г. Чита |
|
20 сентября 2012 г. |
дело N А10-809/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 мая 2012 года по делу N А10-809/2012 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1090327009354, ИНН 0326486379) к Администрации муниципального образования городское поселение "город Закаменск" (ОГРН 1020300652600, ИНН 0307031665) о признании незаконным пункта 4 постановления N 128 от 05 апреля 2006 года,
третьи лица - Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1050303068529, ИНН 0323125110), Администрация МО Закаменского района (ОГРН 1020300652600, ИНН 0307031665),
(суд первой инстанции: судья Рабдаева Л. Ю.),
при участии в судебном заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия - не явился, извещён,
от Администрации муниципального образования городское поселение "город Закаменск" - не явился, извещён,
от третьего лица: Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия - не явился, извещён,
от третьего лица: Администрация МО Закаменский район - не явился, извещён,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - ТУ Росимущества в Республике Бурятия) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Администрации муниципального образования городское поселение "город Закаменск" (далее - Администрация поселения, МО ГП "город Закаменск") с заявлением о признании незаконным пункта 4 постановления N 128 от 05 апреля 2006 года.
Определениями суда первой инстанции от 11 апреля 2012 года и от 12 мая 2012 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - УФК по РБ, Управление) и Администрация муниципального образования "Закаменский район" (далее - Администрация "Закаменский район").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 мая 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ТУ Росимущества в Республике Бурятия обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального и процессуального права, при этом выводы суда не полностью соответствуют обстоятельствам дела.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, где просит решение суда от 29.05.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация поселения и Администрация "Закаменский район" отзыв на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. ТУ Росимущества в Республике Бурятия, Управление и Администрация "Закаменский район" представили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что 23 мая 2002 года Администрацией "Закаменский район" принято постановление N 206 "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Отделению федерального казначейства по Закаменскому району", на основании которого Отделению казначейства по Закаменскому району на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 728 кв.м., расположенный по адресу: г. Закаменск, ул. Титова, 16, для использования под строительство (л.д. 9). Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 03:07:090236:0002 Отделением казначейства не регистрировалось.
05 апреля 2006 года Администрация поселения постановлением N 128 от 05 апреля 2006 года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование отделению по Закаменскому району УФК по Республике Бурятия" предоставили отделению по Закаменскому району УФК по Республике Бурятия земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование площадью 1556 кв.м. по адресу: г. Закаменск, ул. Титова, участок N2 под административно-управленческими и общественными объектами.
Пунктом 4 постановления Администрации поселения N 128 от 05 апреля 2006 года признано утратившим силу постановление Администрации "Закаменский район N206 от 23 мая 2002 года "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Отделению федерального казначейства по Закаменскому району".
13 июля 2006 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия осуществлена государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования Отделения Федерального казначейства по Закаменскому району в отношении указанного земельного участка, с кадастровым номером 03:07:090234:0004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 03АА N 288389, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации N 03-03-04/003/2006-287.
Не согласившись с пунктом 4 постановления Администрации поселения N 128 от 05.04.20106 ТУ Росимущества в Республике Бурятия обратилось в арбитражный суд с данным требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого представления правильным, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого пункта постановления закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим пунктом постановления.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей с 10.11.2001 до 30.06.2006, распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно положениям статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ведена Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ с 01.07.2006 года, то есть после вынесения оспариваемого постановления о предоставлении Отделению Федерального казначейства по Закаменскому району земельного участка с кадастровым номером 03:07:090234:0004 - иного, чем земельный участок с кадастровым номером 03:07:090236:0002.
Данный земельный участок с кадастровым номером 03:07:090236:0002 выбыл из пользования Отделения Федерального казначейства по Закаменскому району.
В силу приведенных норм права и установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованным и правомерным выводам о том, что на земельный участок площадью 728 кв.м., находящийся по адресу: г. Закаменск, ул. Титова, 16, у Российской Федерации на момент принятия оспариваемого ненормативного акта право собственности не имелось.
Такое право не возникло и с введением в действие статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку, как уже указывалось, на момент введения ее в действие спорный земельный участок выбыл из пользования Отделением Федерального казначейства по Закаменскому району.
Как правильно указал суд первой инстанции, Постановление от 05.04.2006 года N 128 не могло повлиять на права и законные интересы заявителя.
Оценив представленные сторонами доказательства, с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое в части пункта 4 постановление N 128, принятое МО ГП "город Закаменск" 05 апреля 2006 года, то есть до внесения изменений в Федеральный закон N 137-ФЗ от 25.10.2001 Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ, не нарушает права и законные интересы Российской Федерации, поскольку фактически никаких последствий для Российской Федерации не возникло, право Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом не нарушалось.
Доказательства обратного заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено. При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое постановление прав и законных интересов заявителя не нарушает, оснований для удовлетворения требований ТУ Росимущества в Республике Бурятия у суда не имеется.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 мая 2012 года по делу N А10-809/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-809/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия
Ответчик: Администрация МО ГП "г.Знаменск" РБ, Администрация МО ГП "город Закаменск", Администрация муниципального образования городское поселение город Закаменск, Администрация муниципального образования Закаменский район
Третье лицо: Администрация муниципального образования Закаменский район, УФК по РБ