город Ростов-на-Дону |
|
12 сентября 2012 г. |
дело N А53-2567/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Ереминой О.А., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевым А.М.,
от истца: представитель Капуста В.В. по доверенности N 5669 от 30.12.2011, паспорт,
представитель Пруцев С.В. по доверенности N 92 от 13.01.2011, паспорт,
от ответчика: представитель Рублев И.Ф. по доверенности N 1-2012 от 01.03.2012, паспорт,
председатель Литвиненко В.А., паспорт
от третьего лица: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 34400253457373),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "ТСЖ-50"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2012 по делу N А53-2567/2012
по иску открытого акционерного общества Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" (ИНН 6154023190, ОГРН 1026102578446)
к товариществу собственников жилья "ТСЖ-50" (ИНН 6154114425, ОГРН 1086154001746)
при участии третьего лица - Региональной службы по тарифам Ростовской области
(ИНН 6167051941, ОГРН 1026104157265)
о взыскании задолженности по оплате принятой тепловой энергии,
принятое в составе судьи Корецкого О.А.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья "ТСЖ-50" (далее - ТСЖ, ответчик) задолженности по оплате принятой тепловой энергии по договору N 59/1 на отпуск тепловой энергии от 01.01.1992 за период с июля 2010 года по декабрь 2011 года в размере 948 815 руб. 16 коп., а также расходы по уплате госпошлины в размере 28 161 руб. 80 коп. и расходы, связанные с получением выписки из ЕГРЮЛ в размере 200 руб. (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (том 2, л.д. 2-3, том 3, л.д. 80).
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком договорных обязательств по договору теплоснабжения N 59/1 от 01.01.1992, в части оплаты принятой тепловой энергии.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2012 по делу N А53-2567/2012 с товарищества собственников жилья "ТСЖ-50" в пользу открытого акционерного общества Теплоэнергетического предприятия тепловых сетей "Теплоэнерго" взыскана задолженность в размере 948 815 руб. 16 коп., а также расходы по уплате госпошлины в размере 28 161 руб. 80 коп. и расходы, связанные с получением выписки из ЕГРЮЛ в размере 200 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество собственников жилья "ТСЖ-50" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявителем приведены следующие доводы:
- суд первой инстанции необоснованно принял решение на основании расчета истца исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, установленных органами местного самоуправления - администрацией г. Таганрога, несмотря на то, что исковой период - с июля 2010 года по декабрь 2011 года, то есть период, в котором уже действовали нормы Федерального закона от 07.07.2010 N 237-ФЗ;
- судом первой инстанции, в нарушение ч. 3 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не проведена проверка постановлений администрации г. Таганрога N 5380 от 20.12.2006 и N 5826 от 30.11.2009 и неправомерно принято значение 0,045 Гкал/м3 нормативом потребления;
- суд первой инстанции не исследовал представленный ответчиком контррасчет оплаты за отопление, что привело к принятию неправильного решения;
- судом первой инстанции не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, связанные с тем, что ответчик самостоятельно производит коммунальный ресурс - горячую воду, используя внутридомовое оборудование, относящееся к общей собственности собственников дома;
- суд первой инстанции не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и не применил ст. 309 ГК РФ, ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ, ч. 1, ст. 404 ГК РФ для выяснения виновности или невиновности сторон при выполнении договора теплоснабжения N 59 от 01.01.1992 между истцом и ответчиком, что привело к принятию неправильного решения.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Теплоэнерго" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как следует из отзыва, примененные судом первой инстанции нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению установлены органом, который на день их установления обладал в силу закона соответствующими полномочиями, а после внесения изменений в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ уполномоченным органом государственной власти Ростовской области не были установлены иные нормативы. Довод ответчика о неправомерном применении истцом в расчетах норматива на отопление 0,013 Гкал/м2 общеполезной площади, направлен, по мнению истца, на обжалование Постановления N 5380 от 20.12.2006, устанавливающее норматив потребления на "отопление". Истцом также указано, что 15.05.2012 Таганрогским городским судом оставлено без удовлетворения исковое заявление Литвиненко В.А., Рублева И.Ф. к Администрации г. Таганрога об оспаривании нормативного правового акта Администрации г. Таганрога, в котором заявители просили суд признать норматив потребления тепловой энергии 0,013 Гкал/м2 общеполезной площади, установленный Постановлением мэра г. Таганрога N 5380 от 20.12.2006, не соответствующего требованиям "правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства N 306 и просили признать данное Постановление в части установления норматива 0,013 Гкал/м2 незаконным и не действующим со дня его принятия (Решение Таганрогского суда от 15.05.2012 по делу N 2-2859/12). ОАО "Теплоэнерго" получает оплату за подогрев воды, в состав исковых требований в части взыскания оплаты горячего водоснабжения входит стоимость тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды, стоимость самой воды в предмет иска не входит.
В судебном заседании 05.09.2012 стороны поддержали свои правовые позиции по делу.
Региональная служба по тарифам Ростовской области, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.01.1992 между сторонами был заключен договор N 59/1 на отпуск тепловой энергии, в соответствии с которым теплоснабжающая организация (истец) обязуется отпустить потреблителю (ответчику) тепловую энергию с максимум тепловой нагрузки 0,326 Гкал/ч, а потребитель (ответчик) обязуется принять и оплатить принятую тепловую энергию (том 1, л.д. 29-30).
Согласно пункту 5 договора, учет отпускаемой тепловой энергии производится по приборам учета, установленным в соответствии с "Инструкцией по учету отпуска тепла" на тепловом вводе потребителя.
Сторонами договора согласованы: график отпуска тепла и производства платежей, границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям.
Во исполнение условий договора ОАО "Теплоэнерго" поставило ответчику в период июль 2010 по декабрь 2011 года тепловую энергию в полном объеме, плата за потребленную ответчиком тепловую энергию, рассчитана истцом исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем, оплата за принятую тепловую энергию товариществом собственников жилья "ТСЖ-50" не была произведена в полном объеме, что послужило основанием для обращения ОАО "Теплоэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
В данном случае потребителем энергии является товарищество собственников жилья, то есть исполнитель коммунальных услуг для собственников помещений дома.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 14 Правил N 307 закреплено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В пункте 15 данных Правил содержится норма, согласно которой размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам, в которых установлены формулы определения размера платы, предусматривающие определение объемов потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги и общей отапливаемой площади жилого дома (по отоплению) и количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом доме (по горячему водоснабжению).
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или нежилом помещении определяется по формуле с учетом общей площади, норматив потребления тепловой энергии на отопление, тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации; размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) в жилом доме или помещении многоквартирного дома по формуле с учетом количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме), норматива потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения, тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Таким образом, согласно положениям указанных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В пункте 8 Правил предоставления услуг граждан установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Изложенная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.09 N 525/09, согласно которому применение тарифа, установленного Региональной службой по тарифам и определение количества потребленной энергии без учета норматива потребления противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденными органом местного самоуправления.
Согласно пункту 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих и состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов, учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 7 и 19 Правил оказания коммунальных услуг при отсутствии общедомовых приборов учета, количество отпущенной тепловой энергии на отопление определяется исходя из норматива потребления, установленному органом местного самоуправления.
Определение количества тепловой энергии иным способом, не предусмотренным законом и Правилами, противоречит статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 8 Правил оказания коммунальных услуг.
В договоре N 59/1 от 01.01.1992 на отпуск тепловой энергии сторонами предусмотрен иной порядок определения количества тепловой энергии - по методическим указаниям на выработку тепловой энергии в соответствии с температурой наружного воздуха, что противоречит указанным выше нормам, данные условия договора являются ничтожными и не могут применяться при определении количества потребленной энергии и задолженности.
Дом, находящийся в управлении ответчика, приборами учета тепловой энергии не оборудован, в связи с чем, истец произвел расчет количества потребленной энергии исходя из нормативов потребления. При расчете истец исходил из общеполезной площади многоквартирного дома, находящегося в управлении ответчика, количества жителей, проживающих в доме, и использовал тариф на тепловую энергию для поставщика, утвержденный Региональной службой по тарифам Ростовской области, и равный 1 424 руб. 53 коп. (с учетом НДС 18%).
Нормативы потребления установлены администрацией г. Таганрога постановлением N 5380 от 20.12.2006 и N 5826 от 30.11.2009 и составляют для отопления - 0,013 Гкал в месяц на 1 м3. отапливаемой площади (из расчета оплаты в течение 12 месяцев в году); для ГВС - 3,19 (105 л/чел. сут.), 2,43 (80 л/чел. сут.), 0,045 - норматив на подогрев 1 м3.
Довод заявителя жалобы о том, что при определении суммы задолженности применен норматив, установленный неуполномоченным органом, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Норма части 1 статьи 157 ЖК РФ, ограничивающая круг субъектов, уполномоченных на установление нормативов потребления коммунальных услуг, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, введена в действие Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный Закон вступил в силу 13.08.2010 - по истечении десяти дней со дня официального опубликования в Российской газете от 02.08.2010.
Примененные судом первой инстанции нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению были установлены постановлением Администрации г. Таганрога N 5826 от 30.11.2009.
По состоянию на день принятия указанного постановления часть 1 статьи 157 ЖК РФ наделяла полномочием по установлению нормативов потребления коммунальных услуг (за исключением электроснабжения и газоснабжения) органы местного самоуправления.
Поскольку примененные судом первой инстанции нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению установлены органом, который на день их установления обладал в силу закона соответствующими полномочиями, а после внесения изменений в часть 1 статьи 157 ЖК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ уполномоченным органом государственной власти Ростовской области не были установлены иные нормативы, постольку суд первой инстанции правомерно применил нормативы, установленные постановлением Администрации г. Таганрога N 5826 от 30.11. 2009.
Данные нормативы соответствуют установленной в г. Таганроге схеме, при которой оплата за ресурс "холодная вода" производится муниципальному унитарному предприятию "Управление "Водоканал", а общество получает оплату за подогрев воды.
Довод заявителя жалобы о необходимости проведения проверки постановлений администрации г. Таганрога N 5380 от 20.12.2006 и N 5826 от 30.11.2009, поскольку не является предметом настоящего спора.
Обоснованность требований истца подтверждена совокупностью представленных доказательств: договором N 59/1 от 01.01.1992 и дополнительным соглашением к нему, копиями актов поставки и счетов-фактур (том 1, л.д. 29-30, 33, 74-102).
В материалы дела представлены платежные поручения, свидетельствующие о перечислении потребителем денежных средств во исполнение условий договораN 59/1 от 01.01.1992 (том 1, л.д. 34 - 55).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении им взятых на себя обязательств по договору в полном объеме, а имеющимися в деле документами доказан факт ненадлежащего исполнения ответчиком условий договора по оплате фактически отпущенной тепловой энергии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2012 по делу N А53-2567/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "ТСЖ-50" (ИНН 6154114425, ОГРН 1086154001746) в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2567/2012
Истец: ОАО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго"
Ответчик: ТСЖ "ТСЖ-50"
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9963/12
17.07.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7851/12
25.06.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-2567/12
17.04.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4075/12