Обоснование затрат - определение, понятие
Те, кто до сих пор не может самостоятельно разобраться у себя с правилами организации налогового учета, а, значит, и с порядком формирования налоговой базы, обращаются в самые высшие инстанции, в том числе с просьбой подкорректировать сам закон (25-ю главу НК РФ). Об этом свидетельствуют недавние определения Конституционного суда от 4 июня 2007 г. N 320-О-П и 366-О-П. В данной статье анализируются основные выводы и решения судебных органов по этому вопросу.
Группа депутатов Государственной Думы в запросе, а негосударственное некоммерческое образовательное учреждение "Институт управления" в жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации просят проверить и признать противоречащими статьям 1 (часть 1), 15 (части 1, 2 и 3), 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации положения пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), касающиеся расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций.
Мнение заявителей
Названные законоположения являются неопределенными, содержат оценочные, дублирующие друг друга понятия, что ведет к произвольному их применению на практике и, как следствие, к нарушению конституционных прав налогоплательщиков.
До этого тема неопределенности категории "экономическая оправданность затрат"не раз поднималась в прессе и в обращениях в налоговые органы. Вывод один: из-за расплывчатой формулировки расходов, приведенной в пункте 1 статьи 252 НК РФ, по мнению большинства налогоплательщиков, практически любые затраты могут быть поставлены под сомнение.
По вышеупомянутым обращениям Конституционный суд вынес определения не в пользу подателей запросов и жалоб. При вынесении определений суд привел следующие обоснования.
Мнение суда (1)
Законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы. Это было связано с тем, что содержание, формы экономической деятельности, виды возможных расходов на практике настолько многообразны, что их детальное и исчерпывающее нормативное закрепление привело бы к ограничению прав налогоплательщика. Возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, что относить в расходы в целях налогообложения, что не относить, была предоставлена налогоплательщикам целенаправленно и осознанно.
Нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем пункта 1 статьи 252 НК РФ, не допускают, вопреки утверждению заявителей, их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли.
Комментарии практика
Именно последняя ключевая мысль об объективной связи расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли никак не может быть в полной мере осознана и применена на практике, к сожалению, большинством налогоплательщиков даже на шестой год существования 25-й главы НК РФ.
Уместно вспомнить известную фразу - "верхи не хотят - низы не могут", которую в данной ситуации можно изложить следующим образом.
Верхи (налоговая служба, суд или Минфин России) не могут дать конкретный перечень расходов для всех налогоплательщиков сразу и на все случаи жизни в одном документе, в том числе по следующей объективной причине.
Известно, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) используется при регистрации предприятий для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами. Традиционно в уставных документах фиксируется от 20 до 40 основных видов планируемых видов деятельности. А сколько их в ОКВЭД, считали? Так вот, чтобы лишь перечислить виды деятельности предприятий и организаций требуется 226 страниц формата А4.
Скорее все же низы (налогоплательщики) сами не хотят разобраться в своем учете доходов и расходов. Поэтому тема постановки налогового учета до сих пор и актуальна. К сожалению, широко распространено ошибочное (по мнению автора) мнение о необходимости сближения бухгалтерского и налогового учета. Кто пошел этим путем, "задваивает" бухучет, т.е. операции отражаются сразу по двум направлениям. Учет на бумаге сближается. На первый взгляд, поставленная цель вроде бы достигается. При этом либо распечатываются кипы бумаг с бухгалтерскими проводками под другим, "налоговым" названием, либо составляется короткий отчет о "десяти" отличиях. Но порядок расчета налоговой базы из этого не ясен, а, значит, ошибки, непонимание "прибыльной" системы предприятия и риск штрафных санкций так и остаются.
А всего-то требуется проработать технологию получения доходов и связанных с ними расходов по всем, осуществляемым предприятиями видам деятельности и изложить это на бумаге. Результаты таких "научных" исследований, в частности, виды расходов, периодичность их возникновения, нормативы списания, в соответствии с положениями 25-й главы НК РФ предприятиям-налогоплательщикам предлагается зафиксировать в виде учетной политики для целей налогообложения.
Налоговый учет имеет свои правила, которые лучше знать и исполнять. При этом самое главное правило - построить свою, уникальную систему учета налога на прибыль, в фокусе которой оперативность к изменениям.
От произвольного же толкования расходов предприятия налоговиками при проверках как раз и должна оградить грамотная, обоснованная калькуляциями, технологическими расчетами, сметами и другими аналогичными документами учетная политика конкретного предприятия.
Поясним сказанное на примерах.
С перечнем расходов по услугам и (или) работам, размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, можно познакомиться в методических указаниях по расчету тарифов на соответствующий вид услуг, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. К таким услугам относятся услуги по передаче электрической и тепловой энергии, газа, воды, оперативно-диспетчерскому управлению и иные аналогичные услуги.
В некоторых отраслевых методических указаниях даже определяются прямые расходы. Например, согласно пункту 14 "Методических указаний по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств" при расчете тарифа на транспортировку в состав прямых расходов включаются горюче-смазочные материалы, амортизация основных средств, оплата труда, отчисления во внебюджетные фонды, содержание и ремонт основных средств, спецодежда, инструмент, инвентарь.
Кроме так называемых регулируемых видов деятельности, методические указания по учету расходов разработаны и утверждены и для других, нерегулируемых видов деятельности (и отраслей). Вот некоторые из них:
- Методические рекомендации по учету затрат в животноводстве (утв. Приказом Минсельхоза России от 2 февраля 2004 г. N 73);
- Методические рекомендации по бухгалтерскому и налоговому учету материально-производственных запасов в хлебоприемных и зерноперерабатывающих организациях (утв. Приказом Минсельхоза России от 20 января 2005 г. N 5);
- Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004);
- Методические рекомендации по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи (утв. Приказом Министерства информационных технологий и связи от 21 марта 2006 г. N 33) и т.д. и т.п.
При этом названия, конечно, могут быть разными: инструкция, рекомендации, правила, порядок, положения по учету и т.д. Например, для предприятий внутреннего водного транспорта разработана Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности (утв. Приказом Минтранса России от 30 сентября 2003 г. N 194).
Мнение суда (2)
Общие критерии отнесения тех или иных затрат к расходам, указанные в оспариваемых положениях статьи 252 НК РФ и других статьях главы 25 НК РФ, должны применяться в системе действующего правового регулирования с учетом целей и общих принципов налогообложения, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Глава 25 НК РФ регулирует налогообложение прибыли организаций и устанавливает в этих целях определенную соотносимость доходов и расходов и связь последних с деятельностью организации по извлечению прибыли.
Комментарии практика
Не секрет, что в некоторых случаях под термином "обоснованные затраты" прикрываются фиктивные, ничтожные сделки и, таким образом, происходит явная подмена предмета доказывания. Поэтому следует отличать обоснованные затраты от фиктивных, когда те или иные расходы никогда не осуществлялись или по сути деятельности в них не было необходимости.
Приведем небольшой пример из практики.
Организация, основным видом деятельности которой является осуществление транспортных перевозок и 90% персонала составляют водители и специалисты по ремонту техники, арендует офисное помещение. Сопоставив штатное расписание организации и данные договора аренды, получается, что на 10 офисных работников приходится вся площадь арендуемого помещения, которая составляет 2000 кв.м. Один офисный работник занимает площадь в 200 кв.м.!
При этом на деле в упомянутых помещениях, конечно, находятся не только 10 работников арендатора, а более 200 работников других, родственных предприятию-арендатору организаций. Логично предположить, что необходимость аренды такой площади для транспортной организации несколько абсурдна и сомнительна.
Проведение такого экономического анализа и предполагает 25-я глава НК РФ. Но грамотное планирование и управление доходами и расходами начинается не раньше, чем сформируются аналитические навыки у бухгалтеров. Именно это и предполагает методология постановки налогового учета, которая не привязывается к какой-либо программе, к задаче по сближению учета или количеству учетных работников.
Задачи, которые необходимо разрешить предприятию в процессе систематизации налогового учета, следующие:
1. Изучение технологии производства. Работа с техническими службами
Для этого с помощью представителей технических служб предприятия досконально изучается процесс производства продукции, работ, услуг, по СНИПам, ГОСТам и т.п.
Цель проведения работы:
выявление основных и вспомогательных технологических процессов. Последние зачастую ошибочно включаются в состав косвенных расходов;
классификация видов выполняемых работ и оказываемых услуг с точки зрения НК РФ статья 39 НК РФ (пример - услуги водоснабжения);
определение видов деятельности, по которым на предприятии должно определяться незавершенное производство;
определение видов материалов, основных средств, работников, без которых основной производственный процесс не состоится. Результаты особенно важны для целей минимизации состава прямых расходов по тем видам деятельности, где имеется НЗП;
определение видов деятельности, которые могут относиться к так называемым длительным договорам (пример - услуги заказчика-застройщика).
Для подтверждения информации при необходимости проводится реальное визуальное обследование предприятия. Необходимость последнего можно подтвердить следующим примером из практики.
В 2004 г. проводилась постановка налогового учета на предприятии, производящем газированные напитки. При списании бутылочных заготовок предприятие использовало самостоятельно разработанные нормы списания технологических потерь при производстве пластиковых бутылок. Официально утвержденных для данной отрасли норм не существовало.
При наблюдении производства бутылок на поточной линии был сделан вывод, что предприятие действительно может заложить и подтвердить установленные нормы потери заготовок.
При дальнейшем обследовании производственного цеха предприятия случайно был обнаружен бункер с пластиковыми бутылками, применяемые для розлива пива, которые изготовлялись для пивзавода. В учете предприятия доход по этому виду услуг не отражался, а расходы списывались в налоговую базу (непреднамеренно). В результате были произведены соответствующие корректировки в учете.
По итогам проведения данной работы составляется перечень форм документов, которые должны представляться техническими службами в целях обеспечения экономического обоснования формирования себестоимости производимой продукции, работ, услуг, а также основных расходов для целей налогового учета (материалов, количества отработанного времени, данных об использовании ОС, о простоях (и их причинах), отходах и т.п.).
2. Изучение системы оплаты труда. Работа с кадровой службой
Для этого изучаются следующие документы:
штатное расписание предприятия. Необходимость изучения последнего подтверждает следующий пример из практики работы с сетью универсамов. В штатном расписании одного из предприятий, которое занимается сдачей в аренду помещений, числилось несколько маркетологов, в соответствии с должностными инструкциями которых их функции связаны с изучением правильности размещения товаров в универсамах. В виду того, что деятельность маркетологов не связана с доходами предприятия расходы, связанные с их содержанием (ФОТ, ЕСН, ПФР, ФСС, доля аренды, коммунальных платежей и т.д. и т.п.), пришлось исключить из налоговой базы предприятия;
должностные инструкции, которые дают информацию для анализа состава расходов сторонних организаций по аналогичной деятельности и обоснования выплат работникам в связи с исполнением тех или иных обязанностей (компенсации за использование имущества в служебных целях, проездные и т.п.);
трудовые договора, которые дают информацию для анализа состава выплат и компенсаций, включаемых в налоговую базу. Например, квалификация и необходимость обучения, производимого за счет работодателя, обеспечение спецодеждой или форменной одеждой могут быть индивидуальными и предусмотрены лишь в трудовых договорах;
коллективный договор, который дает информацию для анализа состава выплат, премий, расходов, связанных с обеспечением нормальных условий труда и т.п. Типичная ошибка: расходы по добровольному страхованию работников включаются в налоговую базу по налогу на прибыль без соответствующего упоминания в коллективном (или трудовом) договоре;
положение и приказы о премировании и другие унифицированные формы, обязательные к применению по оплате труда,
программа предприятия по обучению, ученические договоры;
договоры гражданско-правового характера и т.д.
В результате проведения данной работы производится экономическое обоснование и документальное подтверждение расходов, связанных с выплатами работникам в натуральной и денежной форме. Составляется перечень форм документов, которые должны представляться кадровой службой предприятия в целях обеспечения достоверности налогового учета.
3. Изучение договорной работы предприятия. Работа с юридическим отделом
Цель проведения работы:
анализ соответствия содержания договора фактическому отражению операций в учете и лиц, ответственных за своевременную подачу информации учетным работникам. Для этого прорабатываются типовые и нетиповые договоры. Необходимость проведения такой работы связана с такими типичными ошибками, как, например, искажение первоначальной стоимости ОС или стоимости материалов из-за невключения информационных, консультационных, посреднических, транспортных и др. подобного рода услуг;
анализ своевременности и правильности учета штрафных санкций, предусмотренных в договорах, результатов претензионной работы, судебных решений и др.
В результате проведения такого анализа прорабатывается порядок предоставления соответствующей информации юридическим отделом с учетом требований 25-й главы НК РФ.
4. Работа с секретариатом и отделом по связям с общественностью
Цель проведения работы:
анализ своевременности и достоверности информации о контрагентах предприятия для подтверждения дебиторской или кредиторской задолженности;
изучение порядка оформления представительских, командировочных расходов, расходов на подписку и публикации и т.п.
В результате проведения такой работы, как правило, выявляются расходы, которые не должны учитываться в целях налогообложения, а также систематизируется порядок предоставления информации о дебиторах - кредиторах.
5. Работа с маркетинговой службой
Изучаются:
положение о рекламных мероприятиях;
маркетинговая политика предприятия.
Систематизируются порядок отражения и оформления рекламных и маркетинговых расходов.
В результате прорабатываются формы документов, а также порядок подтверждения при необходимости рыночной цены и т.п.
6. Изучение графика документооборота предприятия
Цель проведения работы:
анализ соответствия применяемых на предприятии унифицированных форм формам, установленным законодательством на момент проведения работы;
анализ форм, применяемых на предприятии, по которым унифицированные формы не разработаны.
Если на предприятии график документооборота отсутствует, исследовательская работа проводится непосредственно с участниками учетного процесса. В этом случае прорабатывается документооборот "от операции", т.е. анализируются все хозяйственные операции на участке учета с точки зрения правильности и последовательности документального подтверждения.
Как правило, в этом случае к работе привлекаются складские работники, работники АХО, представители гаража, транспортного, строительного отдела и т.д.
В результате проведения данной работы (практически всегда!) выявляются участки учета, на которых имеются пробелы в бухгалтерском, а значит и в налоговом учете. Составляется перечень и порядок оформления форм документов, которые должны оформляться при отражении той или иной операции и лица, ответственные за их исполнение.
Пример составления графика документооборота
"от документа" по приходу материалов М-4
Основание | Документ | Проверка документа | Отражение в учете |
|||||||||
Коли- чест- во экзе- мпля- ров |
Ответ- ствен- ный за выпис- ку |
Ответ- ствен- ный за оформ- ление |
Срок оформле- ния |
Ответ- ствен- ный за испол- нение |
Кто пре- дстав- ляет |
Порядок представ- ления |
Срок пред- ставления |
Кто ви- зирует |
Регистр бухуче- та |
Регистр налого- вого учета |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Приемка материально-производственных запа- сов (МПЗ) по договору купли-продажи |
||||||||||||
1 | Договор | 2 | юрист | юрист | 1 день после заявки |
экспе- дитор |
юрист | При под- писании |
До подписа- ния и после испонения |
Руково- дитель, главбух |
- | - |
2 | Журнал учета договоров |
1 | юрист | юрист | После визиро- вания |
юрист | юрист | По запро- су |
В день зап- роса |
- | - | - |
3 | Доверенность | 1 | бух- галтер |
бух- галтер |
в день получе- ния от постав- щика |
экспе- дитор |
экспеди- тор |
При под- писании |
В момент подписания и после получения товара |
Руково- дитель, главбух |
- | - |
4 | Журнал учета доверенностей |
1 | бух- галтер |
бух- галтер |
в день выписки |
бух- галтер |
бухгал- тер |
При выпи- ске дове- ренности |
По запросу | Главбух | - | - |
5 | Накладная по форме 1-Т, ТОРГ-12 (М-15) |
1 | Экспе- дитор, поста- вщик |
Экспе- дитор, поста- вщик |
В день приемки- передачи |
экспе- дитор |
экспеди- тор |
в момент сдачи- приемки объекта |
в момент доставки объекта |
Экспе- дитор, кладов- щик |
Ведо- мость по пос- тавщи- кам по сч. 60 |
Дт 10 Кт 60 |
6 | Справка по услугам, свя- занным с приобретением МПЗ (% пос- редника и т.п.) |
2 | Бух- галтер по ус- лугам |
Бух- галтер по ус- лугам |
В момент получе- ния пер- вичных докумен- тов |
Бух- галтер по ус- лугам |
Бухгал- тер по услугам |
В момент передачи бухгалте- ру МПЗ |
после офор- мления справки |
замгла- вбуха |
Оборот- ная ведо- мость по сч. 10 |
Дт 10 Кт 60 |
7 | Сертификаты и проч. техни- ческая доку- ментация |
1 | поста- вщик |
поста- вщик |
В день приемки |
экспе- дитор |
экспеди- тор |
в момент приемки объекта |
Не позже передачи объекта на склад |
Руково- дитель подраз- деле- ния, бухгал- тер МПЗ |
- | - |
8 | Инвентарная карточка уче- та материалов |
1 | Бух- галтер МПЗ |
Бух- галтер МПЗ |
В день приемки на ба- ланс |
Бух- галтер МПЗ |
Бухгал- тер МПЗ |
После приемки объекта |
В день приемки |
Бух- галтер по МПЗ |
Оборот- ная ве- домость по |
Дт 10 Кт 60 |
7. Работа с бухгалтерской службой
Работа проводится буквально с каждым участником учетного процесса. При этом рассматриваются первичные документы, поступающие для обработки на участок, порядок их проверки и обработки конкретным работником. А это уже совсем другой уровень каждый бухгалтер:
четко знает "свои" статьи НК РФ;
знает круг вопросов, связанных с отражением тех или иных операций на его участке, в частности те, которые он должен решать только совместно с руководством и те, по которым он вполне может принять самостоятельное решение;
своевременно отслеживает новости законодательных актов, писем по своему участку и т.п.
Цель проведения работы:
анализ бухгалтерского учета предприятия с точки зрения правильности оформления операций бухгалтерскими проводками в соответствии с требованиями законодательства;
анализ типичных для данного предприятия ситуаций с точки зрения "классического" отражения в бухгалтерском и налоговом учете и обсуждение вариантов, которые приемлемы и выгодны для данного предприятия;
анализ редких для данного предприятия ситуаций и порядка их оформления;
выявление расходов, не принимаемых для целей налогообложения;
анализ распределения обязанностей по сбору информации между бухгалтерской службой и другими отделами предприятий.
В результате выявляются пробелы в бухгалтерском учете, которые служат основой для налогового учета, учетные работники фактически проходят курсы повышения квалификации именно по своей теме, производится подготовительная работа для построения системы налогового учета.
Система налогового учета предусматривает выполнение следующих работ:
анализ и систематизация отраслевых инструкций, законодательства;
формирование учетной политики предприятия для целей налогообложения, в которой прописан алгоритм расчета налоговой базы с использованием, в том числе оборотов по бухгалтерским счетам, которые не подлежат корректировке, операций, которые подлежат корректировке, специальных расчетов, которые производятся только в налоговом учете. Тем самым учетная политика - это готовое техническое задание для дальнейшей максимальной автоматизации налогового учета в тех случаях, когда она вообще возможна;
разработку налоговых регистров по всем участкам учета. При этом опробация проводится на примере отчетности за отчетный (или налоговый) период. Распределение обязанностей по непосредственному ведению налогового учета производится между всеми учетными работниками по соответствующим участкам учета, а по сбору подтверждающей (обосновывающей) информации на другие отделы предприятия (см. выше);
внесение изменений в должностные инструкции работников с конкретными ссылками на ПБУ, статьи НК РФ, формами документов и т.д. (особенно актуально для больших предприятий);
разработка (или внесение изменений, дополнений) графика документооборота "от операции".
Вместе с изменением подхода к стандартам учетной работы активно меняется методология налогообложения, что очень выгодно компании, т.к. снижаются риски штрафных санкций, растет конкурентоспособность компании. Вышеописанный вариант постановки налогового учета успешно внедрен на нефтяных предприятиях, на молочных заводах, в водоканалах, в строительных холдингах и т.д.
Мнение суда (3)
Из такого же принципа исходит и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указавший в Постановлении от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Комментарии практика
Подтверждением вышеописанных выводов о признании расходов в результате любой, но вполне реальной предпринимательской или иной экономической деятельности может служить, во-первых, тот факт, что 25-я глава НК РФ допускает получение не только прибыли, но и убытка и, более того, возможность погашения убытка за счет прибыли последующих лет.
Во-вторых, в 25-й главе НК РФ предусмотрено признание таких статей расходов, которые не влекут непременно немедленный эффект в виде увеличения дохода. Перечислим некоторые из них:
- расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов (пункт 2 статьи 262 НК РФ);
- расходы с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов (подпункт 9 пункта 1 статьи 265 НК РФ);
- затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции (подпункт 11 пункта 1 статьи 265 НК РФ);
- расходы в виде штрафов и других санкций за нарушение условий хозяйственных договоров (подпункт 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ);
- различные виды потерь: потери от простоев по внутрипроизводственным причинам (подпункт 2 пункта 3 статьи 265 НК РФ), не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам (подпункт 2 пункта 4 статьи 265 НК РФ), потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций (подпункт 2 пункта 7 статьи 265 НК РФ), потери от брака (пункт 47 статьи 264 НК РФ) и др;
- различные виды убытков: суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (подпункт 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ), убытки от реализации товаров и (или) имущественных прав (пункт 2 статьи 268 НК РФ) и др.;
- расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (подпункт 34 пункта 1 статьи 264 НК РФ);
- расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления (подпункт 35 пункта 1 статьи 264 НК РФ) и др.
Кроме этого, экономическая оправданность расходов может определяться их необходимостью, а иногда и обязательностью для налогоплательщика. Поэтому не всегда непосредственной целью осуществления затрат является получение экономических выгод.
Отдельные расходы в хозяйственной деятельности организации стоят в стороне от цели получения прибыли и прямо ею не обусловлены. Но без подобных "издержек" для осуществления нормальной финансово-экономической и производственной деятельности налогоплательщику не обойтись. А это, в свою очередь, указывает на их важность и значимость. И коль скоро таких затрат не избежать из-за их необходимости, эти расходы так или иначе являются экономически обоснованными условиями получения дохода. Например, расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ несет юридическое (или физическое) лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. Напомним, что Градостроительный кодекс РФ действует для предприятий строительной отрасли.
Кстати, выводы Пленума ВАС РФ, изложенные в Постановлении от 12 октября 2006 г. N 53, можно успешно использовать в обосновании некоторых затрат.
Например, расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями (подпункт 18 пункта 1 статьи 264 НК РФ) могут быть связаны с проверкой целесообразности осуществляемых в организации управленческих мероприятий.
Рациональность расходов может быть определена в результате маркетинговых исследований (подпункт 27 пункта 1 статьи 264), т.е. в результате текущего изучения (исследования) конъюнктуры рынка, сбора информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
И.А. Любомирова
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru