г. Чита |
|
18 сентября 2012 г. |
дело N А78-3379/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Макарцева А.В., Бушуевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хайбрахмановой Е.Ф., рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 июля 2012 года по делу N А78-3379/2012 по иску закрытого акционерного общества "Альянс Транс-Азия" (ОГРН 5087746089052, ИНН 7702684192, адрес: г. Хабаровск, ул. Тургенева, д. 30) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2) о взыскании 16 298,54 руб. (суд первой инстанции: судья Малышев Л.В.),
с участием в судебном заседании представителя ответчика Орловой Е.А., действовавшего по доверенности от 13.12.2011 N НЮ558-Д,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Альянс Транс-Азия" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) с исковым заявлением о взыскании 16 298,54 руб. пени за просрочку доставки порожних цистерн, не принадлежащих перевозчику.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 03.07.2012 исковые требования удовлетворены полностью, на ответчика отнесены расходы истца на государственную пошлину.
С апелляционной жалобой обратился ответчик, просил отменить решение суда первой инстанции как вынесенное при неполном выяснении обстоятельств имеющих значение для дела, и принять новый судебный акт, снизив размер пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы сводятся к тому, что судом неправомерно отказано в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая явную чрезмерность размера неустойки. Ответчик сослался на то, что процент неустойки чрезмерно высокий; просрочка в доставке цистерн не повлекла для истца каких-либо неблагоприятных последствий.
Истец в отзыве на жалобу решение суда первой инстанции полагал законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель ответчика повторил правовую позицию, изложенную в жалобе.
Истец надлежащим образом извещен о начавшемся судебном процессе, однако своего представителя не направил для участия в заседании суда апелляционной инстанции.
При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителя истца не препятствовала рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы апеллянта и возражения истца, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований к удовлетворению жалобы.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, по транспортной железнодорожной накладной ЭБ 432676 вагон (цистерна) N 50120708 на своих осях был принят ответчиком (перевозчиком) от истца (грузоотправителя) к перевозке со станции Дземги Дальневосточной железной дороги на станцию Бурея Забайкальской железной дороги, провозная плата составила 14 093 руб., срок доставки вагона указан 29.10.2011. На станцию Бурея цистерна прибыла 05.12.2011. Просрочка доставки груза составила 37 суток. За просрочку доставки цистерны истец начислил пени в сумме провозной платы 14 093 руб., поскольку пеня за период просрочки, рассчитанная из 9% от платы за перевозку груза за каждый день просрочки, составила 46 929,69 руб. (14 093 руб. х 9% х 37 дней).
По транспортным железнодорожным накладным ЭГ479366 и ЭГ 480115 вагоны (цистерны) N 50499482, 50034446 на своих осях были приняты ответчиком от истца к перевозке со станции Дземги Дальневосточной железной дороги на станцию Бурея Забайкальской железной дороги, провозная плата каждого вагона составила 12 253 руб., срок доставки вагонов указан 13.12.2011. На станцию назначения цистерны прибылы 14.12.2011. Просрочка доставки цистерн составила 1 сутки. За просрочку доставки цистерн истец начислил пени в размере 9% от платы за перевозку груза за день просрочки, сумма пени составила 2 205,54 руб. (12 253 руб. х 9% х 1 день х 2 вагона).
В претензии от 24.01.2012 N 2/35-12 истец потребовал от ответчика уплаты пени в сумме 16 298,54 руб. Ответчик пени не уплатил. Эти обстоятельства стали основанием обращения истца в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 333, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктов 2.1, 5 - 6, 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 и исходил из обоснованности исковых требований как по праву, так и по размеру, отсутствия оснований для уменьшения неустойки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами и решением суда первой инстанции исходя из следующего.
Обязательственные отношения сторон суд правильно квалифицировал как отношения, обусловленные договором перевозки груза железнодорожным транспортом, и применил к ним положения главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) определено, что дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения сроков доставки грузов, определенную исходя из правил перевозки грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более, чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта обстоятельств.
В суде апелляционной инстанции ответчик не оспаривал определения сроков доставки цистерн, указанных в транспортных железнодорожных накладных, в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, факта и периода просрочки доставки цистерн, суммы пени, рассчитанной по каждой транспортной железнодорожной накладной. У суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для сомнения в указанных фактах и перерасчета суммы пени.
Ответчик как перевозчик обязан соблюдать срок, указанный в транспортных железнодорожных накладных.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Поскольку ответчик допустил просрочку доставки цистерн, истец обоснованно потребовал взыскания пени, а суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод заявителя жалобы о необходимости применения положений части 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Правила названной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 основанием для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства и другие.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Поскольку требование о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлено ответчиком, он должен был представить доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушенного обязательства.
При изложенных фактических обстоятельствах доставки ответчиком груза с просрочкой сам по себе размер законной неустойки 9% от платы за доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки не свидетельствует о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Учитывая компенсационный характер неустойки, предполагается ее адекватность и соразмерность нарушению интересов кредиторов. Поскольку ответчик не представил доказательств отсутствия у истца неблагоприятных последствий в результате просрочки доставки вагонов, то ссылка ответчика на указанное обстоятельство не состоятельна.
Апелляционный суд не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права.
Выводы арбитражного суда, на которых основано решение в обжалованной части, сделаны в результате надлежащей оценки доказательств в деле с соблюдением требований, установленных статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика проверены и обоснованно судом первой инстанции отклонены.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы оставлены на апеллянте.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 июля 2012 года по делу N А78-3379/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Капустина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3379/2012
Истец: ЗАО Альянс Транс-Азия
Ответчик: ОАО Забайкальская железная дорога - филиал ОАО "РЖД"
Третье лицо: ОАО "РЖД"