г. Саратов |
|
19 сентября 2012 г. |
Дело N А57-8678/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, Т.Н. Телегиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.У. Сабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Песок", на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2012 года, по делу N А57-8678/2012, судья Т.А. Ефимова,
по иску Открытого акционерного общества "Песок", город Энгельс Саратовской области, к Администрации Энгельсского муниципального района, город Энгельс Саратовской области, к Обществу с ограниченной ответственностью "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект", город Саратов,
о применении последствий недействительности сделки в силу ничтожности
инвестиционного соглашения N 109 от 01.09.2010 года и дополнительного соглашения N 1 от 19.10.2010 года, обязав Общество с ограниченной ответственностью "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект" возвратить на расчетный счет Открытого акционерного общества "Песок" 1.000.000 рублей,
при участии в заседании:
от ОАО "Песок" - Эльгерт Е.Н. доверенность от 01.03.2012 года,
от Администрации Энгельсского муниципального района - Седякина Г.Ю. доверенность от 07.09.2011 года,
иные лица участвующие в деле, н6и явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Песок" к Администрации Энгельсского муниципального района, к Обществу с ограниченной ответственностью "Институт по проектированию объектов жилищно - гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект" о применении последствий недействительности в силу ничтожности инвестиционного соглашения N 109 от 01.09.2010 года и дополнительного соглашения N 1 от 19.10.2010 года, обязав Общество с ограниченной ответственностью "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект" возвратить на расчетный счет Открытого акционерного общества "Песок" 1.000.000 рублей.
Решением от 12 июля 2012 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-8678/2012 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что инвестиционное соглашение N 109 от 01.09.2010 года и дополнительное соглашение N 1 от 19.10.2010 года к нему являются ничтожными, поскольку заключены с нарушением положений Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Истец указывает, что Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлен единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг как для государственных и муниципальных нужд, так и нужд бюджетных учреждений. По общему правилу, установленному частью 2 статьи 10 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Размещать заказ без проведения торгов - путем запроса котировок и у единственного поставщика - допускается только в случаях, прямо указанных в Федеральном законе N 94-ФЗ от 21.07.2005 года. Инвестиционное соглашение N 109 от 01.09.2010 года (с дополнительным соглашением), по которому заказчиком является Администрация Энгельсского муниципального района, было заключено без проведения торгов, следовательно, по мнению истца, в силу положений статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются ничтожными.
Кроме того, ОАО "Песок" ссылается на то, что каких-либо работ или результата работ, выражающегося в материальных благах или представляющих собой потребительскую ценность, ОАО "Песок" от ООО "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект" не получало.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Администрацией Энгельсского муниципального района, ОАО "Песок" и ООО "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект" было заключено инвестиционное соглашение N 109 от 01.09.2010 года, а также дополнительное соглашение N 1 от 19.10.2010 года.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 указанного инвестиционного соглашения (с учетом положений дополнительного соглашения), в целях решения вопросов, направленных на охрану и обеспечение рационального использования водных объектов, расположенных на территории Энгельсского муниципального района, в рамках реализации соглашения о взаимном сотрудничестве, заключенного между Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области и Администрацией Энгельсского муниципального района, Администрация Энгельсского муниципального района (Администрация) поручает, а ООО "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект" (Исполнитель) обязуется собственными либо привлеченными силами выполнить работы по подготовке 4-х экземпляров проектной документации для проведения расчистки русла реки Саратовка в Энгельсском районе Саратовской области, именуемые в дальнейшем "Работы", в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N 1 к настоящему дополнительному соглашению), Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к настоящему дополнительному соглашению), Сводной сметой на проектно-изыскательские работы (Приложение N 4 к настоящему дополнительному соглашению), которые являются неотъемлемой частью настоящего дополнительного соглашения.
Оплата работ производится за счет средств ОАО "Песок" (Инвестора) после подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим соглашением.
В соответствии с пунктом 2.1 инвестиционного соглашения N 109 от 01.09.2010 года цена настоящего соглашения определяется Протоколом согласования цены договора (Приложение N 3 к Соглашению) и составляет 2816110 рублей 12 копеек, в том числе НДС 18% 429576 рублей 12 копеек.
Пунктами 3.1, 3.2 инвестиционного соглашения N 109 от 01.09.2010 года предусмотрено, что датой начала выполнения работ по настоящему соглашению считается дата подписания сторонами настоящего соглашения.
Сроки выполнения работ (этапов работ) устанавливаются в соответствии с календарным графиком выполнения работ (Приложение N 2 к соглашению).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Взаимоотношения сторон по договору регулируются положениями главы 37, параграфа 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно положениям статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика
Согласно статье 1 Федерального закона N 39-ФЗ от 25.02.1999 года "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", понятие "инвестиции" - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, а инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 39-ФЗ от 25.02.1999 года "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 39-ФЗ от 25.02.1999 года "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").
По смыслу Федерального закона N 39-ФЗ от 25.02.1999 года, инвесторами могут быть: физические лица; юридические лица; создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц; государственные органы; органы местного самоуправления; иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов (статья 4 Федерального закона N 39-ФЗ от 25.02.1999 года "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").
Согласно пункту 1.1 инвестиционного соглашения N 109 от 01.09.2010 года, данное соглашение заключено сторонами в целях решения вопросов, направленных на охрану и обеспечение рационального использования водных объектов, расположенных на территории Энгельсского муниципального района, а именно: выполнение работ по подготовке проектной документации для проведения расчистки русла реки Саратовка в Энгельсском районе Саратовской области. В качестве Заказчика по инвестиционному соглашению N 109 от 01.09.2010 года выступает Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, в качестве Инвестора - ОАО "Песок".
Доводы истца, что каких-либо работ или результата работ, выражающегося в материальных благах или представляющих собой потребительскую ценность, ОАО "Песок" от ООО "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект" не получало правомерно отклонены судом первой инстанции.
Поскольку инвестиционная деятельность осуществляется не только в целях получения прибыли, но и для достижения иного полезного эффекта. Достоинством такой формулировки является разделение прибыли и иного полезного эффекта. При этом понятие "иной полезный эффект" не поглощает понятие "прибыль", допускается осуществление инвестиций при отсутствии цели получения прибыли. Федеральный закон N 39-ФЗ от 25.02.1999 года "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" не уточняет, какую конкретно цель/положительный эффект, кроме получения прибыли, достигает инвестор. В рассматриваемом случае понимание эффекта более широкое, поскольку подразумевается не только социальный, но и иной эффект.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений... (пункт 2 статьи 1 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года).
Понятие "муниципальные нужды" приводится в пункте 2 статьи 3 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года: обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
Таким образом, предметом регулирования Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 года являются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, только в случае обеспечения потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования, в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Привлечение юридического лица ОАО "Песок" к инвестированию по оспариваемому соглашению не является размещением заказа на выполнение работ для муниципальных нужд за счет средств соответствующего муниципального бюджета, так как инвестирование осуществляется за счет средств самого юридического лица.
Следовательно, положения инвестиционного соглашения N 109 от 01.09.2010 года и дополнительного соглашения к нему N 1 от 19.10.2010 года не подпадают под действие Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года, и нормами данного Федерального закона не регулируются.
Из материалов дела следует, что Арбитражным судом Саратовской области рассматривалось дело N А57-25674/2011 по исковому заявлению ООО "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект" к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, к ОАО "Песок" о взыскании 1.816.110 рублей 12 копеек, и по встречному исковому заявлению ОАО "Песок" к ООО "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект", к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании инвестиционного соглашения N 109 от 01.09.2010 года незаключенным.
Решением суда от 06.04.2012 года по делу N А57-25674/2011 исковые требования ООО "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект" о взыскании оплаты за выполненные работы по инвестиционному соглашению N 109 от 01.09.2010 года в размере 1816.110 рублей 12 копеек удовлетворены; в удовлетворении встречного искового заявления ОАО "Песок" отказано.
Решение суда от 06.04.2012 года по делу N А57-25674/2011 вступило в законную силу 27.06.2012 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно решению суда от 06.04.2012 года по делу N А57-25674/2011, ООО "Институт "Волгастройпроект" исполнил свои обязательства в сроки и объеме, обусловленные инвестиционным соглашением N 109 от 01.09.2010 года и дополнительным соглашением N 1 к нему; проектная документация была принята Администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области без замечаний и получила положительное заключение государственной экспертизы, тогда как ответчик ОАО "Песок" обязательства по оплате не выполнил, доказательств оплаты выполненных работ в полном объеме не представил.
С ОАО "Песок" в пользу ООО "Институт "Волгастройпроект" взыскана задолженность в размере 1.816.110,12 рублей.
Таким образом, данным решением установлена обоснованность взыскания денежной суммы за выполнение работ по инвестиционному соглашению N 109 от 01.09.2010 года.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска о применении последствий недействительности сделки в силу ничтожности инвестиционного соглашения N 109 от 01.09.2010 года и дополнительного соглашения N 1 от 19.10.2010 года, обязав общество с ограниченной ответственностью "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект" возвратить на расчетный счет Открытого акционерного общества "Песок" 1.000.000 рублей.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2012 года по делу N А57-8678/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8678/2012
Истец: ОАО "Песок"
Ответчик: Администрация Энгельсского муниципального района, ООО "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект"
Третье лицо: ОАО "Институт по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения "Волгастройпроект"