Индивидуальные и коллективные формы оплаты труда водителей
автотранспортных предприятий
Деньги - это наиболее очевидный способ, которым организация может вознаградить сотрудников.
Основная цель оплаты труда - привлечение, мотивация и удержание высококвалифицированных водителей на предприятии. Эти три параметра индивидуализируют оплату труда в современных условиях, что приводит к ее дифференциации, т.е. к установлению различий в заработной плате водителей, определяемых посредством учета количественных и качественных затрат труда, эффективности и результатов трудовой деятельности.
Учет количества труда имеет целью отразить в заработной плате продолжительность труда во времени (например, машино-день работы) и интенсивность (напряженность) труда в единицу времени; учет качества труда - его сложность и квалификацию водителя, условия, в которых осуществляется трудовой процесс, в том числе тяжесть, вредность для здоровья, непривлекательность труда. Как фактор (показатель) качества труда учитывается также его значимость на различных уровнях (отраслевом, на уровне предприятия и т.д.). Количество труда учитывается посредством его нормирования, предполагающего применение норм времени, норм выработки, норм обслуживания, от уровня выполнения которых, т.е. от степени интенсивности труда, зависит размер заработной платы водителя. Учет качественных различий в труде, или качества труда, имеет своей конечной целью обеспечение равной оплаты за равный труд не зависимо от специфики содержания труда водителей. Эта цель достигается с помощью тарифной системы как инструмента регулирования заработной платы на государственном и других уровнях. Тарифная система представляет собой совокупность нормативных документов, с помощью которых осуществляется регулирование оплаты по различным направлениям-категориям работников, профессионально - квалификационным группам, отраслям и видам деятельности, сложности и условиям труда, регионам. Элементами тарифной системы являются тарифные сетки, тарифные ставки (ставки оплаты), тарифно-квалификационные справочники. Кроме того, в тарифную систему входят районные коэффициенты, различного рода доплаты и надбавки тарифного характера и др.
Труд водителей в современных условиях оплачивается либо по индивидуальной, либо по коллективной форме организации труда, основу которой составляет характер выполняемых работ. Выбор той или иной формы оплаты труда определяется объективными обстоятельствами:
- особенностями технологического процесса;
- характером применяемых средств труда и формами его организации;
- требованиями к качеству выполняемой работы.
Как показывает практика, наиболее эффективна в тех или иных производственных условиях та форма оплаты труда, которая способствует росту выработки, улучшению качества услуг (работ), снижению их себестоимости и получению дополнительной прибыли, обеспечению наиболее полного сочетания интересов работников с интересами работодателя и коллектива предприятия.
В организациях используются следующие индивидуальные формы оплаты труда водителей автотранспортных предприятий:
- повременная (тарифная);
- повременно-премиальная система оплаты труда с установлением нормированных сменных заданий в ездках, тоннах, за машино-день работы;
- сдельная;
- сдельно-премиальная.
Повременной формой оплаты труда называется форма оплаты труда, при которой заработок водителя начисляется по установленной тарифной ставке присвоенного разряда и отработанному по факту времени. По этой системе размер оплаты зависит только от вида требований, предъявляемых к водителю на данном рабочем месте. При этом исходят из того, что в рабочее время водитель добивается в среднем нормальных результатов.
На автотранспортных предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, размер тарифной ставки зависит от присвоенного водителю тарифного разряда Единой тарифной сетки (ЕТС), с учетом характера выполняемых работ, который определяется на основе тарифно-квалификационной характеристики Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). На предприятиях с преимущественно частным капиталом (например, ОАО, ЗАО и др.) могут разрабатываться собственные тарифные ставки (тарифные сетки), исходя из тарифно-квалификационных характеристик по должности "Водитель автомобиля".
Тарифно-квалификационные характеристики по должности "Водитель автомобиля" утверждены постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" (с изменениями от 15 января, 28 января, 5 февраля, 3 марта, 5 апреля, 12 июля, 4 ноября 1993 г.; 28 декабря 1994 г.; 31 января, 4 февраля 1997 г.; 1 июня, 12 августа 1998 г.; 4 августа 2000 г.; 24 октября 2005 г.).
В соответствии с данным нормативным актом профессия "Водитель" тарифицируется с 4 по 7 разряд в зависимости от вида и грузоподъемности управляемого транспортного средства, а также выполняемого на них комплекса работ. На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
- работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
- выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей.
Кроме того, должность водителя автомобиля включена в перечень специальностей, по которым высококвалифицированным рабочим и рабочим, выполняющим ответственные работы, могут за счет экономии по фонду заработной платы устанавливаться 9-10 разряды по оплате труда.
При применении на автотранспортном предприятии повременной оплаты труда необходимо соблюдать:
строгий учет и контроль за фактически отработанным временем каждым работником с обязательным отражением времени простоя;
правильное присвоение рабочим-повременщикам тарифных разрядов в соответствии с их квалификацией и с учетом действительной сложности выполняемых ими работ, а также присвоение специалистам, служащим и младшему обслуживающему персоналу должностных окладов, соответствующих выполняемым ими должностным обязанностям и с учетом личных деловых качеств каждого работника;
разработку и правильное применение обоснованных норм обслуживания, нормированных заданий и нормативов численности по каждой категории работающих, исключающих различную степень загрузки, а следовательно, и различный уровень затрат труда в течение рабочего дня;
оптимальную организацию труда на каждом рабочем месте, обеспечивающую эффективное использование рабочего времени.
Особо выделяется установление нормированных заданий рабочим-повременщикам. При выборе показателей, обосновывающих задания, целесообразно включить показатели, учитывающие результаты их труда:
нормированные задания, определяющие каждому повременщику объем работы за смену, неделю или месяц;
плановые нормы или задания по выпуску продукции бригадой (звеном), участком, цехом;
нормы труда в виде степени выполнения технологических параметров и режимов, норм расхода топлива, масел и других производственных ресурсов, графиков выполнения определенных видов работ и т.п.
Пример 1
Водителю легкового автомобиля ООО "Восход" при поступлении на работу 1 августа 2007 г. присвоен 6-й разряд по оплате труда с тарифной ставкой в 4550 руб. С 20 августа 2007 года водителю поручается выполнение всего комплекса ремонтных работ. Приказом по организации с 20 августа 2007 г. ему присваивается 7-й разряд по оплате труда с установлением тарифной ставки в месяц в размере 4650 руб.
Расчет заработной платы при пятидневной рабочей неделе будет следующим:
Размер тарифной ставки за август месяц составит:
1. за период с 1 по 20 августа (13 рабочих дней при месячной норме в 23 рабочих дней) - 2571,74 руб. (4550 руб. : 23 раб. дн. х 13 раб. дн.);
2. за период с 20 по 31 августа (10 раб. дней) - 2021,74 руб. (4650 руб. : 23 раб. дн. х 10 раб. дн.).
3. Всего заработная плата водителя составит 2571,74 руб. + 2021, 74 руб. = 4593,48 руб.
При повременной форме оплаты труда, если работник полностью отработал все рабочие дни по графику в данном месяце, его заработок не будет изменяться по месяцам в зависимости от разного числа рабочих дней в календарном периоде.
Повременно-премиальная система оплаты труда с нормированным заданием используется, когда функции рабочих четко регламентированы и может быть рассчитана норма времени по каждой операции. Эта система объединяет в себе элементы как сдельной, так и повременной форм оплаты труда. Применение данной системы целесообразно, если:
- необходимо обеспечить выполнение нормированного задания (производственного) по рабочим местам и подразделению в целом;
- поставлена задача добиться экономии материальных ресурсов;
- планируется совмещение профессий и многостаночное обслуживание с целью улучшения организации труда и т.д.
Размер заработной платы при повременно-премиальной системе оплаты труда с нормированным заданием устанавливается по формуле:
З = З + П,
п.-пр.сн.з. п
где З - заработная плата при повременно-премиальной
п.-пр.сн.з.
системе оплаты труда с нормированным заданием;
Зп - тарифная заработная плата, соответствующая заработной плате, определенной по повременной системе;
П - сумма премии, установленной за выполнение нормированного задания.
Зп = Тс x Фтаб,
где Тс - тарифная ставка присвоенного водителю разряда (в руб. за час., день);
Фтаб - фонд фактически отработанного по табелю времени (часов, дней).
На практике используются, как правило, разовые премии и вознаграждения. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Независимо от принятых форм и систем заработной платы на предприятиях используются следующие виды разовых премий:
- вознаграждение по итогам работы за год;
- единовременные поощрения за выполнение особо важных заданий, срочных и непредвиденных работ;
- премии по итогам смотров и конкурсов, к праздничным и торжественным датам.
Вознаграждение по итогам работы за год учитывает результаты работы всего предприятия. Обычно размеры выплат увязываются с величиной непрерывного стажа работы на данном предприятии по шкале.
Пример шкалы:
Продолжительность непрерывного стажа | Коэффициент работы на данном предприятии (организации) вознаграждения |
От 1 года до 3 лет | 1,0 |
Свыше 2 до 3 лет | 1,3 |
Свыше 3 до 4 лет | 1,6 |
Свыше 4 до 5 лет | 1,8 |
Свыше 5 лет | 2,0 |
Предприятия разрабатывают специальные положения о выплате единовременных поощрений за выполнение определенных заданий и видов работ. В зависимости от специфики достигнутых производственных показателей такие поощрения могут определяться в: рублях, процентах к заработку работника, процентах от полученного эффекта в результате выполнения данной работы. Предприятие может заменить денежные премии натуральными вознаграждениями - ценными подарками, товарами длительного пользования, льготами на приобретение квартиры, дачи, машины и др.
Итак, при повременной форме оплаты труда стимулируют:
- повышение квалификаций водителей;
- работу без прогулов;
- создают условия для заинтересованности в высококачественной работе.
В то же время они имеют недостаток - отсутствие связи оплаты труда с его результатами.
Сдельная форма оплаты труда предполагает, что заработная плата водителю начисляется исходя из объема выполненных работ или затрат времени (количества перевезенного груза, пройденных километров и т. п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Использование сдельной формы оплаты труда характерно для водите лей грузовых автомобилей. Расценка зависит от тарифной ставки водителя и определяется на 100 км.
Пример 2
За перевозку одной тонны груза на расстояние 100 км. расценка составляет 55 руб. Всего за месяц работник перевез 100 тонн груза на расстояние 100 км и 50 тонн на расстояние 150 км. Заработок водителя будет состоять из двух частей: первая часть определяется по прямой расценке, а второй - по расценке, увеличенной на коэффициент, превышения километража.
55 руб. х 100 тонн = 5500 руб.
55 руб. х 50 тонн х (150 : 100) = 4125 руб.
Всего заработная плата составит 9625 руб.
При использовании сдельной оплаты труда необходимо соблюдение ряда требований (условий), в частности:
- хорошо поставленный учет количественных результатов труда;
- эффективная организация нормирования труда и правильная тарификация работ;
- строгий контроль за качеством продукции, работ, услуг;
- нормальная организация труда, исключающая перебои в работе, простои, несвоевременную выдачу производственных заданий, нарядов, материалов, инструмента и т.п.;
- реальная возможность у работника увеличивать выпуск продукции (объемы выполняемых работ, услуг) по сравнению с установленными нормами.
Действующие в России системы оплаты труда в качестве одного из элементов предусматривают выплату доплат и надбавок к основному (тарифному) заработку. Перечень доплат и надбавок впечатляющий: часть их предусмотрена Трудовым кодексом РФ, а остальная часть - специальными ведомственными и правительственными постановлениями.
Все виды действующих доплат и надбавок направлены на стимулирование повышения занятости, сложности и ответственности. Их принято разделять на компенсационные и стимулирующие.
Компенсационные выплаты призваны обеспечивать возмещение потенциальных потерь (трудо- и работоспособности, производительного использования рабочего времени, полноценного использования профессионально-квалификационного потенциала) работников по независящим от них причинам.
Стимулирующие выплаты имеют целью формировать побудительные мотивы к труду в той или иной сфере, а также к более высокой результативности труда.
Надбавки призваны служить компенсацией или стимулом в связи с относительно постоянно действующими факторами труда и производства, относительно устойчивыми характеристиками профессионально-квалификационного уровня и деловых качеств работников. Надбавки могут быть связаны с работой в ночное время, в праздничные дни, сверхурочной работой, выполнением работ различной квалификации (сложности); наличием ученой степени и звания, присвоением класса или категории, владением иностранными языками и т.п.
Доплаты имеют целью компенсировать воздействие на работника переменных факторов организации труда и производства, а также стимулировать высокие, прежде всего сверхнормативные достижения в труде. Доплаты могут устанавливаться за отклонение от нормальных условий труда; совмещение профессий; выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; допуск к государственной тайне; бригадирам не освобожденным от основной работы; за обучение высококвалифицированными рабочими и специалистами менее квалифицированных коллег непосредственно на рабочем месте и др.
Доплаты и надбавки, как элементы структуры заработной платы, в ряде случаев занимают существенное место в формировании ее величины (размеров) и, следовательно, необходимость управления рациональным их применением не вызывает сомнения. Самое важное в этом процессе - использование компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок в соответствии с их функциональным назначением. Степень централизованного регулирования надбавок, исходя из их экономической природы, должна быть большей, чем доплат, призванных отражать меняющиеся условия трудового процесса и организации производства. В этой связи, очевидно, что гарантированный (минимальный) уровень надбавок целесообразно устанавливать законодательно, а доплаты могут регламентироваться (как по набору, так и по величине) в коллективно-договорных процессах.
В практическом плане большое значение имеет то, что доплаты и надбавки выплачиваются из фонда оплаты труда и относятся на себестоимость. В настоящее время наиболее актуальны надбавки, которые могут стимулировать квалификацию и профессиональное мастерство.
При оплате труда водителей наиболее распространены следующие виды доплат и надбавок:
- доплата за сверхурочную работу;
- доплата за работу в ночное время;
- доплата за совмещение профессий;
- надбавка за классность;
- доплата за разделение рабочего дня на части.
В качестве примера приведем два вида дополнительной оплаты:
1. Доплата за совмещение профессий (должностей) водителям может устанавливаться при организации доставок товарно-материальных ценностей с целью экономии рабочего времени других работников:
- грузчика на закрепленных за ними машинах при перевозке малых партий и легковесных грузов, а также на ассенизационных автомобилях и автомобилях-мусоровозах;
- агента, экспедитора, приемосдатчика грузов - за оформление и сдачу товарно-транспортных накладных;
- ремонтных рабочих (при выполнении всего комплекса ремонтных работ водителям может устанавливаться повышенный разряд по оплате труда);
- санитара (водителям автомобилей медицинских учреждений);
- киномеханика (водителям передвижных киноустановок).
Пример 3
Работник занят доставкой, разгрузкой товаров, оформлением, получением и сдачей товарно-транспортных и сдаточных документов. Месячная тарифная ставка - 4500 руб. По приказу работнику установлены доплаты: за выполнение обязанностей грузчика - 10% от тарифной ставки; за выполнение обязанностей экспедитора - 5% от тарифной ставки.
Заработная плата за месяц составит: тарифная ставка - 4500 руб.; доплата за выполнение обязанностей грузчика - 4500 руб. х 10% = 450 руб.; доплата за экспедитора 4500 руб. х 5% = 225 руб. Всего - 5175 руб.
При выполнении водителями погрузочно-разгрузочных работ в рамках основных обязанностей или совмещения должности грузчиков водители имеют право на повышенную оплату труда в связи с вредными условиями труда. Перечень грузов, погрузка и выгрузка которых должна оплачиваться по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03 ноября 1986г. N 460/26-60 и дополнен постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 02 января 1989 г. N 5/1-8.
2. Надбавка за классность может устанавливаться в следующих размерах:
- за II класс - 10%;
- за I класс - 25%.
Надбавка выплачивается за время работы в качестве водителя (за время ремонта надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанному времени на автомобиле).
Пример 4
Водителем автобазы с месячной тарифной ставкой 2 400 руб., при норме рабочего времени - 184 часа, отработано за месяц непосредственно на автомобиле 140 часов.
Остальное рабочее время в месяце работник простаивал в связи с поломкой автомобиля, в течение которого он привлекался к работам на самом предприятии с закреплением за ним права на получение тарифной ставки в размере 100%.
Работник имеет квалификацию водителя I класса.
Заработок работника за месяц составит:
а) тарифная ставка - 2 400 руб.;
б) надбавка за классность - 456,52 руб. (2400 руб. : 184 час. х 140 часов х 25%);
Всего заработок работника за месяц - 2856,52 руб.
В коллективном договоре предусматривается способ исчисления доплат за условия труда (сохранить полностью, отменить частично и т.д.). Доплаты и надбавки компенсационного характера должны применяться на предприятии ко всем работникам в обязательном порядке.
При коллективной организации труда оплата труда каждого работника рассчитывается в зависимости от объема работы, выполненного группой работающих. Такая форма организации и оплаты труда, наиболее эффективна, когда необходимы одновременные совместные усилия групп работающих. Виды коллективной формы организации труда: бригада, подряд (бригадный, коллективный или арендный). В этом случае возможны два способа расчета заработной платы:
1. Индивидуальная заработная плата может начисляться по путевому листу, а часть фонда оплаты труда в виде премий и экономии средств, распределяется с учетом коэффициента трудового вклада (КТУ);
2. Индивидуальная заработная плата начисляется по КТУ от фонда оплаты труда.
Рассмотрим пример начисления заработной платы бригаде водителей, обслуживающих розничный магазин.
Пример 5
Условиями трудового договора за полностью отработанный месяц каждому работнику магазина гарантируется заработная плата 15000 руб. и дополнительная заработная плата в зависимости от выручки от реализованной продукции и индивидуального КТУ. Для водителей предусмотрено распределение дополнительных сумм в зависимости от фактически отработанного времени по путевым листам, исходя из обоснованных норм времени на проезд и объема перевезенного груза.
Эти показатели отражены в КТУ, который рассчитывается по следующей формуле:
КТУ = (К1 + К2) x 0,5;
где К1 - коэффициент отработанного времени;
К2 - коэффициент объема перевезенного груза;
0,5 - коэффициент снижения КТУ за ДТП.
За август 2007 г. определен фонд дополнительной оплаты от фактической выручки на сумму 50000 руб. Водитель Иванов В.И. совершил ДТП, в связи с чем необходимо проведение ремонтных работ за счет средств магазина. Поэтому его КТУ уменьшается на 0,5.
Таблица 1
Ф.И.О. | Базовая плата |
Отработанное время по путевым листам |
Объем перевезен- ного груза |
Расчет заработной платы | ||||
В часах | К1 | В тоннах | К2 | КТУ | Распределение дополнитель- ного фонда |
Итого начислено зарплаты |
||
Иванов А.П. | 15000 | 120 | 0,34 | 100 | 0,34 | 0,68 | 20731,70 | 35731,70 |
Иванов В.И. | 15000 | 100 | 0,29 | 90 | 0,32 | 0,61 | 18597,56 | 33597,56 |
Петров А.Р. | 15000 | 130 | 0,37 | 100 | 0,34 | 0,71 х 0,5 = 0,35 |
10670,74 | 25670,74 |
Итого | 45000 | 350 | 1,0 | 290 | 1,0 | 1,64 | 50000 | 95000 |
Расчет заработной платы:
K1 = Иванова А.П. 120 : 350 = 0,34;
K2 = Иванова А.П. 100 : 290 = 0,34.
Аналогично определяются коэффициенты у других водителей.
Суммы заработной платы составят:
Иванов А.П. 15000 руб. + (50000 руб. : 1,64 х 0,68) = 35731,70 руб.;
Иванов В.И. 1500 руб. + (50000 руб. : 1,64 х 0,61) = 33597, 56 руб.;
Петров А.Р. 1500 руб. + (50000 руб. : 1,64 х 0,35) = 25670,74 руб.
При коллективном подряде в состав коллектива включаются бригады водителей, ремонтных рабочих, а также специалисты и служащие, для которых устанавливается единый порядок начисления заработной платы по конечным результатам. В этом случае сначала определяется ФОТ специалистов по нормативу от общего ФОТ, который включает должностные оклады, надбавки за высокие достижения в труде, суммы средств на поощрение за качественное обслуживание, перевозку грузов. Эта часть ФОТ специалистов распределяется с учетом КТУ Оставшаяся часть ФОТ подрядного коллектива (автоколонны) делится между бригадами пропорционально выручке или комплексному показателю, характеризующему в целом эффективность работы подрядного коллектива.
На работах по техническому обслуживанию и ремонту (оплата ремонтных рабочих) автомобильного парка применяется коллективная сдельная система оплаты труда с использованием стабильных расценок на срок договора подряда. Средства на оплату труда технической службы включают основную заработную плату, формируемую по установленным сдельным расценкам за автомобиле-день (смену) работы, премии по коллективным результатам. Сдельные расценки за автомобиле-день (смену) работы определяются делением фонда основной заработной платы коллектива без учета премии на плановое количество автомобиле-дней работы. Подрядные коллективы технической службы премируются за выполнение и перевыполнение суточного плана (задания) по выпуску автомобилей на линию в автомобиле-днях (сменах) и за экономию материальных ресурсов. Например, для определения выручки используются планово-расчетные цены за услуги для автоколонн. Цена устанавливается на автомобиле-день работы подвижного состава по формуле:
Зто,тр
Цр = --------;
МДР
где Цр - планово-расчетная цена за услуги по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту (ТР) на один автомобиле-день работы;
Зто,тр - плановые затраты на ТО и ТР;
МДР - автомобиле-дни работы подвижного состава.
Для оплаты труда водителей можно применить и бестарифную систему оплаты труда.
Бестарифная система представляет собой распределительный вариант оплаты труда, основанный на применении коэффициентов оценки квалификации и результативности труда работников. Такую систему оплаты труда применяют, как правило, относительно небольшие коллективы с устойчивым составом участников, т.к.:
- коллектив несет полную ответственность за конечные результаты;
- возможна достаточно объективная оценка квалификационного уровня;
- наличие небольшого сплоченного коллектива - команды единомышленников, ориентированных на достижение конечной цели;
- гарантии минимума заработной платы, предусмотренные трудовым законодательством и соглашениями между представителями наемных работников и работодателями.
Важным моментом при разработке и введении "бестарифной" системы оплаты труда является определение количества квалификационных групп, объединяющих различные категории персонала по сложности труда, диапазон значений коэффициентов квалификационного уровня работника. Квалификационные уровни определяются исходя из соотношений в оплате труда, фактически сложившихся в период, предшествующий введению этой системы. Квалификационный уровень работника определяется соотношением средней фактической заработной платы за предшествующий год или 6 месяцев со средней заработной платы работника с самым низким уровнем оплаты за этот же период. Затем устанавливаются диапазоны, путем группировки рассчитанных квалификационных уровней. В начальную исходную группу могут входить работники низкой и средней квалификации (или только низкой).
Пример 6
Средний минимальный уровень заработной платы автоколонны составляет 5000 руб. Фактическая средняя заработная плата (учитываются постоянные элементы оплаты: сдельные расценки, тарифные ставки, премии, надбавки, доплаты и др.) водителя микроавтобуса Иванова Д.Т. за 2006 г. составила 7000 руб.
Следовательно, его квалификационный уровень на 2007 г. составит 7000 руб. : 5000 руб. = 1,4. Он попадает в диапазон 0,6 - 1,4 исходной группы, среднее значение которого составляет 1,0. Среднее значение диапазона - это тот минимальный уровень заработной платы, который должен быть гарантирован работнику данной профессии по его тарифному разряду с учетом ежемесячной премии. Нижнее значение диапазона 0,6 или 3000 руб. (в данном примере) - минимум заработной платы, утвержденный на этом автотранспортном предприятии. Далее определяется фактическое значение квалификационного уровня в зависимости от результатов трудового вклада по показателям повышения и снижения, представленных ниже в таблице от среднего значения диапазона вилки. Трудовой вклад водителя зависит от соблюдения графика рейсов, расхода горючего, стажа работы на данном предприятии, культуры работы, трудовой дисциплины.
Таблица 2
Категории работников |
Диапозон вилки соотношений и его среднее значение |
Критерии, увеличивающие среднее значение ki и мера увеличения (+) |
Критерии, уменьщающие среднее значение ki и мера уменьшения (-) |
Кто оценивает показатель |
Водитель микро- автобуса |
0,6 - 1,4; 1,0 | 1. Четкое соблюдение уста- новленного графика рейсов (+0,1) |
1. Срывы установленного графика рейсов по вине водителя (-0,2) |
Начальник транспортной службы |
2. Культура в работе (+0,1) |
2. Перерасход горючего (-0,1) |
|||
3. Стаж работы по данной профессии не менее 2 лет (+0,1); не менее 4 лет (+0,5) |
Пример расчета значения ki и размера заработной платы (ЗП) для водителя микроавтобуса за август 2007 г. Водитель в этом месяце:
- четко выполнял график перевозки работников (+0,1);
- соблюдал культуру труда (+0,1);
- его стаж работы по данной профессии 3 года (+0,1).
С учетом отмеченного, среднее значение установленного соотношения в оплате труда 1,0 (0,6 - 1,4) возрастет до 1,3 (1,0 + 0,1 + 0,1 +0,1). Однако за тот же месяц водитель допустил перерасход бензина (-0,1). Окончательная величина ki будет 1,2 (1,3 - 0,1). Фонд оплаты труда, подлежащий распределению между работниками составил 83467 руб.
Месячный заработок водителя Иванова Д.Т. составит:
Кi 1,2
ЗПi = ------------------------- x ФОТ = ------ x 83467 = 8786,0 руб.
сумма (от i = 1 до n) Кi 11,4
где ЗПi - индивидуальная заработная плата i-го работника, руб.;
Кi- коэффициент квалификационного уровня, присвоенный ему работнику трудовым коллективом в момент введения бестарифной системы оплаты (в баллах, долях единицы);
сумма (от i = 1 до n) Кi - общий коэффициент квалификационного уровня коллектива (бригады);
ФОТ - фонд оплаты труда коллектива (бригады), подлежащий распределению между работниками;
n - количество работников (водителей), участвующих в распределении ФОТ.
ЗПiпр.
Кi = --------,
ЗПmin
где ЗПiпр. - средняя фактическая заработная плата за предшествующий год или 6 месяцев, руб.;
где ЗПmin - средняя заработная плата работника с самым низким уровнем оплаты за этот же период, руб.
В соответствии с положением окончательный заработок водителя за ненормированный рабочий день увеличивается на 25%, его начисленная заработная плата в августе составит 8786,0 х 1,25 = 10982,5 руб.
К бестарифным системам может быть отнесена и договорная система оплаты, при которой работодатель, нанимая водителя, договаривается с ним о конкретной сумме оплаты за определенную работу. Она может выполняться с помощью средств труда работника. Например, при транспортном обслуживании на своем автомобиле оплата устанавливается в рублях за км. пробега, с пассажира или с тонны груза.
При такой системе оплаты труда водитель менее защищен от произвола работодателя, поскольку величина оплаты не основана на объективных расчетах.
Исходя из вышесказанного, и исходя из разделения функций и интересов работодателя и наемного работника (водителя), при разработке системы оплаты труда на предприятии необходимо решить следующие задачи:
1) система должна направить водителя на достижение таких показателей трудовой деятельности, которые обеспечат получение необходимого работодателю производственного результата;
2) система должна предоставить работнику (водителю) возможность реализовать имеющиеся у него умственные и физические возможности, позволить ему самореализоваться в рабочем процессе как личности.
Н.Ю. Ланда
"Консультант бухгалтера", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru