истца о взыскании задолженности при недостаточности средств за счет Муниципального образования Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа в порядке субсидиарной ответственности является обоснованным, а доводы ответчика об обратном несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя. Поскольку Администрация Режевского городского округа в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст._ 110, 258, 268, 269, 271 _ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июня 2012 по делу N А60-20154/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.Н. Кощеева |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20154/2012
Истец: ООО "Монолит"
Ответчик: МО "Режевской городской округ", Муниципальное образование Режевской городской округ в лице Администрации Режевского городского округа, Управление городским хозяйством Режевского городского округа